* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Последние сообщения

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 10
21
Modern Talking / Грозный просмотр онлайн
« Последний ответ от ValenciaCa Ноябрь 27, 2020, 04:28:56 pm »
Сериал ГРОЗНЫЙ 2020 серии 1,2 сериал все серии онлайн






Грозный

Сериал ГРОЗНЫЙ 1,2 серии смотреть онлайн русский сериал

Грозный 2020 1 серия


Грозный 2020 2 серия


Грозный 2020 3 серия


Грозный 2020 4 серия


Грозный 2020 5 серия


Грозный 2020 6 серия


Грозный 2020 7 серия


Грозный 2020 8 серия


Грозный 2020 9 серия


Сериал ГРОЗНЫЙ 2020 серии 1,2 сериал все серии онлайн

(Грозный ) 7 серии посмотрет ь
«Грозный» 3 серии типа таких
‚Грозный' 1 новая серия вот
[Грозный] 4 серии клик
„Грозный” 3 серии здесь
'Грозный' 6 серия online
[Грозный] 6 все серии подробнее
'Грозный' 2 серия sezon
"Грозный" 1 серия вот.
[Грозный] 1 серии online
'Грозный' 8 все серии типа таких
'Грозный' 5 серия вот
“Грозный” 5 все серии ссылка
'Грозный' 8 новая серия смотреть
[Грозный] 2 все серии sezon
"Грозный" 9 серии смотри
‚Грозный' 9 серия серии
'Грозный' 9 новая серия seriya
"Грозный" 4 новая серия serial
[Грозный] 2 новая серия онлайн
“Грозный” 9 серия ссылка
„Грозный” 9 новая серия подобное


Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
Грозный
22
Грозный 1 серия -- сериал 2020 смотреть онлайн






Грозный сериал

Смотреть грозный 2020 1 серия 2 серия (все серии подряд)

Грозный 2020 1 серия


Грозный 2020 2 серия


Грозный 2020 3 серия


Грозный 2020 4 серия


Грозный 2020 5 серия


Грозный 2020 6 серия


Грозный 2020 7 серия


Грозный 2020 8 серия


Грозный 2020 9 серия


Грозный 1 серия 2020 смотреть сериал.

«Грозный » 2 новая серия рекоменду ю
«Грозный » 2 серии смотрите ссылку
„Грозный” 5 новая серия вот они все
[Грозный] 1 новая серия 2020
„Грозный” 9 все серии вот такая
[Грозный] 9 серия подобное
‚Грозный' 3 серия здесь
(Грозный ) 6 новая серия тут
„Грозный” 9 все серии еще
‚Грозный' 7 серия подробнее
„Грозный” 2 новая серия смотри
"Грозный" 1 серии по этой ссылке
'Грозный' 4 новая серия вот это
(Грозный ) 9 все серии выбирай
"Грозный" 5 серии подробное описание
„Грозный” 7 серия watch
"Грозный" 9 новая серия все
„Грозный” 2 все серии типа таких
[Грозный] 8 серии есть
„Грозный” 4 серия типа таких
'Грозный' 4 серия вот это
[Грозный] 1 серии типа таких


Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
23
Грозный 1 серия -- сериал 2020 смотреть онлайн






Грозный сериал

Сериал ГРОЗНЫЙ 1,2 серии смотреть онлайн русский сериал

Грозный 2020 1 серия


Грозный 2020 2 серия


Грозный 2020 3 серия


Грозный 2020 4 серия


Грозный 2020 5 серия


Грозный 2020 6 серия


Грозный 2020 7 серия


Грозный 2020 8 серия


Грозный 2020 9 серия


Сериал ГРОЗНЫЙ 2020 серии 1,2 сериал все серии онлайн

„Грозный” 3 серия hd
(Грозный ) 3 серии смотрим тут
“Грозный” 2 новая серия вот ссылка
[Грозный] 4 серия смотреть тут
‚Грозный' 3 все серии инфо
«Грозный» 1 серия описание
«Грозный » 9 все серии ссылка
[Грозный] 7 серия вот.
(Грозный ) 7 все серии смотреть тут
„Грозный” 1 серия serial
«Грозный » 9 новая серия вот
“Грозный” 9 серия вот тут
‚Грозный' 2 новая серия серии
«Грозный » 6 новая серия читай
«Грозный» 2 серия типа таких
«Грозный » 6 серия вот тут
“Грозный” 1 серии по ссылке
[Грозный] 5 серии вот они все
"Грозный" 6 новая серия vk
(Грозный ) 7 серии 720
'Грозный' 9 новая серия вот такая
«Грозный» 1 новая серия ок


Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
Грозный сериал
24
Пластинки мира wav/flac/mp3 / Re: Faruk Kaiser– Disco Dancer (1982 год) 320kbs mp3 torent
« Последний ответ от djjaz63 Ноябрь 26, 2020, 08:54:37 am »
обновил  релиз
25
Юмор / Re: сис админы шутят
« Последний ответ от olga Сентябрь 30, 2020, 02:34:33 pm »
— Папа, я влюбилась! Мы познакоми лись в контакте, потом мы зафрендил ись на Фэйсбуке, болтали через WatsApp, а теперь он признался мне в любви через Вайбер!

— Ну тогда, доченька, женитесь с ним в Твиттере, детей купите на eBay, a когда он тебе надоест — выставишь его на Авито.
26
Юмор / сис админы шутят
« Последний ответ от djjaz63 Сентябрь 30, 2020, 02:58:23 am »
- Как ты со своей женой познакоми лся?
- Сидит она, значит, в бане...
- Как интересно! Продолжай!
- Сидит она в бане за свое поведение на форуме и шлет мне, админу, слезное письмо, чтобы я ее разбанил. Начали общаться по мылу, затем в аське, затем встретили сь в реале.
27
Внимание, Читать всем!!!!!!! / заблокированные пользователи
« Последний ответ от djjaz63 Сентябрь 28, 2020, 09:38:14 pm »
Если вы  считаете что блок не  справедли во  выдан   
пишите нам  на  адрес   ::::  djjaz63@gmail.com


 "MarcellaJ a"      Сентябрь 25, 2020, 04:07:42 am
 "TraciShaf e"      Сентябрь 25, 2020, 04:07:42 am   
 "BernardGe f"    Сентябрь 23, 2020, 12:03:22 am   
 "GudrunV99 8"  Сентябрь 20, 2020, 07:03:32 pm   
 "ChasityCh i"     Сентябрь 20, 2020, 06:28:05 pm   
 "BarryCot"        Сентябрь 18, 2020, 09:04:27 pm   
 "AracelyJo i"      Сентябрь 18, 2020, 09:04:27 pm   
 "AracelyJo i"      Сентябрь 18, 2020, 07:59:01 pm   
 "Josephrag"      Сентябрь 18, 2020, 02:40:32 am   
 "Fonioval"         Сентябрь 17, 2020, 11:27:05 am   
 "Charissa5 7"    Сентябрь 17, 2020, 12:31:54 am   
 "AdrianaUt b"    Сентябрь 16, 2020, 04:14:55 pm   
 "Charolett e"     Сентябрь 16, 2020, 12:16:42 am   
 "KathiHyet t"     Сентябрь 14, 2020, 08:55:41 am   
 "StephanyR o"   Сентябрь 13, 2020, 11:25:48 pm   
 "DPLNydia4 7"   Сентябрь 13, 2020, 09:46:53 pm   
 "MichaelaE a"    Сентябрь 13, 2020, 09:46:53 pm   
 "AnitraRod g"    Сентябрь 13, 2020, 09:46:53 pm   
 "KatrinThe o"    Сентябрь 13, 2020, 09:46:53 pm   
 "ChauTijer i"     Сентябрь 13, 2020, 05:08:33 pm   
 "Sonia5832 3"   Сентябрь 13, 2020, 05:08:33 pm   
 "loisgj60"         Сентябрь 13, 2020, 05:08:33 pm   
 "benitavi3"       Сентябрь 13, 2020, 05:08:33 pm   
28
Автоматы Калашникова / Re: 7,62-мм автомат АИ (А1), AIM, AIR Румыния
« Последний ответ от djjaz63 Сентябрь 28, 2020, 09:19:13 pm »
Характери стики
 Калибр 7,62 мм (.30)
 Патрон 7,62х39 советский образца 1943 года
 Принцип действия Отвод части пороховых газов, выбор вида огня
 Длина 880 мм
 Вес 4,0 кг, без магазина
 Ствол 415 мм, четыре канавки, закрученн ые вправо
 Магазин рожок на тридцать патронов
 Темп стрельбы 650±30 выстрелов в минуту
 Маркировк а переводчи ка огня «S» над «FA» над «FF»
 Начальная скорость пули 710 м/сек
 Штык Съемный штык-нож
 7,62-мм автомат АИР (AIR)
 Выпускалс я государст венны м оружейным заводом, Кугир.
 Это компактна я модификац ия АИМ с прикладом на одной штанге, складываю щимся вбок для уменьшени я длины. У большинст ва автоматов отсутству ет дополните льная пистолетн ая рукоятка на цевье, столь характерн ая для румынског о оружия, хотя, по-видимому, по желанию возможна ее установка .
 Характери стики
 Калибр 7,62 мм (.30)
 Патрон 7,62х39 советский образца 1943 года
 Принцип действия Отвод части пороховых газов, выбор вида огня
 Длина 750 мм (с прикладом), 550 мм (со сложенным прикладом)
 Вес 3,1 кг, без магазина
 Ствол 305 мм, четыре канавки, закрученн ые вправо
 Магазин Съемный рожок: на двадцать или тридцать патронов
 Темп стрельбы 600±30 выстрелов в минуту
 Маркировк а переводчи ка огня «S» над «FA» над «FF»
 Начальная скорость пули 670 м/сек
 Штык Нет
29
100 великих композиторов / Арнольд Шёнберг (1874–1951)
« Последний ответ от djjaz63 Сентябрь 28, 2020, 06:53:47 pm »
Арнольд Шёнберг

(1874–1951)

{alt}
Представи телем наиболее радикальн ого течения в музыке своего времени был Арнольд Шенберг. Как создатель современн ых принципов композици и он стал основател ем так называемо й новой венской школы. Его отличало благородс тво мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, характерн ых и пленитель ных, суровое и даже холодное мастерств о, остроумие и тяга к лаконично сти, прямолине йност и и ясности рядом с наивно романтиче скими настроени ями.

Арнольд Шёнберг, сын купца, родился в Вене 13 сентября 1874 года. В возрасте восьми лет он потерял отца и рос в тяжелых материаль ных условиях. Одновреме нно с началом посещения реального училища двенадцат илетн ий Шенберг стал учиться играть на скрипке и пытался сочинять маленькие скрипичны е дуэты, а потом трио и квартеты для камерных музыкальн ых собраний в товарищес ком кругу. Покинув училище через некоторое время, Шёнберг один, без посторонн ей помощи и советов, принялся совершенс твова ть свое музыкальн ое дарование . Он твердо решил стать композито ром. Большим подспорье м для него явилось знакомств о с Александр ом Цемлински м. Сам композито р и дирижер, Цемлински й всегда был другом музыкальн ой передовой молодежи. В продолжен ие нескольки х месяцев он регулярно занимался с Шёнбергом . Занятия вскоре перешли в тесную дружбу. Учитель и ученик были не одиноки: Цемлински й ввел Шёнберга в круг юных музыканто в. Это была эпоха страстног о увлечения Вагнером и особенно его «Тристаном и Изольдой».

В сезон 1898–1899 годов в Вене одним из местных камерных ансамблей был исполнен юношеский квартет Шёнберга, явившийся как бы итогом его серьезных занятий. Квартет имел успех, но зато в том же 1898 году исполненн ые первые песни (Lieder) Шёнберга вызвали большое недоумени е и даже скандал. Сейчас это кажется странным, потому что песни звучат теперь как изысканно и утонченно сотканные лирически е настроени я, не заключая в себе ничего дерзкого. Осенью 1899 года Шёнберг сочинил прекрасны й по своей фактуре и музыкальн о выразител ьный струнный секстет «Ночь просветле ния», проявив себя здесь уже зрелым мастером формы. Это произведе ние пользуетс я заслуженн ой известнос тью в силу искреннос ти музыки, изысканно й сочности гармониче ской ткани и образно-поэтической манеры выражения, в чем еще сказывалс я романтик.

Вопрос о заработке стоял в то время на первом плане и часто служил помехой творчеств у. Шёнберг дирижиров ал хорами и мелкими оркестрам и, пытался, но неудачно, сочинять легкую музыку. Из нужды Шёнберг брал работу по оркестров ке чужой театральн ой музыки, причем его соавторст во не раскрывал ось, занимался переложен иями — словом, рад был всякой работе.

После женитьбы на сестре Цемлинско го, с декабря 1901 года Шёнберг жил в Берлине. По 1903 год он являлся дирижером и преподава телем консерват ории Штерна в Берлине. Там в течение 1902 года композито р сочинил симфониче скую поэму «Пеллеас и Мелисанда», которая волнует своей выразител ьност ью, пластично стью и образност ью, своим чудесным колоритом и сочетание м томной нежности с мужествен ной сдержанно стью.

Летом 1903 года Шёнберг вернулся в Вену. Мало-помалу его песни стали получать признание . Был исполнен секстет. Знакомств о с Густавом Малером также имело большое значение для Шёнберга. С зимы 1903 года начинает расти известнос ть Шёнберга как педагога. Вокруг него группируе тся чуждающая ся консерват орско й рутины молодежь: среди первых его учеников были Антон Веберн, Эрвин Штейн и Альбан Берг. Творческа я работа шла, однако, своей чередой. Летом 1904 года Шёнберг принялся за сочинение струнного Квартета и летом 1905 года окончил его.

Весной и летом 1906 года он сочинил свое переходно е произведе ние — Камерную симфонию, в которой едва ли не впервые в современн ой музыке был резко выдвинут принцип экономии инструмен тальн ых средств выражения, и оркестр был сведен к 14 солирующи м инструмен там. Струнный Квартет был в первый раз исполнен в Вене квартетом Розе 5 февраля 1907 года. В том же году Шёнберг принялся за сочинение Второго струнного квартета и окончил его летом 1908 года.

В 1909 году были написаны фортепиан ные пьесы и «Пять пьес для оркестра». «Пять пьес для оркестра» — инструмен тальн ая фантасмаг ория. Им присуще множество новых тембровых сочетаний, изумитель ные колористи чески е находки, неисчерпа емост ь изобретен ия, остроумне йшие комбинаци и ритмов и орнаменто в, сжатость мотивов и вместе с тем характерн ость их в смысле выявления индивидуа льных особеннос тей языка каждого инструмен та. Пять пьес — пять «чередований» быстрых и сдержанны х движений. Бег ломких и капризных линий первой пьесы сменяется ясно очерченны ми, нежно выразител ьными мотивами, их поглощает своеобраз но мерцающая звучность третьей пьесы, дикий романтиче ский порыв сметает ее заворажив ающее очаровани е.

Осенью 1909 года в течение трех недель Шёнберг сочинил монодраму «Ожидание». Параллель но в эти же годы создавали сь песни, и в числе их исключите льно интересны й цикл мелодий на слова Стефана Георге. Это был исключите льно плодотвор ный и напряженн ый период в творчеств е Шёнберга. Каждое его новое произведе ние, вызывая ожесточен ные споры, было новым смелым завоевани ем и вместе с тем новым претворен ием строго классичес ких принципов музыкальн ой композици и, ибо Шёнберг никогда не был безрассуд ным новатором из любви к новаторст ву. Он шел вперед, подчиняяс ь внутренне му влечению, но отдавая себе отчет в каждой техническ ой детали.

С 1911 по 1915 год Шёнберг снова жил в Берлине, совершая концертны е турне в качестве дирижера. Так, в 1912 году Шёнберг приехал в Петербург и в одном из концертов дирижиров ал своей симфониче ской поэмой «Пеллеас и Мелисанда». В передовых музыкальн ых кругах его горячо приветств овали, но скорее «вкушали», как пряность, детали его сочинений, чем охватывал и в целом его творчеств о как глубокое и сильное явление. Впрочем, конечно, трудно было тогда почувство вать, что Шёнберг — больше чем «странный модернист» и что в его музыке старое давало новые свежие ростки, до неузнавае мости изменяясь . Музыка его казалась парадокса льной, бесформен ной и не имеющей корней.

В 1911 году Шенберг закончил инструмен товку «Песен Гурре» и свою книгу о гармонии, посвятив ее памяти Густава Малера.

Поэтическ ий текст «Песен Гурре» принадлеж ит датскому поэту Иенсу Петеру Якобсену. В основу песен положено датское сказание о том, как король Вальдемар IV Аттердат тайно любил прекрасну ю девушку — маленькую Тове, и как королева Гедвига из ревности повелела ее убить. Гурре — замок возле одного из озер северной Исландии. В Гурре умер Аттердат, и, по народному преданию, он каждую ночь охотится в окрестнос тях этого замка.

Шёнберг начал сочинять «Песни Гурре» в марте 1900 года в Вене. О ходе работы Шёнберга над циклом лучше всего повествуе т его собственн ое письмо, помещенно е Альбаном Бергом в «Путеводителе», содержаще м тематичес кий анализ песен.

«В марте 1900 года, — пишет Шёнберг, — я сочинил 1 и 2 часть и многое из 3 части. После этого наступил длительны й перерыв, заполненн ый инструмен товко й опереток! В марте 1901 года все сочинение было закончено! В августе 1901 года я начал инструмен товат ь (опять с перерывам и, среди других работ, как это обычно происходи ло с моим сочинител ьство м). В Берлине в 1902 году — посреди года — инструмен товка была продолжен а. Затем опять последова л большой перерыв из-за оркестров ки опереток. В 1903 году работа возобнови лась, и инструмен товка была доведена до 118 страницы партитуры, после чего я отложил ее в сторону, и работа совсем приостано вилас ь! В июле 1910 года (в Вене) последова ло возобновл ение работы. Инструмен товка дошла вплоть до заключите льног о хора; окончание его последова ло в Целендорф е (около Берлина) в 1911 году… При окончател ьной отделке партитуры я переработ ал лишь немногие места… Эти исправлен ия стоили мне большего труда, чем в свое время все сочинение».

Последним и словами своего письма Шёнберг, по-видимому, хотел сказать, что благодаря непрерывн ой творческо й эволюции ему трудно было закончить десять лет ранее начатое сочинение в том виде, как оно было задумано, но что он все-таки предпочел добиться этого и добился за очень немногими исключени ями. Судьба сыграла с Шёнбергом злую шутку в том отношении, что, когда создавали сь «Песни Гурре», он был гоним и непризнан, голодал и должен был бросить работу. А когда в 1913 году в Вене состоялос ь первое исполнени е цикла оркестром под управлени ем Франца Шрекера и принесло композито ру первый большой успех, он сам уже далеко отошел от этого произведе ния и не мог уже получить от восприяти я тех впечатлен ий и живых стимулов, какие, несомненн о, получил бы, если бы мог закончить и услышать «Песни Гурре» значитель но раньше.

Тем не менее успех «Песен Гурре» был вполне заслуженн ым, и сочинение это продолжае т вызывать интерес к себе волнующей, глубоко искренней лирикой и напряженн остью эмоционал ьного тона. Волны музыки «Песен Гурре» охватываю т и ритмическ и влекут слушателя с первых страниц вступлени я. Цикл всегда вызывает к себе симпатию благодаря своей эмоционал ьной насыщенно сти и мелодичес кой щедрости, причем в характере музыки дает себя знать вагнеровс кий пафос. Каждая из отдельных песен, на которые распадает ся все произведе ние, является ярким эпизодом, но не случайным и не обрывочны м, а тесно спаянным с остальным и. Это достигает ся общностью тем-мелодий и их многообра зными превращен иями, в которых раскрывае тся с необычайн ой полнотой композито рское изображен ие Шёнберга.

Музыка к циклу стихотвор ений «Лунный Пьеро», написанна я весной и летом 1912 года, явилась показател ем совсем новой эры в творчеств е композито ра, как в отношении содержани я, так и фактуры. В чудесном лирическо м цикле «Лунный Пьеро» сочеталис ь в парадокса льном содружест ве расчетлив ый ум с романтиче скими стремлени ями и зовами, и рассудок проницате льно уступил свои права искупающе й и манящей мечте, отдав ей свое мастерств о и свой опыт.

В 1913 году Шёнберг завершил музыкальн ую драму «Счастливая рука». Увы, начинаетс я Первая мировая война. С 1915 по 1917 год Шёнберг служит в армии. Только в 1919 году он вновь возвращае тся к творческо й работе и пытается придать музыке более современн ое звучание: разрушает консонанс ные и диссонанс ные связи и придает функциям аккордов равное значение. Тем самым он приходит к понятию атонально сти вместо известной до того времени тонально-гармонической организац ии музыкальн ого материала, что само по себе явилось великим открытием . В новой технике создаются его Второй квартет для струнных инструмен тов и песенный цикл на 15 стихотвор ений из «Книги висячих садов».

Вторым открытием Шёнберга был так называемы й тематичес кий стиль — рациональ ный способ работы с мелодией, в которой все 12 тонов хроматиче ской гаммы имеют одинаково е значение (тона звучат в сериях — серийная техника — и обычно не повторяют ся раньше, чем звукоряд полностью мелодичес ки исчерпает себя). Эта система получила название додекафон ии. Шенберг использов ал их в уже упомянуты х произведе ниях в монодраме «Ожидание» и в произведе нии для голоса с инструмен тальн ым ансамблем «Лунный Пьеро».

Эти пьесы создали ему авторитет мастера, и он был приглашен в Берлин в качестве профессор а композици и в Прусскую Академию музыки. Но очень скоро его объявили представи телем «большевистского искусства» за еврейское происхожд ение, так что — несмотря на фанатичну ю волю и истощающу ю его работоспо собно сть — он вынужденн о покидает Германию и обосновыв ается в Лос-Анджелесе в США. С 1936 по 1944 год Арнольд Шенберг был профессор ом Калифорни йског о университ ета.

Его целью стало воплотить свои художеств енные принципы в крупной форме; так были созданы «Духовой квинтет», «Сюита для фортепиан о, малого кларнета, бас-кларнета, скрипки и виолончел и», «Вариации для оркестра», Третий и Четвертый струнные квартеты, скрипичны й и фортепиан ный концерты и опера «Моисей и Аарон», написанна я на сюжет из Ветхого завета. В опере противопо ставл ены человечно сть и варварств о, добро и зло. Это самое большое из додекафон ическ их сочинений автора.

В последние годы жизни Шёнберг несколько отошел от принципов, которые сам создал; возможно, на него повлияло стремлени е высказать ся по поводу важных событий в обществен ной жизни и стремлени е выразить гуманисти чески е идеалы наиболее убедитель но. В духе этой тенденции написаны произведе ния, ставшие вершиной его творчеств а, такие как Вторая камерная симфония, «Уцелевший из Варшавы» и памфлет против тирании «Ода Наполеону».

Умер Шенберг 13 июля 1951 года в Лос-Анджелесе.
30
100 великих композиторов / Морис Равель (1875–1937)
« Последний ответ от djjaz63 Сентябрь 28, 2020, 06:52:51 pm »
Морис Равель

(1875–1937)


Равель родился 7 марта 1875 году в городке Сибур, расположе нном на Атлантиче ском побережье, на границе
{alt}
Франции и Испании. Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Марии Делуар. Его отец, выходец из Швейцарии, работал в то время в Испании, мать была из старинной семьи басков. Таким образом, Равель по происхожд ению наполовин у баск, что проявляло сь в его внешнем облике, психологи ческо м складе, художеств енном темпераме нте

Отец Равеля — талантлив ый изобретат ель, охотно посвящал свой досуг музыке, и Морис, естествен но, рано с ней соприкосн улся. Примерно в возрасте 6–7 лет музыкальн ые занятия Мориса стали носить системати чески й характер. Сперва ими руководил композито р и пианист Анри Гис, который называл маленьког о Мориса «умницей». С 1887 года музыкальн ое образован ие мальчика продолжил Шарль Рене (ученик Делиба). Он не только учил Равеля технике исполнени я, но и дал ему первые уроки гармонии, контрапун кта и даже композици и, интерес к которой у того рано пробудилс я. Занимаясь у Рене, Равель сочинил вариации на тему Шумана и первую часть сонаты для фортепиан о Позднее Рене оценил их как «опыты по-настоящему интересны е».

К 1889 году Равель был достаточн о подготовл ен для поступлен ия в Парижскую консерват орию. В ней он учился по классу фортепиан о сначала у Ш. Антиома, а с 1891 года у Ш. Берио, гармонией занимался у Э Пессара. Равель делал успехи в фортепиан ной игре, даже получал отличия на внутренни х консерват орски х конкурсах . Однако постепенн о все более и более заявляло о себе истинное призвание Равеля — призвание композито ра.

Первые произведе ния Равеля, дошедшие до нас, относятся к 1893 году. Все пьесы содержат четко выраженны е черты его стиля. И, тем не менее, самокрити чный до щепетильн ости Равель позднее указывал, что в них он испытал воздейств ие музыки двух композито ров — Шабрие и Сати. Юный Равель восхищалс я необычнос тью этих творчески х натур. Его привлекал и их независим ость, смелость, нетрадици оннос ть.

В 1897 году Равель был принят в класс композици и Габриеля Форе, в том же году он начал заниматьс я контрапун ктом с Ан-дре Жедальжем . Равелю очень повезло, что он учился у этих музыканто в.

Форе дал толчок к раскрытию лирическо й стороны дарования Равеля, стимулиро вал его к работе над крупными жанрами. Он ввел своего ученика в художеств енные салоны де Сен-Марсо и де Полиньяк, где сам был желанным и почетным гостем, горячо рекомендо вал сочинения Равеля к исполнени ю в тех концертны х организац иях, где имел влияние.

Формируяс ь как личность и как музыкант, Равель страстно хотел найти среду сверстник ов, объединен ных общими интересам и, где велись бы горячие споры об искусстве, высказыва лись мнения без оглядки на авторитет ы. Ему нужна была дружеская поддержка, такая необходим ая на том трудном пути, который он прокладыв ал.

В начале 1900-х годов Равель входит в только что образован ный кружок, включавши й цвет молодой художеств енной интеллиге нции и называвши йся броско и задиристо, с оттенком эпатажа — «Апаши». Апаш — буквально бродяга, бандит, человек, не ладящий с законом. Очевидно, именно последнее значение этого слова имели в виду члены кружка, избравшие своим девизом: бороться против окаменелы х эстетичес ких канонов.

В кружок входили композито ры (Ф. Шмитт, А. Капле, М. Деляж, позднее — М де Фалья и И. Стравинск ий), пианисты, музыкальн ые критики. На собраниях кружка обсуждали сь музыкальн ые премьеры, новости художеств енной жизни, показывал ись новые работы его членов. С некоторым и «апашами» Равеля будут связывать узы дружбы на всю жизнь.

В 1900 году Равель завершил курс обучения в консерват ории. По окончании ее молодые композито ры, как правило, принимали участие в конкурсе на получение высшей награды — Большой римской премии. Весной 1901 года Равель серьезно готовился к конкурсу. В этом же году он предприня л первую попытку завоевать Римскую премию и едва не добился успеха. Равелю почти удалось усыпить бдительно сть жюри корректны м стилем своей кантаты «Мирра». Ему присудили вторую премию. Затем Равель пробовал свои силы на конкурсах 1902 и 1903 годов, но — безрезуль татно . В 1905 году, когда Равель по соображен иям возрастно го ценза (ему исполнило сь 30 лет) мог конкуриро вать в последний раз, его не допустили к конкурсу.

Дело в том, что параллель но с написание м конкурсны х кантат Равель сочинил «Игру воды» (1901) и Квартет (1903), где в полной мере проявил независим ость своих музыкальн ых замыслов. И в результат е этого композито р, уже хорошо известный музыкальн ому Парижу, не получил признания у жюри конкурсов . Такая явная несправед ливос ть вызвала бурную реакцию: в защиту Равеля подняли свой голос видные музыканты .

Струнный квартет — первое развернут ое четырехча стное сочинение Равеля Композито р посвятил свой квартет Габриэлю Форе, подчеркну в тем самым не только особое уважение к учителю, но также то, что пример учителя, активно работавше го в квартетно м жанре, стимулиро вал интерес Равеля к квартету. Мелодика квартета то мягко-мечтательная, то порывисто-взволнованная.

«Игра воды» — это новый для Равеля и для всей французск ой фортепиан ной музыки тип пьесы — скрыто-программной, красочной, виртуозно й. «Игра воды» явилась предшеств енниц ей ряда пьес, написанны х Равелем в последующ ие годы и вошедших в циклы «Зеркала» (1905) и «Ночной Гаспар» (1908).

«Зеркала» — сборник из пяти пьес Четыре пьесы — музыкальн ые зарисовки природы и лишь одна — жанровая сценка («Альборада»). Эти зарисовки обогатили палитру выразител ьных средств Равеля. Он разрабаты вает технику тончайшей фактуры («Ночные бабочки»), создает из звуковых пластов «чащу», где в оцепенени и дремлют птицы («Грустные птицы»), полнозвуч ными гармониям и и широкоохв атным и фигурация ми рисует картину моря и лодки, колышущей ся на его поверхнос ти («Лодка в океане»), имитирует звуки гитары и кастаньет, сопровожд ающих танец, и воспроизв одит вокальный монолог («Альборада»), разрежает и сгущает волны колокольн ых звучносте й («Долина колокольн ых звонов»). Равель называет сборник циклом, но как цикл «Зеркала» звучат крайне редко. Зато в репертуар пианистов прочно вошла «Альборада».

1906–1908 годы — период освоения все новых и новых жанров, расширени я художеств енных горизонто в. В эти годы как из волшебног о рога изобилия возникают: вокальные «Естественные истории», оркестров ая «Испанская рапсодия» и опера «Испанский час», фортепиан ные «Ночной Гаспар» и «Матушка-Гусыня». Кроме того, в эти же годы Равель начинает работать над эскизами балета «Дафнис и Хлоя», вынашивае т замыслы Трио и «Вальса», завершенн ых позднее.

Поражает не просто изобилие творчески х тем в эти годы, но сам выбор их, изменения в эстетичес ких принципах Равеля. Так, в «Естественных историях» по Ж. Ренару Равель переклады вает на музыку истории об обычных, а вовсе не экзотичес ких, птицах и других живых существах . Он ищет «форму музыкальн ой декламаци и, тесно связанной с интонация ми французск ой речи».

С 1905 года в течение трех лет Равель не писал для фортепиан о. Очевидно, много творчески х сил отнимала работа в симфониче ском и оперном жанрах. Только в 1908 году Равель возвращае тся к любимому им инструмен ту и создает три фортепиан ные поэмы «Ночной Гаспар» — блистател ьнейш ий шедевр, одну из вершин виртуозно го пианизма в музыке двадцатог о века.

Вершиной предвоенн ого творчеств а Равеля стал балет «Дафнис и Хлоя» (1912). Композито р создавал его по заказу С. Дягилева, либретто и хореограф ия принадлеж али М. Фокину, декорации и эскизы костюмов писал Л. Бакст. И многие черты балета окончател ьно определял ись в тесном сотруднич естве с русскими деятелями искусства .

Для Равеля — большого поклонник а русской музыки — концерты, спектакли, выступлен ия русских исполните лей, которые он старался не пропустит ь, были подлинным празднико м. В интервью, данном корреспон денту «Утра России» в 1910 году, Равель говорил: «У нас в Париже последнее время очень интересую тся русской музыкой. Ее часто исполняют в концертах, и всегда с успехом. Русский балет… произвел на меня такое сильное впечатлен ие, что я теперь мечтаю увидеть своего „Дафниса“ в России в исполнени и ваших артистов». Новаторск им было музыкальн ое решение балета. Равель определил его как «хореографическую симфонию», в которой особое значение получает сквозное симфониче ское развитие. Он писал: «Это произведе ние построено симфониче ски по строгому тональном у плану на нескольки х темах, развитием которых достигает ся единство целого». Такое решение соответст вовал о передовым тенденция м музыкальн ого театра XX века, проявлявш ихся в балетах Стравинск ого, Бартока, Фальи.

После «Испанской рапсодии», «Ночного Гаспара», «Дафниса и Хлои» Равель получил признание как один из оригиналь нейши х и выдающихс я представи телей современн ой ему французск ой музыки. Каждое его новое сочинение не оставляло равнодушн ыми прессу, музыканто в. Самые влиятельн ые критики посвящали ему развернут ые статьи; в 1914 году вышла первая монографи я о нем, принадлеж ащая перу композито ра и музыкальн ого ученого Ролана Мануэля, которая заканчива лась следующим и словами: «…вслушайтесь в этот голос одного из самых привлекат ельны х гениев, которые расцветал и на земле Франции».

Разразивш аяся война стала для Равеля глубочайш им потрясени ем. В первые дни войны Равель, по его признанию, работал, как никогда, «с бешеным, героическ им исступлен ием». Планы Равеля заключали сь в том, чтобы, несмотря на официальн ое освобожде ние от военной службы, попасть в действующ ую армию. Забракова нный военной комиссией, он пытался добиться зачислени я в летчики, что, несомненн о, говорит о его бесстраши и, ибо на заре авиации каждый полет был связан с большим риском. Но врачи не допустили его по состоянию здоровья. Тогда он вступил доброволь цем в армию в качестве водителя санитарно го транспорт а и с октября 1915 года до весны 1917 года стойко переносил военные тяготы и лишения, будучи на самых опасных участках фронта. Лишь вследстви е тяжелой болезни (общее и нервное истощение, обморожен ие ног) Равеля отправили в тыл. И во время войны Равель не перестава л сочинять, хотя мешали многие причины: сначала хлопоты по зачислени ю в армию, а потом, конечно, сама служба почти не оставляли возможнос ти писать музыку. Тем не менее, он обдумывал и делал наброски оперы, симфониче ской поэмы, фортепиан ных и других произведе ний! В 1916 году он писал: «Я переполне н вдохновен ием и могу взорватьс я от него, если в ближайшее время заключени е мира не поднимет крышку котла».

Кроме Трио в военные годы были завершены «Три песни» (1916), фортепиан ная сюита «Памяти Куперена» (1917), несколько позднее — в 1920 году — закончен «Вальс», сочинявши йся также в эти годы. Война повлияла на все эти сочинения, все они претерпел и значитель ные изменения первонача льног о замысла. В 1918–1919 годах Равель переживал очень трудную полосу жизни. Военная пора потребова ла от него таких нервных и физически х затрат, что в первый послевоен ный год Равель испытывал затяжную психологи ческу ю и творческу ю депрессию . Некоторые биографы считают, что именно во время войны Равель впервые ощутил страшные симптомы той болезни — воспалени я мозга, которая через 20 лет свела его в могилу. По совету докторов он уехал в Швейцарию, затем жил некоторое время у друзей, в полном покое и окруженны й их заботой. Проходит около года, пока к нему возвращае тся способнос ть работать. И в этом, может быть, не последнюю роль сыграл Дягилев, настойчив о и энергично побуждавш ий его довести до конца давний замысел, обещая поставить произведе ние сразу по написании . Речь идет о «Вальсе».

В письмах Равеля первое упоминани е о «Вальсе» встречает ся в 1906 году. Тогда он рассматри вал «Вальс» следующим образом: «Работа, к которой я сейчас приступаю, это не миниатюра, а большой вальс, как бы дань памяти великого Штрауса, только не Рихарда, а другого — Иоганна». В краткой автобиогр афии, относящей ся к 1928 году, композито р писал: «Я задумал это произведе ние как своего рода апофеоз венского вальса, впечатлен ие от кружения которого фантастич но и фатально. Я поместил этот вальс в обстановк у император ского дворца, приблизит ельно около 1855 года».

Форма «Вальса» динамична вполне в духе XX века. Не плавное кружение, не наслажден ие вальсиров анием привлекае т Равеля; его конечная цель — представи ть вальсовые обороты деформиро ванны ми, усеченным и, надломлен ными, вздыбленн ыми в общей атмосфере фатальног о кружения, показать вальсовос ть словно в искаженно м зеркале. На всем «Вальсе» лежит зловещий отпечаток призрачно сти. Кружение вальса в «Вальсе» Равеля оборачива ется крушением целой эпохи. И, быть может, здесь существуе т особый подтекст: не так ли и война стала крушением иллюзий довоенной, проходивш ей под знаком романтизм а эпохи?

В марте 1920 года Равелю исполнило сь 45 лет. В последние годы адрес Равеля часто менялся. Он жил в Кларане-Монтре и Межеве (Швейцария), в Сибуре и Сен-Жан-де-Люзе (Испания), в Вальвене и Лапра (Франция)… После смерти в 1917 году горячо любимой им матери (отца он потерял еще в 1908 году) он не мог жить на прежней парижской квартире — на улице Карно. Творить он мог лишь в никем не нарушаемо м покое. Равель иронизиро вал по этому поводу, что ему надо жить «отшельником». Скитания по домам друзей не могли быть вечными. Ему нужен свой дом. С помощью друзей Равель остановил свой выбор на небольшом доме в Монфор-Л'Амори, в пятидесят и километра х от Парижа. Равель торопился переехать в Бельведер и уже в мае 1921 года поселился там. Живя в Монфор-Л'Амори, композито р, однако, не был в изоляции.

Он часто приезжал в Париж, по-прежнему находился в курсе всех новостей музыкальн ой и культурно й жизни. А главное — он не перестал сочинять. В 1922 году, выполняя заказ прославле нного русского дирижера С. Кусевицко го, Равель оркеструе т «Картинки с выставки» Мусоргско го. Оркестров ка Равеля завоевала признание у исполните лей всего мира. В сознании широкой публики она прочно слилась с произведе нием Мусоргско го. Произошло то чудо, о котором так удачно сказал Стравинск ий. Отвечая на вопрос: «Что такое хорошая инструмен товка?», композито р пояснил: «Когда вы не замечаете, что это инструмен товка». Начало 1928 года Равель встретил в Новом Свете. Поездка была обставлен а с чисто американс ким размахом. Равель колесил по западному полушарию от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Он дирижируе т лучшими оркестрам и Америки и остается доволен их исполнени ем «Испанской рапсодии», «Вальса». Равель выступает и как пианист, играя «Сонатину», пьесы из «Зеркал».

22 ноября 1928 года на сцене парижской «Гранд-Опера» состоялас ь премьера «Болеро». Непосредс твенн ым поводом к его созданию был заказ знаменито й танцовщиц ы Иды Рубинштей н. Рубинштей н предложил а Равелю оркестров ать пьесы из «Иберии» Альбениса . Композито ра заинтерес овала эта идея, однако постепенн о она трансформ ирова лась в замысел пьесы.

«Болеро», подобно ряду сочинений Равеля для музыкальн ого театра, получило вполне самостоят ельну ю жизнь. Его победное шествие по концертны м эстрадам мира началось сразу же после театральн ой премьеры. Популярно сть этого сочинения поистине не имеет границ. Оно вошло в репертуар подавляющ его большинст ва оркестров и дирижеров мира. Мелодия его стала «шлягером», подвергши сь многочисл енным обработка м в самом разном стиле. В 1935 году Равель, путешеств уя по Северной Африке, слышал, как ее насвистыв ал между делом простой мароккане ц, не имевший представл ения ни о «Болеро», ни об его авторе.

Конец 1920-х годов отмечен подъемом творчески х сил Равеля. Нечто подобное он, может быть, испытывал только в период сочинения «Испанской рапсодии». Он обдумывае т сценическ ое произведе ние «Жанна д'Арк», работает над двумя фортепиан ными концертам и.

Бельведер был уже вполне обустроен для того, чтобы в нем удобно было жить и работать. Равель, этот сдержанны й, казавшийс я суховатым человек, был радушным хозяином. В двадцатые годы круг его старых, испытанны х друзей расширилс я, его пополнили скрипачка и музыкальн ый критик Э. Журдан-Моранж, певицы М. Грей и М Жерар, скульптор Л. Лейритц. К середине 1920-х годов вокруг композито ра сложилась группа учеников и последова телей, которая получила название «монфорская школа» (самая известная фигура из нее — композито р М. Розенталь). К «равелианцам» тяготела и прежняя участница «Шестерки» Ж. Тайфер.

Последние годы жизни Равеля были омрачены тяжелой болезнью мозга, приведшей его к операции, которую Равель не перенес. Он скончался 28 декабря 1937 года.
Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 10