* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Георгий Васильевич (1915–1998)  (Прочитано 22 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Георгий Васильевич (1915–1998)
« : Сентябрь 28, 2020, 02:46:24 pm »
Георгий Васильеви ч  (1915–1998)

Георгий Васильеви ч Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположе нном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьяни ном. В начале революции он вступил в Коммунист ическ ую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратил ись: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекал а балалайка . Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеяте льный оркестр русских народных инструмен тов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиан о местной, музыкальн ой школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжит ь занятия музыкой. Он начал учиться на фортепиан ном отделении Центральн ого музыкальн ого техникума .

В Ленинград е семнадцат илетн ий юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфониче ском концерте. Но главным открытием было то, что, оказывает ся, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальн ом техникуме существуе т даже специальн ое композито рское отделение . Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепиан ные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композици й профессор а М. А. Юдина. С необычайн ым рвением новый студент начал наверстыв ать упущенное . Уже через месяц упорной работы им было представл ено первое сочинение .

В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина: «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры» Этот цикл принес молодому композито ру первый успех и известнос ть.

Удивитель но простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытны е, оригиналь ные пушкински е романсы Свиридова сразу полюбилис ь и исполните лям, и слушателя м В 1936 году Свиридов поступил в Ленинград скую консерват орию, где стал учеником Д. Д. Шостакови ча. Начались годы упорного, напряженн ого труда, овладения композито рским мастерств ом Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки Свиридов сочинил в консерват орски е годы скрипичну ю и фортепиан ную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерват орию. В первые же дни Великой Отечестве нной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилиз овалс я по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанна я тогда же музыкальн ая комедия «Раскинулось море широко», посвященн ая балтийски м морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратил ся в Ленинград . За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведе ний, отразивши х события и переживан ия военных лет.

Самое своеобраз ное в творчеств е Свиридова 1940-х годов — его вокальные сочинения: поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившие ся в 1948 году.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакоми лся с творчеств ом великого армянског о поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновен ной поэзией. Один за другим стали появлятьс я романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиан о в одиннадца ти частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова — «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиан о на стихи Роберта Бернса в превосход ном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в бернсовск ом цикле нет монумента льных образов и картин, отражающи х события большого историчес кого значения. Вместе с тем у этих двух произведе ний много общего — серьезнос ть замысла, умение композито ра за частными явлениями видеть их большой, общечелов еческ ий смысл.

Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представл яла собой картину, то песни на слова Бернса — это галерея музыкальн ых портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа — молодого человека, «лучшего парня наших лет».

В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последова л ряд других, и в порыве высокого творческо го вдохновен ия всего за две недели родилась многочаст ная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Есенински е строки, с их красотою и волшебной певучесть ю, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композито р может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальн ая иллюстрац ия к полюбивши мся ему стихам. Композито р, действите льно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателе н и чуток к неповтори мым особеннос тям того или иного автора.

Четко обозначил ась основная линия творчеств а композито ра — создание вокальной музыки, хотя инструмен тальн ые произведе ния не исчезают из сферы его интересов . Поначалу в творчеств е Свиридова преоблада ли камерные жанры — песня, романс; но постепенн о он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям . И каждое его произведе ние отмечено одухотвор еннос тью.

Особое место в творчеств е Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковско го. Очень многие советские композито ры писали на стихи Маяковско го произведе ния, самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значитель ным и интересны м.

«Патетическая оратория» — это монумента льное художеств енное полотно, сотканное из множества интонаций . Особенно впечатляе т последняя, заключите льная часть оратории, в которой использую тся отрывки из поэмы «Необычайное приключен ие, бывшее с Владимиро м Маяковски м летом на даче» Называетс я эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровожд ается колокольн ым звоном, как бы передающи м в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Линия революцио нной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейше е продолжен ие в очень динамично й музыке к кинофильм у «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальн ой заставкой к информаци онной телевизио нной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А Блока.

Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровожд ения на его стихи: «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернак а.

Эти произведе ния, безусловн о, зрелые, отмеченны е высоким профессио нализ мом, наполненн ые поэтическ ими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделятьс я городская песенная струя.

Однако композито р не расстался и с крестьянс кой песенност ью. В 1960-е годы пристраст ие композито ра к этой первоосно ве народной русской музыки обозначил ось еще определен нее Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчеств а Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.

Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанны е группой фольклори стов и изданные в конце пятидесят ых годов. Результат ом творческо й работы композито ра стало это замечател ьное произведе ние современн ости В «Курских песнях» не проступаю т черты какой-либо определен ной эпохи. Однако в музыке этого произведе ния нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особеннос тями.

Словно вещий Баян, не спеша, композито р разворачи вает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказыв ает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенн о, с объективн ой сдержанно стью летописца .

В семи песнях единая драматиче ская линия с кульминац ией и итогом. Причем итог — яркая народная сцена, оптимисти ческа я по характеру .

Чуткое постижени е народно-песенного материала позволило композито ру создать и особую гармониче скую структуру музыкальн ого сопровожд ения, которое своей емкостью, выразител ьност ью равноценн о основной мелодичес кой линии и способств ует выявлению смысла, содержани я всего целого.

В своем позднем периоде творчеств а Свиридов словно синтезиру ет гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотвор еннос ть и возвышенн ость.

Примеры тому — «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивитель ной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова — Три хора из музыки к трагедии А К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопени й обретают современн ое звучание и эмоционал ьную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианс тва с их торжестве нной печалью и глубоким чувством несоверше нства человечес кого бытия.

Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) — своеобраз ный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканно й и сложной хоровой тканью, вызывающи й грустно-светлые воспомина ния о выдающемс я музыканте . Это страстное, медленное, мучительн ое отпевание, идущее из самой глубины взволнова нного сердца.

В поэме «Отчалившая Русь» (1977), напротив, много контрасто в, есть и моменты величаво трагическ ого характера . Но это не картины социальны х битв. Все «действие» поднято как бы на космическ ую высоту. Отсюда и легендарн ость образов добра и зла, Христа и Иуды.

Образный мир пушкинско й поэзии вновь привлекае т композито ра и вдохновля ет его на создание прекрасно й музыки. Необыкнов енно поэтична музыка к телефильм у «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачи ваетс я на фоне вальса, в легких «полетных» интонация х которого ощущаются какие-то трагическ ие предчувст вия. Сумрачная настороже нност ь чувствует ся в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярны м и часто исполняем ым «Романс» внешне напоминае т романсы пушкинско й поры, но наполненн ость какими-то роковыми предчувст виями приближае т его к развернут ой симфониче ской поэме.

В июне 1979 года, когда отмечалос ь 180-летие со дня рождения А С Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора. Это десять номеров, составляю щих единое целое. Десять стихотвор ений, на которые написаны хоры, по содержани ю не связаны между собой — единым целым их делает музыка, возвышенн ая по настроени ю и одновреме нно конкретна я в своей образност и, а подчас и картиннос ти.

В 1980 году Свиридов пишет маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александр а Прокофьев а, первое исполнени е которой состоялос ь в Большом зале консерват ории — сочинение яркое, сочное, праздничн ое Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно националь ный художник.

Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естествен но соединены чистота и целомудри е чувств, удаль и грубоваты й, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока — кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвремен ья» (1980). Свиридов открывает поэта причудлив ого, со своеобраз ной диалектик ой становлен ия, произраст ания нового. Страстные молитвы о совершенс тве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчи вости и неуютност и быстро текущего бытия, все это перекрыва ется чувством торжестве нной таинствен ности и извечной причудлив ости жизни.

Так, постепенн о, вырисовыв ается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через трудные проблемы к философск ой ясности и просветле нност и, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркив ает самое лучшее и высокое в человеке, все патетичес ки приподнят о у него!

В современн ой музыке все больше усложняет ся музыкальн ый язык, обостряет ся диссонант ность звучаний. Потому Свиридовс кая кажущаяся простота в сочетании с новыми интонация ми, порождая ясность мысли, прозрачно сть звучания, кажется особенно ценной. Поиски композито ра именно в этом направлен ии снискали глубокое чувство признател ьност и художнику — за внимание к тому, что есть лучшее в нашем националь ном искусстве, в русской народно-песенной стихии.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39