* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Бенджамин Бриттен (1913–1976)  (Прочитано 20 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Бенджамин Бриттен (1913–1976)
« : Сентябрь 28, 2020, 02:47:07 pm »
Бенджамин Бриттен

(1913–1976)


О Бриттене говорят и пишут как о композито ре-англичанине, первым после Пёрселла, получивше м мировое признание . Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», — как называли Пёрселла, но ни один композито р с туманного Альбиона не выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулс я к нему с интересом, взволнова нност ью, с нетерпени ем ожидая, что нового появится в его следующем опусе. Таким стал только Бриттен, снискавши й в наши дни мировую славу. Можно сказать, что Англия дождалась его.

Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье зубного врача в Лоустофте (графство Суффолк). Здесь он сделал первые шаги в музыкальн ом образован ии. Бенджамин завершил его в начале 1930-х годов в Королевск ом музыкальн ом колледже под руководст вом Айрленда Бенджамин а. Фрэнк Бридж, видный композито р и дирижер, был его учителем по композици и.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал Простую симфонию для струнного оркестра. Уже ранние сочинения Бриттена — Простая симфония и Симфониет та для камерного оркестра привлекли внимание сочетание м юношеской свежести и профессио нальн ой зрелости. Начало творческо й биографии Бриттена напоминае т молодость Шостакови ча: блестящий исполните ль, поражающе е знание музыкальн ой литератур ы всех жанров, непосредс твенн ость и постоянна я готовност ь писать музыку, свободное владение тайнами композито рског о ремесла.

В 1933 году исполняет ся его Симфониет та, сразу привлекша я внимание публики. Вслед за ней появляетс я целый ряд камерных произведе ний. Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В Италии (1934), Испании (1936), Швейцарии (1937) на фестиваля х современн ой музыки он удостаива ется высокой оценки своих произведе ний.

Этим первым сочинения м Бриттена была присуща камерност ь звучания, четкость и лаконично сть формы, что сближало английско го композито ра с представи телям и неокласси ческо го направлен ия. В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенн о созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключите льно разнообра зны «Наши предки — охотники» (1936) — сатира, высмеиваю щая дворянств о; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939).

В инструмен тальн ом творчеств е 1930-х годов обнаружив ается один из методов работы композито ра: интерес к тому или иному инструмен ту вызывает к жизни цикл произведе ний для него, образующи х самостоят ельну ю группу. Так родились две параллель но идущие группы сочинений для фортепиан о и скрипки. От фортепиан ной сюиты «Воскресный дневник» (1934) через Фортепиан ный концерт (1938), пьесы для двух фортепиан о (1940, 1941) к Шотландск ой балладе для двух фортепиан о с оркестром (1941); от Сюиты для скрипки с фортепиан о (1935) к Скрипично му концерту (1939). В последова тельн ом освоении возможнос тей инструмен та — как самого, так и в сочетания х с другими — отчетливо видно движение от миниатюры к крупной форме. Внутри таких групп также постепенн о определяе тся круг тем, проступае т характерн ость образов, специфичн ость отдельных приемов, очерчивае тся жанровый диапазон, ощутимо влечение к формам, которые станут излюбленн ыми, — вызревает стиль.

Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатыв ает английски е, шотландск ие, французск ие песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческо й интеллиге нции. Как отклик на трагическ ие события, развернув шиеся на европейск ом континент е, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященн ая борцам против фашизма в Испании. В мужествен ной, как из звонкой бронзы вычеканен ной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернаци ональ ной бригады, погибших в боях за республик анску ю Испанию.

В 1940 году появляетс я его трагическ ая «Траурная симфония», написанна я после смерти его родителей Бриттен позднее написал еще две симфонии — «Весеннюю симфонию» (1949), Симфонию для виолончел и с оркестром (1963). Однако лишь «Траурная симфония» является собственн о симфонией . Своей силой и экспресси ей выражения она близка симфониче ским произведе ниям Малера.

Одно из лучших сочинений того времени — «Семь сонетов» Микеландж ело для тенора и фортепиан о (1940), музыка душевного смятения, тоски и горечи. Совсем непросто было найти исполните ля, способног о понять не только вокальные задачи, но логику и стиль современн ого мелодичес кого распева стихов великого ваятеля и поэта Возрожден ия. Встреча с Питером Пирсом обозначил а начало нового этапа творческо го пути Бриттена. Вполне вероятно, что общение с Пирсом, певцом исключите льно высокой культуры, сочетавше м в своем искусстве страстную патетику с глубокой интеллект уальн остью, сыграло свою роль в зарождени и у Бриттена интереса к вокальной музыке и в результат е привело его к оперному жанру. На многие годы опера стала для Бриттена основной сферой приложени я его огромного таланта. Первая же опера «Питер Граймс» сразу принесла его автору мировую славу.

«В 1941 году Питер, Пирс и я были в Калифорни и. Мы ждали парохода в Англию, — вспоминал Бриттен. — В местной газете нас заинтерес овала поэма Крэбба. Затем нам удалось раздобыть у букиниста сборник его стихов, которые мы с жадностью „проглотили“. Они нас глубоко взволнова ли. С первых же строк мы почувство вали, что автор задел наши сердца. Быть может, частично причиной этому были тоска по родине, стремлени е поскорее вернуться домой».

Бриттен вернулся на родину в 1942 году, на Восточное побережье Англии. Здесь, в морском городке Олдборо, в течение 77 лет жил и работал Джордж Крэбб — писатель и поэт, врач и священник, летописец здешних мест. Олдборо — родина его героев и место действия всех его произведе ний.

Здесь, на Восточном побережье, многое для Бриттена имело особый смысл. Суффолк стал духовной родиной композито ра. Бриттен избрал своим домом Олдборо. Здесь вырос его театр, появились друзья, помощники, сподвижни ки, здесь вынашивал ись и осуществл ялись на устраивае мых с 1948 года ежегодных летних музыкальн ых фестиваля х планы.

Можно предполож ить, что поэма Крэбба воспламен ила воображен ие композито ра прежде всего местным колоритом . Образ Восточног о побережья, дыхание моря, родной пейзаж, сильные и суровые характеры рыбаков, возможно, воочию представи лись ему. Бриттен и либреттис т Слейтер создали произведе ние, в котором повествуе тся о необычном человеке, личности противоре чивой, наделенно й поэтическ им воображен ием и силой характера .

В «Питере Граймсе» впервые проявился талант Бриттена как музыкальн ого драматург а. Он добиваетс я постоянно, от картины к картине, растущего интереса слушателе й путем необычног о сопоставл ения эпизодов сольных, ансамблев ых, хоровых; он прослаива ет сценическ ое действие симфониче скими интерлюди ями — антрактам и, воздейств ующим и с большой силой на слушателе й.

«Питер Граймс» в 1945 году был поставлен в Лондоне театром «Седлер Уэллс». Премьера вылилась в событие общенацио нальн ого значения, возродив давно утраченну ю славу английско й музыки. Возможно, что «Питер Граймс» по особенном у захватил своим драматизм ом людей, много страшного испытавши х в годы только что окончивше йся войны. Первая опера Бриттена обошла все крупнейши е сцены мира и неоднокра тно ставилась в Советском Союзе.

Через год Лайденбер нский оперный театр поставил новую оперу Бриттена — «Поругание Лукреции». Судьба Лукреции, жены римского полководц а Луция Коллатина, впервые описана Тацитом, а потом много раз пересказы валас ь поэтами, писателям и, драматург ами, в том числе и Шекспиром .

«Поругание Лукреции» — первая опера, в которой Бриттен обращаетс я к камерному составу: шесть исполните лей сценическ их ролей, включая и второстеп енные; тринадцат ь человек в оркестре, и так как жанр оперы приближен к античной трагедии, введен хор, комментир ующий действие, предваряю щий своими репликами сценическ ие события. Но партии хора поручены… двум певцам: тенору и меццо-сопрано.

Год спустя после премьеры «Лукреции» Бриттен дирижируе т премьерой новой своей оперы — «Альберт Херринг». Музыка «Альберта Херринга» своей живостью, органично стью возникнов ения ансамблей, широкими пластами вокальных эпизодов ассоцииру ется с приемами письма итальянск ой комическо й оперы. Но постоянно слышатся интонации специфиче ски английски е и в мелодичес ких построени ях, и в речитатив ах.

Опера продолжае т притягива ть Бриттена до конца его дней. В 1950-1960-х годах появляютс я — «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященн ая Шостакови чу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Каждое произведе ние наделено индивидуа льным и чертами, которые сказывают ся в своеобраз ии замысла, его несхожест и с предшеств ующим и работами, в самобытно сти «сценической формы» спектакля, особеннос тях стилистич еских истоков музыки. Особое место занимает «Поворот винта» — опера, в которой впервые Бриттен отказался от модуса видения, свойствен ного всем его предшеств ующим операм и большинст ву последующ их.

«Поворот винта» — драма символист ская. В ней нет определен ности пространс твенн ых и временных параметро в, и хотя «действие, — как гласит ремарка, — происходи т вокруг пригородн ого дома Блай в Восточной Англии, в середине прошлого века», музыка, вопреки обычной манере композито ра, не воссоздае т их. Опера монотемат ична в самом строгом смысле этого понятия и уникальна как пример музыкальн о-сценического вариацион ного цикла.

На протяжени и всех лет, о которых шла речь в связи с операми, сохраняет ся многожанр овая природа творчеств а композито ра.

Так, его балет «Принц пагод» (1956) — романтиче ская сказка-феерия — стал событием в английско м балетном театре. Бриттен пришел к балету «Принц пагод» под впечатлен ием и сильным воздейств ием красочной и богатой музыки острова Бали.

Одна из главных тем творчеств а Бриттена — протест против насилия, войны, утвержден ие ценности хрупкого и незащищен ного человечес кого мира — получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961). О том, что привело его к Военному реквиему, Бриттен рассказыв ал так: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах… Я не стану утверждат ь, что это сочинение написано в героическ их тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвра тить такие катастроф ы, какими являются войны».

Бриттен обратился к реквиему, древней форме заупокойн ой мессы. Взяв полный каноничес кий текст на латинском языке, Бриттен параллель но вводит текст английско го Уилфрида Оуэна, погибшего участника Первой мировой войны.

Военный реквием написан для смешанног о хора, хора мальчиков, трех солистов (сопрано, тенора и баритона), органа, симфониче ского оркестра и камерного оркестра. Оба хора, сопрано и симфониче ский оркестр исполняют каноничес кий латинский текст, а тенор и баритон в сопровожд ении камерного оркестра поют антивоенн ые стихи Уилфрида Оуэна. Так, в двух планах, развертыв ается поминовен ие погибших воинов. И оттого, что латинский текст обобщает извечную скорбь всех поколений, английски й, поминая жертвы войны, обращаетс я к живущим ныне, а оркестров ые пласты звучности, подобно волнам безбрежно го океана, вламывают ся в сознание каждого слушателя, — так грандиозн о впечатлен ие от сочинения Бриттена, обращенно го не к Богу, а к человечес тву.

Первое исполнени е Военного реквиема на Британски х островах состоялос ь в мае 1962 года. Вскоре он уже звучал в крупнейши х концертны х залах Европы и Америки. Критики единодушн о провозгла сили его самым зрелым и краснореч ивым проявлени ем таланта композито ра. Комплект пластинок с записью реквиема в течение первых пяти месяцев разошелся в количеств е 200 000 экземпляр ов.

Бриттен широко известен не только как композито р, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьев у и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества . В его музыкальн ом спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредс твенн о участвуют в процессе исполнени я. Вариации и фуга на тему Пёрселла написаны как путеводит ель по оркестру для молодежи, знакомящи й слушателе й с тембрами различных инструмен тов. К творчеств у Пёрселла, как и вообще к старинной английско й музыке, Бриттен обращался неоднокра тно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведе ний, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролир уя в разных странах. Он неоднокра тно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результат ом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончел ьная сюита (1971), в которой использую тся русские народные мелодии.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческо й эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткр ывате ля новых техническ их приемов композици и или теоретиче ских обоснован ий своего индивидуа льног о стиля. В отличие от многих своих сверстник ов, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявших ся приемах композици и, унаследов анных от мастеров предшеств ующих поколений . Он руководст вуетс я, прежде всего, свободным полетом воображен ия, фантазии, реалистич еской целесообр азнос тью, а не принадлеж ность юк одной из многочисл енных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческу ю искреннос ть больше, чем схоластич ескую догму, в какие бы ультрасов ремен ные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческу ю лаборатор ию, проникать, но не распоряжа ться в ней.

Возродив английску ю оперу, Бриттен стал одним из крупнейши х новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Бенджамин Бриттен умер 4 декабря 1976 года.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39