* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Тихон Николаевич Хренников ( 1913-2007)  (Прочитано 23 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Тихон Николаевич Хренников ( 1913-2007)
« : Сентябрь 28, 2020, 02:51:26 pm »
Тихон Николаеви ч Хренников


Будущий композито р родился 10 июня 1913 года в городе Ельце Орловской области.

Тихон был десятым ребенком в семье Николая Ивановича и Варвары Васильевн ы Хренников ых. Доходы семьи, жившей на жалование отца, приказчик а в одной из купечески х лавок, были невелики, но родители заботилис ь о том, чтобы все дети получили образован ие. Семья Хренников ых была очень музыкальн ой: братья играли на мандолина х и гитарах, сестры пели крестьянс кие и городские песни. Естествен но, что в такой среде рано проявилос ь дарование младшего сына.

Тихону было девять лет, когда сбылась его давняя мечта: он начал учиться игре на фортепиан о. Его первым учителем стал чешский музыкант Кветон, которого сменил спустя два года пианист В. Агарков. Мальчик делал большие успехи в фортепиан ной игре, проявляя большие виртуозны е данные и живость исполните льско й фантазии. Много сделала для его музыкальн ого и общего развития А. Варгунина — высокообр азова нный преподава тель, с которой Тихон начал заниматьс я в 1927 году.

С каждым годом возрастал а увлеченно сть мальчика музыкальн ым искусство м. Его талант проявлялс я не только в фортепиан ной игре, но и в первых опытах композици и. В самый канун нового, 1926 года тринадцат илетн ий музыкант написал свое первое произведе ние — этюд для фортепиан о.

В 1929 году Тихон Хренников приехал в Москву и поступил в Музыкальн ый техникум имени Гнесиных — одно из лучших учебных заведений столицы. Три года понадобил ось Тихону Хренников у для окончания полного курса техникума, и в 1932 году он поступил в Московску ю консерват орию, причем был зачислен сразу на второй курс.

Консерват орски м учителем Хренников а стал Виссарион Яковлевич Шебалин, снискавши й себе к этому времени славу одного из виднейших советских педагогов . Шебалин скоро распознал истинную величину таланта своего нового ученика и сразу поставил перед ним трудные творчески е задачи, потребова вшие напряжени я всех сил.

Его первым крупным произведе нием, обративши м на себя внимание любителей музыки, стал концерт для фортепиан о с оркестром, написанны й в 1932–1933 годах.

Концерт был сыгран впервые самим автором в 1933 году в Москве, а в 1935 году в Ленинград е — на Втором Междунаро дном фестивале искусств. В этом произведе нии преоблада ют светлые и жизнерадо стные образы, в нем сочетаютс я лирика и задорный юмор, он оживлен неожиданн остью ритмическ их контрасто в.

Интересы молодого композито ра были широкими. Уже в консерват орски е годы его влекло к театру, к массовым жанрам. Заканчива я концерт, он уже начинал писать музыку для театра. Его дебют состоялся в Московско м театре для детей, руководим ом Наталией Сац. Она и привлекла совсем еще молодого студента к работе над спектакле м «Мик».

В 1933–1935 годах Хренников работал над партитуро й своей Первой симфонии. Она стала его дипломной работой, представл енной по окончанию консерват ории. Но, так же как и фортепиан ный концерт, даже в еще большей степени, она намного возвышала сь над обычным уровнем академиче ских работ. Сыгранная впервые в 1935 году в Москве под управлени ем Георга Себастьян а, симфония имела блестящий успех, она свидетель ствов ала о стремител ьном развитии таланта молодого композито ра. Вскоре симфонию услышали в Ленинград е и других городах СССР, а затем и за границей. Там она прозвучал а под управлени ем прославле нных дирижеров — Леопольда Стоковско го, Юджина Орманди и других.

Симфония Хренников а выделилас ь среди многих современн ых ей произведе ний, привлекла к себе внимание публики. Она неоднокра тно исполняла сь в 1930-е годы, сохранила сь и в современн ом репертуар е, обойдя концертны е эстрады многих стран мира.

Что же представл яло собой это произведе ние Тихона Хренников а? Симфония, написанна я на студенчес кой скамье, отмечена редкой свежестью дарования, зрелостью замысла и мастерств ом его воплощени я. Хренников сразу заговорил своим собственн ым языком, он овладел искусство м ясного и лаконично го высказыва ния, которое так редко встречает ся в первых опусах. В сжатой форме композито р высказал многое, и притом с той открытой эмоционал ьност ью и глубокой искреннос тью, которые всегда находят отклик в сердцах слушателе й. Если прибавить к этому мелодичес кое богатство, прекрасно е владение оркестров ой палитрой и лирическу ю непосредс твенн ость музыки, то станут ясными причины успеха симфонии у публики, ее бесспорно й жизненнос ти. Симфония говорила о том, что из стен консерват ории выходит талантлив ый и уже сложивший ся композито р.

В 1936 году Хренников блестяще окончил Московску ю консерват орию: его имя было высечено золотыми буквами на мраморной доске Почета, установле нной в фойе Малого концертно го зала. Хренников был одним из самых молодых композито ров-выпускников — ко времени окончания курса ему только что исполнило сь 23 года.

Два года (1936–1938) он продолжал занятия в классе высшего мастерств а у Шебалина. Окончание аспиранту ры открывало путь к преподава нию в консерват ории, но в то время эта перспекти ва не очень привлекал а Хренников а, отдававше го все свои силы композито рской работе./ У него появилось немало интересны х замыслов, получивши х свое воплощени е в ближайшие годы. Давней мечтой композито ра была опера; он долго искал подходящи й сюжет, но эти планы отступили на некоторое время перед увлечение м работой для драматиче ского театра. Хренников сотруднич ал с коллектив ом Театра имени Вахтангов а — одним из самых интересны х и популярны х в Москве.

Здесь, в работе над шекспиров ской комедией «Много шума из ничего», раскрылис ь новые качества его замечател ьного таланта, создавшег о лирическу ю и искрометн ую музыку спектакля .

Успех в театре не отвлек композито ра от мыслей о работе над оперой. После долгих поисков он остановил ся на романе Николая Вирты «Одиночество», по которому драматург Алексей Файко и написал либретто оперы «В бурю».

«Еще на консерват орско й скамье я мечтал написать оперу о людях гражданск ой войны, о героическ их подвигах партизан, о замечател ьной Красной Армии», — говорил он, приступая к работе над новым произведе нием.

Опера создавала сь в течение почти трех лет (с 1936 по 1938 год) в тесном общении с коллектив ом Музыкальн ого театра имени Немирович а-Данченко. Композито р создал глубоко прочувств ованн ую музыку, в которой лирика сочетаетс я с драматизм ом, а широкий разлив песенной мелодии — с напряженн остью сценическ ого действия. В опере есть страстнос ть эмоционал ьного высказыва ния, идущего от взволнова нного сердца, есть романтиче ский пафос и та «общительность интонации» (выражение академика Асафьева), которая во многом обусловил а популярно сть этого и других произведе ний Хренников а.

Большой опыт, накопленн ый работой в театре, нашел теперь новое применени е. Удачей композито ра стала музыка к фильму «Свинарка и пастух», над которой Хренников работал в 1940–1941 годах. Ее музыка, в особеннос ти популярне йшая «Песня о Москве», сохранила свою притягате льную силу, и ее можно услышать повсюду.

Прошло первое пятилетие после окончания консерват ории. Тихон Хренников быстро вырос и завоевал широкое признание, выдвинулс я в первые ряды советских композито ров. В конце 1930-х годов он поселился в доме на 3-й Миусской улице, где в то время жили многие из его коллег, и помещался Центральн ый клуб композито ров.

Наступила пора зрелости — вместе со своей женой Кларой он уже растил маленькую дочку Наташу. Все это наполняло жизнь новым содержани ем, новыми радостями и заботами.

Как и в прежние годы, Хренников был полон замыслов и планов. Но все они отступили перед событием, внезапно изменивши м все течение жизни композито ра, как и миллионов его соотечест венни ков. Страна вступила в суровые и грозные военные годы. Композито р постоянно выступал со своими произведе ниями перед воинами Советской Армии — в тылу и на фронте.

Общение с воинами вдохновил о Хренников а на создание многих произведе ний. Можно напомнить о песнях из написанно й в 1944 году музыки к фильму «В шесть часов вечера после войны». В них слышатся отзвуки фронтовых впечатлен ий, они зазвучали по-новому, с тем размахом, который отличает, например, великолеп ную «Песню артиллери стов», с ее строгой мелодией и чеканной ритмикой припева.

В 1942 году на сцене московско го Театра Советской Армии появилась пьеса драматург а Александр а Гладкова «Давным-давно», рассказыв ающая о русской девушке, доблестно сражавшей ся против наполеоно вских войск. Пьеса оказалась созвучной времени, она пользовал ась у зрителей большим успехом. Ему содейство вала и музыка Хренников а, отличавша яся жизнерадо стнос тью своего эмоционал ьного тонуса и мелодичес кой рельефнос тью. Двадцать лет спустя она частично вошла в партитуру фильма «Гусарская баллада», явившегос я экранизац ией пьесы Александр а Гладкова. В том же 1942 году вышел в свет и цикл песен Хренников а на слова Роберта Бернса.

В годы войны Хренников писал не только песни и музыку для кино. Он продолжал работать над крупным произведе нием и в 1944 году закончил партитуру второй симфонии, начатую еще четыре года назад. Вторая симфония Хренников а с большой силой художеств енног о обобщения выразила чувства, переживав шиеся в годы войны.

В первые послевоен ные годы Тихон Николаеви ч посвящал большую часть времени работе над оперой. В сущности, его никогда не оставляли мысли о музыкальн ом театре, и еще в конце 1930-х годов, тотчас же после премьеры оперы «В бурю», он уже углубился в поиски нового сюжета.

Летом 1945 года Хренников начал писать оперу на «Комедию о российско м дворянине Фроле Скобееве и стольничь ей Нардын-Нащокина дочери Аннушке» русского драматург а Дмитрия Аверкиева, появившую ся на сцене во второй половине прошлого столетия. Премьера оперы состоялас ь в Москве в феврале 1950 года. Опера пользовал ась у публики успехом, прошла по сценам ряда театров, в том числе и зарубежны х. «Фрол Скобеев» с особенной полнотой раскрыл комедийно е дарование композито ра, проявлявш ееся ранее в музыке для театра и кино.

В 1952 году Тихон Хренников, наконец, начал писать свою третью оперу. На этот раз он обратился к знаменито му роману Максима Горького «Мать», рассказыв авшем у о мужестве рабочих-революционеров, о самоотвер женно сти и благородс тве сердца простой русской женщины. Композито р нашел верный тон оперного повествов ания, по-настоящему выразител ьного и правдивог о.

Надо сказать несколько слов о двух поездках в США. Первая из них состоялас ь в конце 1959 года, когда Хренников возглавил делегацию советских композито ров в США. Тогда композито ру довелось услышать свою первую симфонию в великолеп ном исполнени и Бостонско го оркестра под управлени ем Шарля Мюнша.

Целью второй поездки в США в 1961 году было участие в музыкальн ом фестивале в Лос-Анджелесе. Тогда впервые прозвучал за рубежом скрипичны й концерт Хренников а. Скрипичны й концерт был завершен в 1959 году и впервые сыгран тогда же другом композито ра — замечател ьным советским скрипачом Леонидом Коганом, которому и посвящено это произведе ние.

По легкости почерка и жизнерадо стнос ти эмоционал ьного тонуса он напоминае т ранний концерт для фортепиан о. Но, разумеетс я, партитура скрипично го концерта отмечена печатью опыта, накопленн ого композито ром за долгие годы. Это чувствует ся и в деталях оркестров ого изложения, и в разработк е партии скрипки.

В 1964 году Мстислав Ростропов ич впервые сыграл виолончел ьный концерт Хренников а, посвященн ый ему автором. Виолончел ьный концерт, как и многие другие произведе ния для этого инструмен та, был написан под непосредс твенн ым впечатлен ием от выступлен ий Ростропов ича.

В эти годы композито р много путешеств ует. Он принимал участие в весеннем фестивале новой музыки в болгарско м городе Русе, а затем с берегов Дуная переносил ся в Японию, где осенью 1965 года состоялис ь его авторские концерты. Он играл свой фортепиан ный концерт, а Еко Сато, восторжен но встреченн ая соотечест венни ками, — скрипичны й. В том же году Хренников присутств овал в Лондоне на исполнени и своего виолончел ьного концерта Мстиславо м Ростропов ичем. А в следующем году выступил с фортепиан ном концертом в Париже. Количеств о зарубежны х концертов Хренников а возрастал о с каждым годом. Но еще больше он выступал в городах родной страны.

В 1967 году состоялос ь сразу две премьеры произведе ний Хренников а. В начале года в Новосибир ске прошел первый показ оперетты «Белая ночь» по пьесе Е. Шатуновск ого, а в октябре в Свердловс ке — оперы-сказки «Мальчик-великан».

Затем композито р пишет балет «Наш двор», рассчитан ный на детское исполнени е. Участника ми этого балета должны быть младшие школьники, и только одна роль предназна чена для подростка . Сюжет и состав исполните лей определил и характери стику персонаже й и содержани е сцен, в которых при всей несложнос ти развертыв ающег ося действия достаточн о материала для построени я живого и остроумно го спектакля, способног о увлечь маленьких исполните лей.

А 29 ноября 1970 года в Москве состоялас ь премьера комическо й оперы «Много шума… из-за сердец».

В 1970-е годы Хренников много и плодотвор но работает. Он сочиняет Второй концерт для фортепиан о с оркестром, Третью симфонию, Второй концерт для скрипки с оркестром, а также балеты — «Любовью за любовь», «Гусарская баллада».

В 1983 году Хренников возобнови л творческо е сотруднич ество с коллектив ом Музыкальн ого театра имени К. С. Станислав ского и Вл. И. Немирович а-Данченко. Он написал новое произведе ние для этого коллектив а — комическу ю оперу «Доротея». Композито р обратился к сюжету знаменито й комедии Р. Шеридана «Дуэнья», не раз шедшей на нашей сцене Либретто написал Я. Халецкий, с которым композито р уже работал в 1978 году над одноименн ым телевизио нным фильмом. Разумеетс я, в опере в связи с требовани ями жанра все изложено по-иному. Нелегко было найти свой путь решения творческо й задачи, сказать свое слово И композито ру это удалось: он нашел свой строй интонаций, свои аспекты трактовки образов действующ их лиц, прежде всего — Доротеи.

Как и в других сценическ их произведе ниях Хренников а, здесь проявилос ь его умение создавать красивые и пластичны е мелодии. И не случайно одна из первых статей, посвященн ых «Доротее», озаглавле на автором, Р. Габичвадз е, «Щедрая россыпь мелодий». Но дело не только в красоте мелодий, а в том, что они становятс я средством характери стики действующ их лиц.

Год спустя после «Доротеи» на той же сцене появилась еще одна комическа я опера Хренников а — «Золотой теленок» на сюжет одноименн ого романа И. Ильфа и Е Петрова. Герои популярне йшего романа выступают на сцене музыкальн ого театра в сатиричес ком представл ении.

Хренников неоднокра тно перерабат ывал написанны е ранее произведе ния, их материал, в других формах и жанрах. Например, балет «Любовью за любовь» на сюжет шекспиров ской комедии «Много шума из ничего».
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39