* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975)  (Прочитано 358 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975)
« : Сентябрь 28, 2020, 02:52:18 pm »
Дмитрий Дмитриеви ч Шостакови ч

(1906–1975)


Родился Дмитрий Дмитриеви ч Шостакови ч 25 сентября 1906 года. Отец его, Дмитрий Болеславо вич — инженер-химик, сотрудник Менделеев а, был большим любителем музыки. Обладател ь мягкого, приятного баритона, он с тонким вкусом исполнял романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах. Любовь к пению, музыке перешла к нему от отца — Болеслава Шостакови ча — профессио нальн ого революцио нера, сосланног о царским правитель ством на вечное поселение в Сибирь.

Поэтическ ая тонкость души, настоятел ьная потребнос ть в общении искусство м были присущи и другим членам семьи Шостакови чей. Музыкальн о одаренной была мать будущею композито ра — Софья Васильевн а. Когда Мите исполнило сь одиннадца ть лет, она решила определит ь его в частную музыкальн ую школу Гляссера.

Незаурядн ые способнос ти мальчика были многими замечены, и на одном из музыкальн ых вечеров он был представл ен известном у композито ру, директору Петроград ской консерват ории Александр у Константи нович у Глазунову, который вниматель но отнесся к начинающе му музыканту . Не отрицая его исполните льско го дарования, Глазунов посоветов ал ему всерьез заняться композици ей, считая ее основным призвание м талантлив ого юноши.

Рассказыв али, что Глазунов назвал его новым Моцартом — так поразил он всех своей необыкнов енной музыкальн остью, прекрасно й памятью, тонким слухом и композито рским даром, который проявился в небольших прелюдиях для фортепиан о, сочиненны х им незадолго до поступлен ия в Петроград скую консерват орию и исполненн ых перед экзаменац ионно й комиссией .

Развитие талантлив ого юноши, уже в стенах Петроград ской консерват ории, протекало стремител ьно и бурно. Окружающи х — и профессор ов, и студентов — поражала необыкнов енно яркая и разностор онняя его одареннос ть: блестящая музыкальн ая память, умение прекрасно читать с листа не только фортепиан ную литератур у, но и сложные оркестров ые партитуры, пытливый, острый ум, способный быстро восприним ать и оценивать все, что он слышал классах в консерват ории, на концертах…

Но вскоре ко всем этим юношеским впечатлен иям и увлечения м прибавила сь и серьезная обязаннос ть — материаль ная забота о семье. В 1922 году, когда юноша переходил на последний курс консерват ории, умер его отец. После смерти отца нужно было не только напряженн о учиться, но и работать. Юноша устроился музыкальн ым иллюстрат ором в один из кинотеатр ов Ленинград а. Поскольку звук в немом кино отсутство вал, его заменяло фортепиан ное сопровожд ение.

Естествен но, что все это явилось для талантлив ого и добросове стног о юноши дополните льной нагрузкой, которая не могла не сказаться на его здоровье. Но, тем не менее, он вынужден был продолжат ь работу в кино, что очень мешало и отвлекало от системати чески х музыкальн ых занятий, которым он по-прежнему придавал первостеп енное значение.

Тем не менее, обучение в консерват ории по классу фортепиан о было удачно завершено, и в 1923 году Дмитрий Шостакови ч начал свой самостоят ельны й артистиче ский путь. К этому времени он был автором значитель ного количеств а произведе ний. А к окончанию консерват ории создал Первую симфонию. Эта симфония сразу же определил а место Шостакови ча в советской симфониче ской музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых — несмотря на возраст — композито ров. И действите льно, в ней он предстал как самобытна я, вполне определив шаяся творческа я личность со своим особым, неповтори мым, только ему свойствен ным музыкальн ым почерком.

Благодаря обилию различных тем-образов, их тесному переплете нию, взаимодей ствию, столкнове нию, противобо рству, симфония действите льно сродни роману, а зачастую превосход ит его по психологи ческо й и эмоционал ьной глубине образов, разнообра зию настроени й, их тончайших оттенков, передать которые слово порой бессильно .

В 1925 году Дмитрий Шостакови ч закончил и композито рский факультет консерват ории. Он с успехом выступает и как пианист: исполняет не только свои произведе ния, но и классичес кую музыку. На междунаро дном конкурсе пианистов в Варшаве (1927) Шостакови ч был награжден почетным дипломом.

Первые серьезные достижени я Шостакови ча в развитии гражданск ой тематики в музыке — его Вторая и Третья симфонии (1927–1929). И в творчеств е композито ра, и в истории советской музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфониче ских произведе ний, где была отражена революцио нная тема.

В конце 1920-х годов Шостакови ч начинает сотруднич ать с некоторым и театральн ыми режиссера ми и кинорежис серам и — музыкальн о оформляет драматиче ские спектакли и кинофильм ы тех лет.

Разные эпохи, разных людей, их чувства и настроени я отображал и фильмы, музыкальн о оформленн ые Шостакови чем.

Интересны песни рабочих окраин, которые композито р ввел в кинофильм «Человек с ружьем» («Тучи над городом встали») и в кинотрило гию о Максиме («Крутится, вертится шар голубой»). Они не только верно передавал и аромат эпохи, но и прочно вошли в музыкальн ый быт 1930-х годов.

Особой заслугой Шостакови ча является то, что он первым из советских композито ров ввел в кинофильм песню как лейтмотив, то есть музыкальн ое воплощени е определен ной мысли, настроени я, характери стики действующ его лица или группы лиц. Так, например, лейтмотив ом кинофильм а «Встречный» является знаменита я «Утренняя песня» (или «Песня о встречном»), рисующая коллектив ный образ молодых рабочих. Прекрасна я, напевная мелодия этой песни, ее упругий, волевой ритм, светлый, радостный характер так полно выражали свою эпоху — эпоху строитель ства новой жизни, что песня стала ее знаменем, символом. Она легко перешагну ла границы и вскоре зазвучала во всех странах Европы, где ее быстро «присвоили», забыв об авторе. «Да, это наша песня, — сказали там однажды одному из наших композито ров. — Но, кажется, у вас в России тоже есть что-то похожее… Кажется…»

В Швейцарии она стала свадебной песней, а в 1948 году, наделенна я новым текстом, была объявлена Гимном ООН.

В 1928 году композито ром была создана первая опера — «Нос» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Обращение к произведе нию великого русского писателя сыграло важную роль в развитии Шостакови ча как художника, выявило своеобраз ие, оригиналь ность его устремлен ий. Так же как Гоголь, он был уверен в том, что литератур а, искусство могут изменить жизнь, сделать ее не только осмысленн ой, но и прекрасно й — нужно только показать все, что делает ее безобразн ой, подчеркну в, что много зависит от самих людей.

Те же черты — сатиричес кий гротеск и бытовая сатира — присутств уют и во второй опере Шостакови ча — «Катерина Измайлова» (1932). Но основным здесь стал высокий трагедийн ый пафос; потому опера имеет подзаголо вок «трагедия-сатира».

Сюжетом оперы послужила повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», с сокращени ями, с иной расстанов кой акцентов. В центре оперы — простая русская женщина, искренне полюбивша я и не размышляю щая о последств иях своей любви. Главным для композито ра стали глубина чувства, переживан ия героини, ее угрызения довести.

Интересно отметить, что такое глубоко трагедийн ое произведе ние создавало сь одновреме нно с комедийны м балетом «Светлый ручей», близким по музыке к предыдущи м балетам Шостакови ча «Золотой век» и «Болт».

Оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», балет «Золотой век» в 1936 году подвергли сь уничтожаю щей критике в статье «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Подающий большие надежды композито р, которому была близка атонально сть Шёнберга и конструкт ивизм Стравинск ого, а также джаз, музыкальн ый футуризм, получил жестокий удар. С этого рокового момента было запрещено исполнять написанны е ранее произведе ния, и Шостакови ч был вынужден отменить исполнени е Четвертой симфонии. Какой след это оставило в его душе? Увидеть улыбку на лице этого человека, прикрывав шего глаза темными непроница емыми стеклами очков, было большой редкостью…

В результат е Шостакови ч упростил свой музыкальн ый язык, что особенно заметно в струнном квартете и квинтете того периода.

Понятно, почему музыка Пятой симфонии полна такого огромного напряжени я и трагедийн ой силы. Ее основное содержани е составил богатый и разнообра зный мир человечес ких переживан ий, чувств: страстные, волевые порывы — и мучительн ая, затаенная боль, стремител ьное нагнетани е динамики, действия — и тихое восхищени е перед жизнью, перед ее извечной, непреходя щей красотой и мудростью .

Пятая симфония явилась первой кульминац ией симфониче ского творчеств а Шостакови ча, одной из вершин всего советског о симфонизм а.

«Оптимистической трагедией» назвали ее современн ики. «Страшная сила эмоционал ьного воздейств ия, но сила трагическ ая», — говорил об этой симфонии писатель А. Фадеев.

В своем триумфаль ном шествии симфония легко перешагну ла границы нашей страны и многократ но звучала за рубежом. Так, в сезоне 1937–1938 года ее услышали жители французск ой столицы в одном из концертов, состоявше м «из лучших произведе ний современн ой музыки», — как писалось в одной из парижских газет. На этом концерте помимо двух произведе ний признанны х французск их композито ров — Ж. Орика и Ш. Кёхлина — прозвучал а и Пятая симфония в исполнени и парижског о симфониче ского оркестра под управлени ем Р. Дезормьер а.

Тем временем Шостакови ч работал уже над новой своей симфонией — Шестой. Композици я Шестой симфонии несколько необычна, неожиданн а. И, тем не менее — это звено одной цепи исканий, по-прежнему устремлен ных и смелых.

В 1937 году Дмитрий Дмитриеви ч становитс я преподава телем Ленинград ской консерват ории и через два года получает звание профессор а. Было ему тогда 33 года.

Несмотря на то, что педагогич еская деятельно сть его была недолгой (он преподава л в Ленинград ской консерват ории в 1937–1941 годах и в Московско й консерват ории в 1943–1948 годах), влияние его на развитие советской музыки оказалось огромным. Его богато одаренная натура и в этой области проявила себя ярко и талантлив о. Дмитрий Дмитриеви ч помог сформиров аться таким неповтори мым творчески м индивидуа льнос тям, как Г. Свиридов, Кара Караев, Б. Чайковски й, Ю. Левитин, и другим.

Начавшаяс я в 1941 году война отодвинул а на дальние сроки осуществл ение замыслов мирного времени.

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинград у — и посвящаю свою 7-ю симфонию», — написал на партитуре Шостакови ч летом 1941 года.

В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозн ый замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. Все передуман ное, перечувст вован ное в первые военные дни, месяцы требовало выхода, искало своего воплощени я в звуках.

С необычайн ым воодушевл ением принялся композито р за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержим о рвалась из меня», — вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиес я осенние холода и отсутстви е топлива, ни частые артобстре лы и бомбежки не могли помешать вдохновен ному труду.

Общее содержани е симфонии, — противопо ставл ение и борьба двух непримири мо враждебны х образов. Это уже не отвлеченн ые категории добра и зла, а вполне конкретны е образы: мир советских людей и фашизм.

Завершила сь симфония уже в Куйбышеве, куда Шостакови ча больного, ослабевше го от голода, с двумя малолетни ми детьми вывезли самолетом .

Там же, в Куйбышеве, и состоялас ь премьера симфонии — 5 марта ее исполнил оркестр Большого театра. Вскоре Седьмая симфония прозвучал а и в Москве.

А 9 августа того же года, когда по плану фашистско го командова ния Ленинград должен был пасть — оно даже назначило на этот день парад своих войск в Ленинград е, — Седьмая симфония Шостакови ча была исполнена в этом городе — измученно м блокадой, но не сдавшемся врагу.

Не меньший энтузиазм встретила симфония и за рубежом. Заснятая на фотопленк у, миновав минные поля Атлантики, она прибыла в Нью-Йорк, где ее уже ждали лучшие дирижеры Америки — Л. Стоковски й, А. Тосканини, С. Кусевицки й.

Премьеру симфонии транслиро вали все радиостан ции США, Канады, Латинской Америки — ее слушало около 20 млн. человек.

Более 60 раз прозвучал а эта симфония на Американс ком континент е в течение лишь нескольки х месяцев 1942 года!

В 1943 году Шостакови ч вернулся из эвакуации и поселился в Москве. Отныне он навсегда связал себя с этим городом. Здесь он работает над Восьмой симфонией .

Восьмая симфония — своего рода трагедийн ая кульминац ия в творчеств е Шостакови ча. Она продолжае т раскрытие военной темы, начатое в Седьмой симфонии, но по своему характеру, образному строю в известной мере противост оит ей.

Образ смерти предстает в этой симфонии как страшная, испепеляю щая все живое сила. И для такой музыки естествен но нервное, трепетное биение ритмическ ого пульса, сложный гармониче ский комплекс звуков, передающи й напряжени е.

Дважды принималс я Шостакови ч за создание новой — Девятой симфонии, и, наконец, осенью 1945 года она была впервые исполнена сначала в Ленинград е, а затем в Москве.

Каждая из пяти ее частей заключает в себе свой особый мир чувств и настроени й. Но всех их объединяе т светлое мироощуще ние, которое впервые за последние годы зазвучало в творчеств е Шостакови ча.

Кончилась война. Произведе ния Шостакови ча с огромным успехом звучали в исполнени и лучших музыканто в на всех континент ах земного шара. И, тем не менее, в тот период композито р вновь был подвергну т уничижите льной критике. Его произведе ния назвали ненужными и даже вредными формалист ическ ими опытами.

1953 год принес СССР большие перемены. Под впечатлен ием событий того времени создал Шостакови ч свою новую, Десятую симфонию — одно из самых лиричных произведе ний.

Музыка Десятой симфонии прекрасна своей выразител ьност ью и напевност ью. Причем характер большинст ва мелодий — исконно русский, глубоко лиричный, проникнов енный . И, возможно, потому при всем неоспорим ом совершенс тве предыдущи х симфоний Шостакови ча Десятая выделяетс я особым, высоко поэтичным строем основных своих образов, их теплотой и глубокой человечно стью.

В 1955 году наш народ торжестве нно отмечал пятидесят илетн ий юбилей первой русской революции 1905 года. Это вдохновил о композито ра на создание новой Одиннадца той симфонии, которая прозвучал а впервые в 1957 году.

Одиннадца тая симфония открывает совершенн о иной мир музыкальн ых образов и начинает собой развитие иного типа симфониче ских произведе ний в творчеств е Шостакови ча — программн ого.

Основной особеннос тью симфонии является то, что ее музыкальн ая ткань пронизана мелодиями старых революцио нных песен. И хотя эти мелодии «поют» здесь только инструмен ты оркестра, но благодаря своей широкой известнос ти они входят в сознание слушателе й как песни со словами.

Теме революции Шостакови ч посвятил и свою следующую — Двенадцат ую симфонию «1917 год».

Литератур ной основой Тринадцат ой симфонии, завершенн ой в 1961 году, стали стихи Е. Евтушенко — поэма «Бабий Яр». Музыка и слово являются в ней равными компонент ами для выражения не только сложных движений человечес кой души, но конкретны х событий — личных или историчес ких, которые составляю т основу содержани я того или иного произведе ния. События далекого и недавнего прошлого определил и содержани е симфонии, и их описание соседству ет с размышлен иями и лирически ми высказыва ниями композито ра.

В 1963 году Шостакови ч пишет свое новое сочинение — вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина». И снова литератур ным материало м, который лег в основу этого произведе ния, послужил отрывок из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Поэтическ ое слово и музыка, тесно переплета ясь, участвуют в этом произведе нии как равно необходим ые, равнознач ные элементы для передачи замысла. Основу содержани я поэмы составляю т далекие события русской истории XVII века. Но музыка, повествуя о них, звучит светло и современн о, что приближае т их к нам.

Новые симфонии Шостакови ча — Четырнадц атая (1969) и Пятнадцат ая (1971) — обрисовыв ают круг морально-этических проблем нашего сложного времени и вместе с тем общечелов еческ ого значения. Во всех этих произведе ниях мы неизменно ощущаем породившу ю их эпоху, с обнаженны ми контраста ми и необычайн о напряженн ым ритмом жизни.

Пятнадцат ая симфония — последняя симфония Дмитрия Дмитриеви ча Шостакови ча. Она завершила собой почти полувеков ой путь выдающего ся композито ра-симфониста. Композито р умер 9 августа 1975 года
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39