* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Арам Ильич Хачатурян (1903–1978)  (Прочитано 28 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Арам Ильич Хачатурян (1903–1978)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:12:19 pm »
Арам Ильич Хачатурян

(1903–1978)


Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе, как именовала сь тогда нынешняя столица Грузии Тбилиси. Правильне е было бы сказать — в пригороде Тифлиса, в районе Коджори.

Хачатурян происходи л из семьи среднего достатка, жизнь которой протекала в трудной борьбе. За существов ание. Музыка с детства захватила его. И ни школьные занятия в частном пансионе С. Аргутинск ой, ни шумные ребячески е забавы не способны были отвлечь его от нее.

Столь явное увлечение ребенка музыкой не встретило ни с чьей стороны понимания . Родители смотрели на эту склонност ь сына скептичес ки, наставник и в школе — без должной прозорлив ости. «В среде, окружавше й меня, не было уважитель ного отношения к профессии музыканта …Взрослые считали, что музыка — занятие не для мужчины. Отец желал, чтобы я стал инженером или врачом. Кем угодно, но только не музыканто м», — вспоминал впоследст вии Хачатурян .

В коммерчес ком училище, где Хачатурян продолжал свое образован ие, существов ал любительс кий духовой оркестр. «Довольно быстро я освоил технику игры на духовых инструмен тах, однако марши и танцы скоро приелись. В унынии от однообраз ия своих незамысло ватых партий, я стал импровизи роват ь „контрапункты“ и ритмическ ие структуры к темам исполняем ых пьес. „Если вы, молодой человек, будете так рьяно проявлять дерзость, я выставлю вас вон“, — заявил капельмей стер, заметив мои экспериме нты. Пришлось пыл свой поубавить и более осторожно продолжат ь упражнени я, стараясь не раздражат ь не слишком, правда, тонкое ухо капельмей стера». По совету старшего друга Сурена Арам Хачатурян едет в Москву и поступает на биологиче ское отделение физико-математического факультет а Московско го университ ета. Хачатурян в течение трех лет изучал химию и морфологи ю растений, остеологи ю, анатомию человека.

Осенью 1922 года Арам Хачатурян впервые вошел в двери небольшог о старомоск овско го особняка, затерявше гося в гуще арбатских переулков . Это был Музыкальн ый техникум имени Гнесиных.

«Не имея никакой, даже элементар ной теоретиче ской подготовк и, я предстал перед комиссией . Для пробы голоса и слуха бойко спел что-то вроде „жестокого“ романса „Разбей бокал“, вызвав улыбку экзаменат оров…» Несколько танцеваль ных пьес было столь же бойко сыграно Арамом на фортепиан о. «Вместе с тем, вспоминаю, я легко справился со всеми испытания ми слуха, чувства ритма и музыкальн ой памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходило сь выполнять впервые в жизни».

Начались нелегкие для Хачатурян а годы. Занятия в техникуме требовали от него немалого напряжени я. Нужно было восполнит ь знания по музыкальн о-теоретическим предметам, овладеть игрой на инструмен те, что дается в двадцать лет куда труднее, чем в детстве: не так эластичны руки, не так подвижны не привыкшие к грифу пальцы. Но ведь надо было зарабатыв ать еще и на жизнь. Арам работает грузчиком в винных погребах и певчим в церковном хоре — недурное сочетание!

К счастью, успехи Хачатурян а в занятиях музыкой были очевидны, и именно они определил и его дальнейшу ю жизнь. В годы учения в Техникуме имени Гнесиных состоялас ь очень важная для него встреча с Рейнгольд ом Морицевич ем Глиэром. Общение с Глиэром, которое продолжит ся и в последующ ие годы, близкое знакомств о с его произведе ниями имели большое значение для Хачатурян а. Помимо всего Глиэр был первым из московски х композито ров, кто протянул руку помощи формирова вшимс я в то время профессио нальн ым музыкальн ым школам республик Советског о Востока.

Первые же сочинения Хачатурян а принесли ему успех. Пьесы, еще, конечно, не совершенн ые, выявили такие свойства композито рской индивидуа льнос ти Арама Ильича, как живое ощущение армянской народной музыки, импровиза ционн ость изложения, красочнос ть, терпкость гармониче ского языка.

Заканчива я весной 1929 года Музыкальн ый техникум имени Гнесиных, Хачатурян имел все основания сказать: я много занимался «алгеброй» музыки — изучал сольфеджи о, теорию, гармонию, много сочинял. И хотя познано было в нелегком ремесле музыканта далеко не все, хотя предстоял еще долгий и упорный труд, размышляя о своей будущност и, Хачатурян отверг все сомнения и бесповоро тно избрал профессию композито ра…

Осень 1929 года. Напряженн ая пора приемных экзаменов в Московску ю консерват орию. «Испытательная комиссия, — можно прочитать в Протоколе приемного экзамена на научно-композиторский факультет, — решила зачислить Хачатурян а на первый курс консерват ории в числе семи абитуриен тов, отобранны х из нескольки х десятков».

Арам Хачатурян был зачислен в класс Михаила Фабианови ча Гнесина, однако ввиду его ухода в 1931 году из консерват ории, перешел со второго курса в класс Николая Яковлевич а Мясковско го.

Пример Хачатурян а, вероятно, наиболее убедитель но демонстри рует индивидуа льный подход Мясковско го к каждому из своих учеников. Мудрость Мясковско го-педагога в том и состояла, что, как говорил в отношении себя Хачатурян, Николай Яковлевич «…не стремился нарушать или изменять то живое ощущение националь ной музыкальн ой стихии, которое было впитано с молоком матери». Мясковски й настоятел ьно требовал от всех студентов постоянно й большой работы.

В классе Мясковско го Хачатурян встретил и свою любовь — Нину Макарову. Она стала ему любящей женой и верной спутницей в жизни. Это был второй брак Хачатурян а. От первой жены Рамэллы у него осталась дочь Нунэ, о которой Арам Ильич постоянно заботился . Нунэ стала музыкальн ым преподава телем .

За годы учебы в консерват ории Хачатурян написал более 50 произведе ний. Лучшим из всех созданных тогда камерных произведе ний оказалось Трио для кларнета, скрипки и фортепиан о. Написанно е в 1932 году, оно было вскоре услышано Прокофьев ым и привлекло его самостоят ельно стью интонацио нного языка, сочностью мелоса, удивитель ной непринужд еннос тью самовыраж ения, душевной теплотой. Прокофьев рекомендо вал Трио к изданию, и вскоре оно вышло.

Первым крупным произведе нием Хачатурян а стала Танцеваль ная сюита — истинный гимн танцеваль ности, столь близкой темпераме нту и складу дарования композито ра.

Близилась к концу пора студенчес тва. Хачатурян остается еще на два года в классе Мясковско го как аспирант. Но мандатом на право называтьс я профессио нальн ым композито ром должна стать дипломная работа. Арам Ильич решает писать симфонию. «Мои творчески е искания и борения юности увенчалис ь Первой симфонией», — вспоминал он через много лет. Добавим: это была одна из первых симфоний в Армении.

Доминанта Первой симфонии Хачатурян а — ее яркая живописно сть, покоряющи й воображен ие, захватыва ющий дух народного музициров ания, самобытно сть.

Период 1935–1941 годов — один из самых плодотвор ных в жизни и творчеств е Хачатурян а. Завершена аспиранту ра Московско й консерват ории. Сочинен и успешно сыгран Фортепиан ный концерт. Вышли на экраны страны кинофильм ы «Пэпо» и «Зангезур» с музыкой Арама Ильича. На сценах московски х театров ставятся спектакли «Валенсианская вдова» и «Маскарад» с музыкой Хачатурян а «Маскарад» стал вершиной творчеств а Хачатурян а в драматиче ском театре. Написанна я для спектакля Театра имени Вахтангов а, музыка эта использов алась впоследст вии во многих других театрах.

«Волшебным звеном» всей музыки Хачатурян а к «Маскараду» стал вальс. Это была редкостна я творческа я удача В музыке к «Маскараду» есть немало превосход ных страниц и помимо вальса — романс Нины и ноктюрн — тонкие лирически е зарисовки, мазурка и галоп — как бы «общие планы» бала и маскарада . Несомненн о, что одной из основных причин успеха музыки к спектаклю сделался пронизыва ющий ее симфонизм .

Арам Ильич написал музыку более чем к 20 спектакля м. Среди них лирическа я комедия, психологи ческа я драма, классичес кая трагедия. Тем не менее, во всех театральн ых работах композито ра — будь то «Грустная песня в духане» из сундукяно вской «Хатабалы» или Серенада из «Валенсианской вдовы» Лопе де Вега — мы безошибоч но определяе м неповтори мую интонацию «голоса» Арама Хачатурян а.

Передават ь чувства и страсти персонаже й — так понимал Хачатурян задачу композито ра, сочиняюще го музыку для драматиче ского спектакля . И без всякой стилизаци и под ту или иную эпоху.

Инструмен тальн ые концерты Хачатурян а с максималь ной полнотой и яркостью воплотили наиболее характерн ые черты его стиля. Когда в 1936 году Арам Ильич приступал к сочинению Фортепиан ного концерта, он не говорил о замысле инструмен тальн ой триады. Скрипичны й концерт появился четыре года спустя после Фортепиан ного, Виолончел ьный — еще через шесть лет.

И, тем не менее, все они восприним аются как некий большой цикл. Исследова тель творчеств а композито ра Г Хубов пишет о трех частях единого «концерта концертов», где Фортепиан ный — ассоцииру ется с господств ующим в хачатурян овско й партитуре тоном утренней свежести, Скрипичны й — с жаром полуденно го солнца, Виолончел ьный — с красками серебряще гося заката. Музыка трех его концертов дает немало свидетель ств существую щей меж ними общности.

16 ноября 1940 года состоялас ь премьера Скрипично го концерта Хачатурян а. «Концерт имел большой успех, я был счастлив», — краснореч иво заключил свои воспомина ния о премьере композито р. Мелодичес кое богатство Скрипично го концерта определил о его успех в не меньшей мере, чем цельность формы и рельефнос ть драматург ическ их принципов .

Началась Великая Отечестве нная война. В эти грозные дни войны и состоялас ь новая встреча Арама Хачатурян а с Кировским театром — вдали от Ленинград а и Москвы, в глубоком тылу на Урале. Тогда-то пришла к Араму Ильичу мысль: необходим о продолжит ь работу над балетом «Счастье».

Завершив ее, Хачатурян принимает ся в 1942 году за сочинение нового балета — «Гаянэ».

«Приехав в Молотов, я писал партитуру балета, не расставая сь с грелкой и манной кашей. К счастью, я пользовал ся столовой театра, которая снабжалас ь по тем временам потрясающ е».

Хореограф Н. Анисимова вспоминал а: «Несмотря на все ужасы и последств ия страшной войны, прошедшей перед моими глазами, скажу, что я никогда так легко не сочиняла танцы, как в балете „Гаянэ“, никогда так не любила музыку, не восхищала сь ею, как в этом балете. Если мои танцы удались, то „вина“ в этом самого Арама Ильича Хачатурян а. Его талант вдохновля л и помогал постановщ ику… Премьера прошла прекрасно . Артистов и постановщ иков вызывали много раз Арам Ильич, кланяясь, сердито чмокнул меня в щеку, вроде укусил. „Не прощаю“, — прошипел он, улыбаясь…»

Сам Арам Ильич выделил три основопол агающ ие стихии партитуры «Гаянэ»: танцеваль ность, драматизм, порой доходящий до трагизма, лирика. «Я большой сторонник того, чтобы в балете танцевали, а в опере пели», — говорил композито р.

Летом 1943 года Хачатурян обращаетс я к партитуре своей Второй симфонии. «Создавая симфонию, я стремился воплотить в музыке те думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ», — говорил композито р. «Вторая симфония — реквием гнева, реквием протеста против войн и насилия» В том же году симфония была впервые с успехом исполнена .

«Приступаю с чувством огромного творческо го волнения», — написал 9 июля 1950 года Хачатурян на первой странице партитуры балета «Спартак». На последней странице авторская ремарка гласит: «Три с половиной года длилась работа над „Спартаком“. Работал преимущес твенн о летом. В общей сложности „Спартак“ написан в 8 месяцев. Окончил 22 февраля 1954 года. Вся музыка написана в Старой Рузе в Доме творчеств а композито ров. Арам Хачатурян».

Как же возник замысел балета на античный сюжет? Идея принадлеж ала известном у театровед у Н. Волкову. Либретто Волкова давало исключите льно благодатн ый материал для вдохновен ия композито ра.

Яркая театральн ость всегда была одной из главных особеннос тей музыки Хачатурян а — вовсе не только предназна ченно й для сцены. «Спартак», можно сказать, безгранич но театрален . В свое время Ф. Лопухов писал о том, что жанр историчес кой хроники, избранный либреттис том «Спартака», противопо казан балету, что следовало остановит ься на жанре героическ ой поэмы. Силой музыки, яркой ее зрелищнос тью, театральн остью Хачатурян как бы «оправдывает» жанр.

«Яркость, красочнос ть, колористи чност ь музыки „Спартака“, — писал Д. Шостакови ч, — столь велики, что моментами возникает даже опасение: не потускнее т ли в результат е этого основная тема-идея балета — революцио нная борьба рабов против своих угнетател ей…»

Кино — школа для композито ра. К этой мысли Арам Ильич возвращал ся неоднокра тно, в особеннос ти когда размышлял о судьбах молодежи. «Это для молодого композито ра колоссаль ная школа, я бы сказал, еще одна консерват ория».

Лучшей работой композито ра в кино стала музыка к «Отелло» — единствен ному совместно му фильму Хачатурян а с известным режиссеро м С. Юткевичем, снятому в 1956 году Юткевич, так высоко ценивший в эстетике фильма магическо е ощущение пронизыва ющего его сквозного ритма, нашел в Хачатурян е достойног о сотворца.

Хачатурян в 1960-1970-е годы продолжал активно сочинять в различных жанрах. Семь речитатив ов и фуг, Сонатина, Соната, не говоря уже о Концерте и Концерте-рапсодии, — каждое из этих произведе ний отражало те или иные этапы эволюции стиля Хачатурян а.

1960-е годы — время создания Хачатурян ом второй инструмен тальн ой триады: концертов-рапсодий для скрипки (1961), виолончел и (1963) и фортепиан о (1968) с оркестром Вторая инструмен тальн ая триада доносит до нас привычные, хорошо знакомые черты композито рског о почерка Хачатурян а. И вместе с тем в рапсодиях обращают на себя внимание и новые стилистич еские особеннос ти Они выражаютс я не только в явно выросшем композито рском мастерств е, еще большей изощренно сти его, но и в изумитель ной прозрачно сти оркестров ой фактуры.

Список произведе ний Хачатурян а завершает ся третьей инструмен тальн ой триадой — сольными сонатами для виолончел и (1974), скрипки (1975) и альта (1976). «Я стремился, — говорил композито р, — как можно глубже проникнут ь в самое существо любимых мною смычковых инструмен тов, извлечь из их сокровенн ых тайников как можно больше тембровых, динамичес ких, эмоционал ьных качеств. Мне хотелось, чтобы мои музыкальн ые мысли, которые я старался высказать современн ым языком, инструмен ты произнесл и возможно выразител ьнее, пропели мою музыку живыми, трепетным и голосами…»

Намерения композито ра оказались блистател ьно реализова нными .

Здоровье Арама Ильича тем временем все ухудшалос ь, и все чаще он говорил о своем желании быть похоронен ным в Ереване. Завещание было исполнено . После смерти 1 мая 1978 года Хачатурян а похоронил и в пантеоне столицы Армении
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39