* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Исаак Осипович Дунаевский (1900–1955)  (Прочитано 27 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Исаак Осипович Дунаевский (1900–1955)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:14:08 pm »
Исаак Осипович Дунаевски й

(1900–1955)


Однажды, в 1932 году, в Мюзик-холл к дирижеру Дунаевско му пришел представи тель кинофабри ки «Советская Беларусь». Композито ра пригласил и принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложен ие кинофабри ки живо заинтерес овало Дунаевско го, и он его принял. Так началась работа Исаака Осиповича в кино. Всего он написал музыку к 28 фильмам. Благодаря счастливо му союзу с кинематог рафом музыка Дунаевско го быстро завоевала популярно сть. И сейчас он по праву считается классиком советской песни.

Ровесник века, Исаак Осипович Дунаевски й родился 30 января 1900 года в городе Лохвице Полтавско й губернии. Начальное музыкальн ое образован ие мальчик получил там же в Лохвице, занимаясь у скрипача Г. Полянског о. В 1910 году он поступил в Харьковск ое музыкальн ое училище, где обучался у И. Ахрона по классу скрипки и у С. Богатырев а — композици и. К тому периоду относятся и первые сочинения Дунаевско го. Одновреме нно он учился сначала в гимназии, а затем на юридическ ом факультет е университ ета.

В 1919 году Дунаевски й начинает работу в Харьковск ом драматиче ском театре. Композито р уже тогда понял и навсегда усвоил, что в любом сценическ ом жанре характер и стиль музыки определяю тся идеей произведе ния, для которого музыка создается . Создание музыки, помогающе й действию и даже развивающ ей его, стало законом в творчеств е молодого композито ра. Этого принципа он придержив ался и в дальнейше м: в Московско м эстрадном театре «Эрмитаж», музыкальн ым руководит елем которого он был с 1924 по 1926 год, в Московско м театре сатиры на посту заведующе го музыкальн ой частью (1926–1929) и в Московско м театре оперетты, где с огромным успехом была поставлен а в 1927 году его оперетта «Женихи».

Этот спектакль стал не просто «первой ласточкой», возвестив шей о приходе весны в еще не освоенный советским театром жанр. По сути, то было началом рождения советской оперетты, музыку которой И. О. Дунаевски й видел через призму главной ее арии — песни. Не случайно, когда в 1927 году московски й журнал «Рабис» попросил И. О. Дунаевско го и некоторых режиссеро в и артистов театра оперетты принять участие в дискуссио нной анкете «Опереточный тупик. Как выйти из него?» Композито р высказалс я категорич ески: советская оперетта должна нести слушателя м песни, «параллельно с созданием оперетты должна идти борьба за новую советскую песню!»

В 1929 году композито р переселяе тся из Москвы в Ленинград, куда его пригласил и в качестве композито ра и дирижера открывшег ося эстрадно-музыкального театра Мюзик-холл.

Ко времени приезда в Ленинград музыкальн ый багаж композито ра был уже достаточн о солидным. Дунаевски м была написана музыка к 62 (!) драматиче ским спектакля м («Взятие Бастилии» Р. Роллана, «Орленок» и «Романтики» Э. Ростана, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Слуга двух господ» и другим), к 23 эстрадным обозрения м, 6 водевилям, 2 балетам, музыка 8 оперетт («Женщины в аду», «Пассажир с Океаника», «И нашим и вашим», «Соломенная шляпка» и другие). Композито р много работал в области камерного творчеств а. Им было создано свыше 90 различных произведе ний — пьесы для фортепиан о, квартеты, романсы.

В августе 1932 года создатель будущих советских музыкальн ых кинокомед ий Г. В. Александр ов возвратил ся в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не оставляла мысль о создании комедийно го музыкальн ого фильма.

Александр ову порекомен довал и Дунаевско го. Их встреча состоялас ь на квартире Утесова. Тема разговора была одна — о музыкальн ой кинокомед ии, о будущем фильме. Наконец Дунаевски й подошел к роялю: «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближае тся к нам, мне хочется сказать…» — И он в раздумье опустил руки на клавиши. Музыка, разрастая сь, превращал ась то в размышлен ие о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадо стног о марша. Когда растаял последний звук этой романтиче ской импровиза ции, Дунаевски й повернулс я к Александр ову и Утесову и доверител ьно спросил: «Похоже немножко?» Пораженны й Александр ов молча смотрел на композито ра. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальн ые картины, набросанн ые Дунаевски м, он вдруг увидел кадры еще не созданног о фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы, словно с улыбкой прошли у рояля герои фильма, сказав: «До скорой встречи!» И Александр ов и Дунаевски й, каждый по-своему, всегда вспоминал и тот вечер, открывший их долгий совместны й творчески й путь.

Для фильма Дунаевски й написал около двадцати различных музыкальн ых номеров: песню Анюты, песню Кости, галоп, скрипичны й урок, нашествие стада на виллу, танго, вальс, сцену «музыкальной драки», частушки, мультипли кацио нные заставки и многое другое. Утесов вспоминал, что он никогда не упускал возможнос ти послушать игру Дунаевско го: «Музыку Дунаевско го любят все, но тот, кто не сидел с ним у рояля, не может себе полностью представи ть всю степень дарования этого поистине замечател ьного музыканта».

Прежде чем выпустить на широкий экран, фильм в числе других работ известных советских киномасте ров повезли в Венецию на Вторую междунаро дную кинематог рафич ескую выставку.

Блистател ьным завершени ем Выставки было присужден ие произведе ниям советской кинематог рафии первого приза — Золотого кубка, который был торжестве нно вручен делегации советских кинематог рафис тов.

Особенно популярно й в Венеции сразу же стала музыка фильма. «Марш веселых ребят», переведен ный на итальянск ий язык, распевали повсюду. Маленькие оркестрик и, неаполита нские ансамбли с увлечение м играли в своем музыкальн ом изложении и «Марш веселых ребят», и написанну ю в ритме танго, близком неаполита нским мелодиям, песню Кости.

В то время Дунаевско го уже ожидало множество дел, в том числе снимающая ся на киностуди и «Ленфильм» картина «Три товарища». Еще в самом начале 1934 года к Дунаевско му обратился режиссер С. А. Тимошенко с просьбой написать музыку к этой картине.

В отличие от предыдущи х, в фильме «Три товарища» музыка лишь сопровожд ала действие, и только «Песня о Каховке» на стихи Михаила Светлова обрела самостоят ельну ю жизнь.

Исаак Осипович вспоминал: «Музыку к песне „Каховка“ мне удалось записать буквально за несколько минут. Помню, как я подошел к роялю. Тут же сидел автор стихов Светлов. Не отходя от рояля, я полностью сыграл песню от начала до конца».

В 1935 году Дунаевски й получил приглашен ие от «Мосфильма» принять участие в создании приключен ческо го фильма «Дети капитана Гранта».

Участники фильма «Дети капитана Гранта» не перестава ли удивлятьс я титаничес кой работоспо собно сти Дунаевско го, который приходил к ним в павильон после напряженн ой работы здесь же, на «Мосфильме», с Александр овым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабаты вая вдруг родившуюс я мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней, заразител ьной, словно родившейс я в сердце героя фильма. Сейчас трудно представи ть себе, чтобы юный Роберт, поднимаяс ь на мачту шхуны «Дункан», не запел бы «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»

«Когда я вспоминаю музыку к фильму „Дети капитана Гранта“, — писал Шостакови ч, — я не могу не испытыват ь сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композито ра, не повлекла за собой продолжен ия работы в этом плане Эта увертюра — симфониче ское произведе ние большого накала и темпераме нта».

Более двадцати музыкальн ых произведе ний было создано Дунаевски м к фильму «Цирк», снятому в том же 1936 году. Однако главной в фильме стала «Песня о Родине».

О жизни этой песни можно было бы написать целую книгу, страницы которой поведали бы о том, как ее пели строители Магнитки и Комсомоль ска-на-Амуре, белорусск ие колхозник и и металлург и Кузбасса, как этой песней, передавав шейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР. «Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославск их партизан, ее пели в освобожде нных городах Чехослова кии, Венгрии, Польши, Болгарии.

Музыка Дунаевско го не только помогала отыскиват ь внутренни й стиль и внутренню ю сущность будущего кинопроиз веден ия, но и порой вела к разработк е характеро в будущих героев. Пожалуй, самым необычным примером активного воздейств ия музыки Дунаевско го на литератур ное творчеств о является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республик и» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги

1938 год отмечен работой над музыкой к фильму «Волга-Волга» Она была для Дунаевско го настолько же интересно й и увлекател ьной, насколько ответстве нной и сложной Дунаевски й стал не просто композито ром, написавши м музыку к фильму, а одним из авторов кинокомед ии.

«Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» — утверждал а газета «Кино». «Но, — заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, — без этого фильма не было бы и музыки!»

«Волга-Волга», пожалуй, как ни один фильм Дунаевско го, пронизана песнями, симфониче скими картинами, куплетами, музыкальн ыми эпизодами, танцеваль ными ритмами. Главную песню музыкальн ой кинокомед ии — «Песню о Волге» — можно назвать героиней фильма Ее мелодия, словно впитавшая красоту и ширь величавой реки, как могучая волна переливае тся с экрана в душу человека, наполняя ее чувством беспредел ьной радости, которая «до самого солнца летела» и «до самого сердца дошла». Звучащая каждый раз в новых оркестров ых вариациях, музыкальн о разрастая сь от кадра к кадру, песня обретает могучие крылья, которые помогают ей стать подлинно народной и в фильме и в жизни.

4 ноября 1937 года Ленинград ский театр музыкальн ой комедии показал премьеру оперетты Дунаевско го «Золотая долина» Появление «Золотой долины» на сцене ознаменов ало собой не только рождение, но и утвержден ие советской оперетты как формы музыкальн ого жанра

«„Золотая долина“ имела успех, — писал автор текста М. О. Янковский, — у композито ра получилос ь сочинение, которое в музыкальн ом отношении стало одной из вершин творчеств а Дунаевско го, несмотря на большие недостатк и в либретто». Самокрити чный драматург после премьеры почувство вал противоре чие между яркостью и широтой музыкальн ого мышления композито ра и примитивн остью своего текста.

Много лет спустя, прослежив ая и анализиру я путь развития советской оперетты почти за шестьдеся т лет, тот же Янковский в книге «Советская оперетта» уверенно назовет Дунаевско го ее классиком .

В 1940 году Александр ов снимал фильм «Светлый путь». Музыку и для этого фильма писал Дунаевски й.

Когда уже окончател ьно определил ась музыка основной темы марша, припев к маршу долю не сочинялся . «Помнится, композито ру сначала никак не удавался припев к „Маршу энтузиаст ов“, — вспоминал Соловьев-Седой. — Был момент, когда он отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру, в том числе и автору этих строк, в порядке соавторст ва дописать припев к „Маршу“. Но, в конце концов, конечно, нашел его сам!»

И помог в этом композито ру завод «Электросила». В один из своих приездов к рабочим Дунаевски й выступил с концертом во время обеденног о перерыва в крупнейше м турбогене ратор ном цехе. Вслушивая сь в ритмичный гул станков, композито р вдруг «услышал» четкий ритм музыки будущего припева. Возвращая сь после концерта, Исаак Осипович увидел на заводском дворе группу рабочих, бодро и дружно шедших заступать в рабочую смену. Ритм их шагов будто еще что-то подсказал Дунаевско му.

«Друзья мои! — воскликну л композито р, обращаясь к провожавш им его рабкорам заводской газеты. — Так ведь это же и есть „Марш энтузиаст ов“! Сережа (это уже к шоферу), гони к роялю!».

В годы Великой Отечестве нной войны, «избороздив» все, что только можно было изборозди ть «в нашей необъятно й матушке-России», работая художеств енным руководит елем Ансамбля песни и пляски железнодо рожни ков, композито р создал более семидесят и музыкальн ых произведе ний на военную тему.

Впервые послевоен ные годы Дунаевски й написал музыку оперетты «Вольный ветер», посвятив ее борьбе народов за мир. Все музыкальн ое богатство своей оперетты Дунаевски й сосредото чил в «Песне о вольном ветре».

Словно солнечным светом мира наполнен прекрасны й «Весенний марш» из кинокомед ии «Весна» (1947).

В 1949 году он пишет песни к фильму «Кубанские казаки», среди них тут же ставшие популярны ми «Ой, цветет калина», «Каким ты был».

Лирически м гимном мира стала его песня «Летите, голуби!», впервые прозвучав шая в 1950 году в документа льно-художественном фильме «Мы за мир!» «Отсчет этой музыки, — говорил Дунаевски й, — идет от войны».

Лебединой песней Дунаевско го стала его оперетта «Белая акация», которую композито р назвал «весенним интермецц о». Мелодиями любви, искрящими ся весенними красками, пронизана музыка этого произведе ния, словно его создавал не смертельн о больной человек, а юноша, влюбленны й и бесконечн о талантлив ый.

Но 25 июля 1955 года ровно в 11 часов утра тяжелый спазм сжал сердце Дунаевско го, и оно остановил ось навсегда.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39