* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Джордж Гершвин (1898–1937)  (Прочитано 24 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Джордж Гершвин (1898–1937)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:19:41 pm »
Джордж Гершвин

(1898–1937)


{alt}
«Леди Джаз, украшенна я интригующ ими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретилс я рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальн ое общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту крайне независим ую и современн ую леди в классичес кие одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил ее очаровани я. Он — принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгла сил ее принцессо й, вызывая удивление мира и бешенство ее завистлив ых сестер» — так сказал о своем соотечест веннике американс кий дирижер Уолтер Дамрош.Дж ордж был вторым ребенком в семье. Он родился 26 сентября 1898 года. Дела у его семьи шли в то время далеко не блестяще. Гершвины снимали квартиру в деревянно м доме на Снедикер-авеню.Джордж вырос на улицах Ист-Сайда. В школе не отличался прилежани ем, учился посредств енно и явно не оправдыва л надежд матери, мечтавшей видеть детей школьными учителями . В 1912 году она записала Джорджа в Коммерчес кую школу. Но коммерсан том он не стал. Судьба распоряди лась по-своему.
Когда мальчику исполнило сь шесть лет, приятели Джорджа — такие же сорванцы, как и он, — с удивление м стали замечать, что чемпион улицы по конькам время от времени перестает замечать окружающе е. Причина была всегда одна и та же — музыка. Глубокое потрясени е восьмилет него Джорджа вызвал Макс Розенцвей г, впоследст вии известный в Америке скрипач, сыгравший «Юмореску» Дворжака на школьном концерте. Полтора часа после концерта ждал Джордж солиста, не обращая внимания на проливной дождь, а, обнаружив, что тот ушел другим ходом, помчался к нему домой.
Они подружили сь «Макс открыл для меня мир музыки», — вспоминал композито р. В доме у Розенцвей га, который был старше Джорджа, он сам научился играть на фортепиан о: подбирал по слуху популярны е мелодии. Можно себе представи ть удивление родителей, когда вскоре выяснилос ь, что Джордж за короткое время настолько преуспел в игре на фортепиан о, что оставил брата далеко позади. К превелико й радости обоих, было решено, что заниматьс я музыкой должен Джордж.
Юному музыканту довелось испробова ть несколько фортепиан ных «школ». Три престарел ые леди изводили скучными упражнени ями. Четвертый учитель — мистер Голдфарб — техникой вообще не занимался, а воспитыва л своего питомца на попурри из опер. И только учитель Чарльз Хамбицер оказался именно тем музыканто м, в котором нуждался Гершвин. Начиная с 1915 года Джордж, по рекоменда ции Хамбицера, брал уроки гармонии и оркестров ки у виолончел иста и композито ра Киленого.
В один прекрасны й день пятнадцат илетний Джордж предстал перед менеджеро м издательс тва «Ремик и К». Волнуясь, Джордж сел за рояль, не рассчитыв ая на успех. Однако, к его удивлению, он был принят на должность пианиста-популяризатора с оплатой 15 долларов в неделю.
«Зачем ты играешь фуги Баха? Ты хочешь стать концертир ующим пианистом?» — спрашивал и коллеги по работе в магазине. — «Нет, — отвечал Джордж, — я изучаю Баха для того, чтобы писать популярну ю музыку».
В 1916 году Софи Такер — модная певица ревю — заинтерес овалась песней Гершвина «Когда вы захотите» и с успехом исполнила ее. Постепенн о он становитс я известным в музыкальн ых кругах на Бродвее. В феврале 1918 года Гершвин встретилс я с Максом Дрейфусом, возглавля вшим издательс тво Хармса. Он предложил композито ру работу с оплатой 35 долларов в неделю. О лучшем Джордж в то время не мог даже и мечтать. Не нужно было сидеть в конторе или разучиват ь партии с певцами. Требовало сь только одно: сочинять.
Наибольше е влияние на молодого Гершвина оказал композито р Джером Керн. Именно у Керна Гершвин учился искусству гармониче ского и мелодичес кого варьирова ния, которое разнообра зило музыкальн ую фразу, делало ее гибкой, подвижной .
{alt}
В понедельн ик 9 декабря 1918 года на Бродвее состоялся дебют Гершвина, который обернулся для него настоящей мукой. Сценическ ая жизнь ревю закончила сь на той же неделе, в пятницу. Ларчик открывалс я просто. Продюсер не смог обеспечит ь объявленн ый в афише состав женской труппы, и это решило судьбу ревю.
В 1919–1923 годы Гершвин был автором или соавтором около пятнадцат и постаново к на Бродвее. К сожалению, либретто мюзиклов Гершвина были маловыраз ительны. Из спектакля в спектакль переходил и сюжеты, вращающие ся вокруг любви и наживы.
Следующий, еще более крутой поворот последова л в 1922 году. В течение пяти лихорадоч ных дней Гершвин написал одноактну ю джазовую оперу из жизни негров. Опера называлас ь «Голубой понедельн ик». В целом партитура ее оказалась малоудачн ой. Однако в ней есть «прозрения» и предвосхи щения, получивши е дальнейше е развитие в творчеств е Гершвина.
В 1920-е годы имя Гершвина все чаше стало появлятьс я на страницах газет и журналов. 6 сентября 1922 года Берил Рубинштей н — известный американс кий пианист и педагог — в газетном интервью назвал Гершвина «великим композито ром». «У этого молодого человека есть искра гениально сти, — утверждал он. — Я действите льно верю, что Америка в недалеком будущем будет им гордиться…»

С 7 января по 4 февраля 1924 года квартира Гершвина на 110-й улице была словно на осадном положении . Настороже нная тишина изредка прерывала сь короткими репликами вполголос а. Всюду — на рояле, на столе и даже на полу — лежали исписанны е страницы нотной бумаги. Работали так: Гершвин писал клавир рапсодии для двух фортепиан о, оставляя пустые строчки для сольных импровиза ций пианиста. Как только очередная страница была закончена, ее брал Фред Грофе (аранжиров щик оркестра Уайтмэна) и оркестров ал музыку для джазового состава. Затем фрагменты музыки поступали во владение Уайтмэна, и он репетиров ал их со своим оркестром . И, наконец, родилась «Рапсодия в блюзовых тонах».

Никогда прежде в Иоулиэн-холле не было столь разношерс тной публики, как в тот день — 12 февраля 1924 года на концерте, афиширова нном как «эксперимент в современн ой музыке». Поль Уайтмэн с удовольст вием и волнением поглядыва л из-за кулис на передние ряды, где сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманино в, Фриц Крейслер, Леопольд Стоковски й, Игорь Стравинск ий, Эрнст Блох…

Программа концерта была большой и разнообра зной. Поначалу «эксперимент» явно не удавался: публика скучала. В переполне нном зале было жарко и душно. Кое-кто потянулся к выходу. Положение было критическ им, когда за рояль сел Гершвин.

Дирижер дат знак, и Гершвин начал соло. Глиссандо на кларнете (прием не обычный для этого инструмен та) сразу же наэлектри зовало зал. От прежней скуки не осталось и следа. Преобрази лись и музыканты, заиграли совсем по-другому. Они точно выворачив али себя наизнанку, делясь эмоциями с неистощим ой щедростью, искренне, от души. Уайтмэн дирижиров ал, не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневалс я: предсказа ния Уайтмэна о «нокаутирующем успехе» рапсодии полностью оправдали сь.

В рецензиях на «Рапсодию» преоблада л панегирич еский тон. Д. Тэйлор утверждал, что «Рапсодия» выявила гениальны й мелодичес кий дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретат ельность». Джазовые элементы были подняты на новый, более высокий уровень и вошли равноправ ным слагаемым в мир симфониче ской музыки. В этом историчес кое значение «Рапсодии в блюзовых тонах».

Вскоре после премьеры Нью-Йоркское симфониче ское общество, по инициатив е Уолтера Дамроша, заказало Гершвину произведе ние для оркестра. Композито р избрал жанр концерта. В первонача льных эскизах новое сочинение значилось как «Нью-Йоркский концерт», но вскоре автор заменил его название более привычным «Фортепианный концерт фа мажор».

В день премьеры Гершвин нервничал как никогда. Однако публика приняла концерт с не меньшим энтузиазм ом, чем «Рапсодию».

Сценическ ая судьба музыкальн ых комедий Гершвина складывал ась превосход но. Шумный успех имела премьера спектакля «Первоцвет» в Лондоне. Английско е издательс тво напечатал о партитуру, композито р получил хороший гонорар и признание за океаном. О том, как принимали сь мюзиклы Гершвина на Бродвее, свидетель ствуют цифры: «Будьте добры» выдержала 330, «Тип Тоуз» и «Песня пламени» — по 194, «О Кей!» — 256 представл ений.

Вместе со славой пришла материаль ная обеспечен ность. В 1925 году Гершвины купили пятиэтажн ый дом на 103-й улице. Теперь можно было отправить ся в Европу. Лондон — Париж — Вена — таков был маршрут путешеств ия, которое предприня л Джордж. Путешеств ие закончило сь летом 1928 года.

Из поездки по Европе Гершвин вернулся с наброском симфониче ской поэмы «Американец в Париже». Полностью новое сочинение было завершено в ноябре 1928 года. «Американец в Париже» представл яет собой фантазию, объединяю щую в себе черты сюиты и симфониче ской поэмы. Вместе с тем масштабно сть разделов, широта развития блюзовой темы, наличие мотивных связей — все это сближает «Американца» с симфониче ской поэмой.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 10:50:45 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39