* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Пауль Хиндемит (1895–1963)  (Прочитано 26 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Пауль Хиндемит (1895–1963)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:29:30 pm »
Пауль Хиндемит

(1895–1963)


К выдающимс я создателя м авангардн ой музыки первой половины XX века принадлеж ал Пауль Хиндемит — немецкий композито р, который по своим принципам был антиподом новой венской школы.

«Музыка должна быть превращен а в моральную силу, — писал композито р. — Мы восприним аем ее звуки и формы, но они остаются лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственну ю деятельно сть и не используе м ее возбуждаю щее свойство для обращения души ко всему благородн ому, сверхчело вечес кому, идеальном у».

Хиндемит прирожден ный сильный и яркий музыкант. Эмоционал ьная же открытост ь и романтиче ская патетика раздражал и Хиндемита: он стал одним из вождей антироман тизма в музыке. В музыкальн ом искусстве Хиндемит предстает скорее как архитекто р, чем драматург; даже в крупных симфониче ских формах у него преоблада ет гармония равновеси я.

Пауль Хиндемит родился в 1895 году в Гинау, около Франкфурт а, в семье ремесленн ика. Музыкой начал заниматьс я с детства: с одиннадца ти лет обучался игре на скрипке. В юности у него была жизнь полная лишений. Зато Хиндемит прошел суровую школу «современной музыкальн о-исполнительской практики» в качестве скрипача, альтиста, пианиста и «ударника во всевозмож ных ансамблях» (включая джаз-банд) в кино и в кафе и, наконец, в военном оркестре. Затем, получив от города стипендию, учился по классу скрипки и по классу композици и в консерват ории Франкфурт а-на-Майне.

И уже в двадцатил етнем возрасте, сразу после окончания консерват ории, он занял видный пост концертме йстер а скрипачей оперного симфониче ского оркестра во Франкфурт е-на-Майне. Он оставил эту должность лишь в 1923 году.

Работу скрипача-концертмейстера в оперном театре Хиндемит совмещает с участием в квартете Ребнера, а позже в основанно м им струнном квартете. С этим квартетом Амара — Хиндемит, в котором Пауль играл на альте, он объездил все страны Европы, включая СССР.

В 1920-е годы Хиндемит-авангардист пытался шокироват ь мещанскую публику: не только работы, вдохновле нные джазовой музыкой («Регтайм» и «Шимми»), но и, прежде всего, его оперы — «Убийца — надежда женщин» (1919), «Святая Сусанна» (1922), «Кардильяк» (1926), «Новости дня» (1929), а также балет «Демон» (1922) — вызывали в Германии скандалы, главным образом из-за своих странных сюжетов; они примечате льны также отказом от экзальтир ованн ой чувствите льнос ти позднего романтизм а и фальшивог о оперного пафоса В это время композито р создал множество инструмен тальн ых произведе ний, в которых полностью проявилас ь его художеств енная оригиналь ность .

Он стал опираться на стиль неокласси цизма, особенно на творчеств о Баха, по образцу которого обновил известные музыкальн ые формы (токкату, фугу, пассакаль ю, канон, вариации, фантазии и тому подобное) и подчинил их современн ому музыкальн ому мышлению. В своих гармониче ских новшества х Хинде-мит заходил весьма далеко, но в отличие от Арнольда Шёнберга никогда не покидал области тональной музыки, используя так называему ю «расширенную тональнос ть».

Свои творчески е принципы композито р наиболее ярко отразил в цикле из 15 песен «Житие Марии» на слова P. M. Рильке. В самом обращении Хиндемита к религиозн ому сюжету и к образу Мадонны — символу девичьей красоты и материнск ой любви — сказалось тяготение композито ра к «вечным ценностям», к этическом у идеалу, который он связывал с религиозн о-нравственными категория ми.

Хиндемит писал в предислов ии ко второй редакции вокальног о цикла «Житие Марии»: «В пении, как и в игре на инструмен тах, существуе т два рода техническ их трудносте й. Одни, требуя высокой степени напряженн ости, рождаются из глубокого понимания звучащего аппарата, другие — из абстрактн о-музыкального сопоставл ения звуков, без ориентаци и на естествен ные возможнос ти исполните ля…»

С 1927 года Хиндемит — профессор Высшей школы музыки в Берлине, преподает теоретиче ские предметы и композици ю.

С 1934 года начинаетс я преследов ание композито ра фашистами: за попытку Хиндемита вступитьс я за некоторых из своих друзей ему было предъявле но обвинение в «культурбольшевизме».

В опере «Художник Матис» (1934–1935), созданной по собственн ому тексту, стилизова нному под историчес кий, Хиндемит опирался на легендарн ую биографию художника Матиса Грюневаль да и через нее выразил свое отношение к нацистско му режиму.

Под давлением композито р был вынужден покинуть Высшую школу музыки. Произведе ния Хиндемита было запрещено издавать, до 1945 года в Германии музыка его не исполняла сь. Хиндемиту не оставалос ь ничего иного, как покинуть родину. Он поселяетс я в Турции, где разрабаты вает проект музыкальн ого образован ия в стране и ведет педагогич ескую работу в недавно созданной консерват ории в Анкаре. Оттуда он совершает концертны е поездки по странам Европы и Америки.

В 1940 году Хиндемит переселил ся в США и в 1948 году принял американс кое подданств о. Он работает в Йельском университ ете, преподает музыкальн о-теоретические предметы и композици ю. Здесь композито р написал крупное эпическое произведе ние на стихи У. Уитмена «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень» с подзаголо вком «Реквием памяти тех, кого мы любим», который был связан также с именем умершего незадолго до того американс кого президент а Рузвельта . В этот период им созданы и другие значитель ные произведе ния — симфонии «Художник Матис» (1940) и «in Es» (1946), балеты «Четыре темпераме нта» (1940) и «Иродиада» (1944), а также «Симфонические метаморфо зы тем К.М. фон Вебера» (1943).

В музыкальн ой жизни Америки Пауль Хиндемит оставил заметный след. В 1949–1950 годах он прочел курс лекций в Гарвардск ом университ ете, на основе которых написал книгу «Мир композито ра», много выступал с концертам и в качестве дирижера, исполняя свои собственн ые произведе ния и сочинения других композито ров.

С 1951 года Хиндемит периодиче ски приезжал преподава ть в Цюрихский университ ет, а в 1953 году он окончател ьно переселил ся в Швейцарию .

Среди наиболее значитель ных и характерн ых для зрелого стиля Хиндемита произведе ний следует назвать оперу «Гармония мира». Опера написана в 1957 году на текст самого Хиндемита . Этот своеобраз ный документ, отражающи й мировоззр ение композито ра, — ключ к его творчеств у и разгадка его личности. Композито р предлагае т здесь свое особое понимание гармонии мира, смысла существов ания Вселенной . Главный герой оперы — немецкий мыслитель XVII века Иоганн Кеплер — стремится разгадать тайну мироздани я. Другие персонажи оперы — завоевате ль Валленште йн, знахарка Катарина, дочь Кеплера Сусанна имеют свои представл ения о гармонии как цели жизни и сущности счастья.

В опере представл ен ряд биографич еских сцен из жизни Кеплера, хотя не в этом суть драмы. Главное — в конфликте концепции: между беспорядо чной земной жизнью и упорядоче нным идеализир ованн ым миром. Истинност ь мировой гармонии Кеплер видит лишь в мире ином. Этой скорбной нотой печали и разочаров ания в суетных мирских делах пронизана опера.

Если рассматри вать «Гармонию мира» не только как исповедь композито ра, но и как своеобраз ное художеств енное завещание, то главный смысл оперы — в обращении к людям с высокоэти ческо й проповедь ю духовного совершенс твова ния, лишенной, однако, идеи социально го переустро йства мира.

Стремлени е к идее универсал ьного мирового порядка, в том числе и в искусстве, своеобраз но отразилос ь и в музыке оперы, например в ее тональной организац ии. Символиче ское значение приобрета ет соотношен ие звуков и тональнос тей. Так, явно программн ый смысл несут некоторые тональнос ти, связанные с силами хаоса и с символом порядка.

И хотя Хиндемит писал во всех жанрах музыки, в историю он вошел как мастер симфонии. Даже на основе своих опер, с их сложными отвлеченн о-философскими концепция ми, он создавал симфонии: «Художник Матисс», «Гармония мира», которые приобрели популярно сть среди слушателе й.

Музыкальн ый язык сочинений Хиндемита удивитель но сочетает в себе новое и традицион ное. В его основе полифонич еская техника прошлого — добаховск ого и баховског о времени, которая художеств енно переосмыс лена с позиций XX века. Композито р стремится возродить и обновить старинные приемы и формы таким образом, чтобы они органичес ки слились с новым музыкальн ым материало м.

Обращаясь к тому или иному музыкальн ому жанру, он всегда стремился проникнут ь в его специфику и как музыкант-теоретик пытался отразить связанные с данным жанром историчес кие и этические моменты. Хиндемит не просто интересов ался старинной музыкой, но и сам играл на старинных инструмен тах; более того, занимался латынью, знал античные теории, средневек овые музыкальн о-теоретические трактаты.

«В музыке, как и во всех прочих человечес ких делах, рациональ ное знание не есть бремя, но необходим ость, и должно быть признано таковым всеми», — писал Хиндемит.

Свои воззрения на вопросы музыкальн ой теории композито р изложил в книге «Руководство по композици и». Этот большой труд в трех частях, создававш ийся Хиндемито м на протяжени и многих лет, представл яет собой не столько теоретиче ское исследова ние, сколько практичес кое руководст во для изучения основ композици и. Основное внимание в книге композито р уделил теории тональнос ти. Ведь Хиндемит — принципиа льный противник атонально сти.

Он считал теорию атонально сти современн ым заблужден ием: «Тональность есть сила, подобная земному притяжени ю».

Новая трактовка тональнос ти, данная Хиндемито м, это не просто расширени е понятия тональнос ти классичес кого типа. Композито р предложил хроматиче скую систему, которая представл яет собой разновидн ость обычной тональной двенадцат итоно вости. Теория Хиндемита — одна из наиболее значитель ных в новой музыке. В целом ее следует признать достаточн о стройной и внутренне цельной. Ее практичес кая ценность заключает ся в том, что она дает возможнос ть раскрыть многие явления современн ой тональной музыки.

Его последняя опера — «Долгая рождестве нская трапеза». Жизненный путь Хиндемит завершил на родине — во Франкфурт е-на-Майне 29 декабря 1963 года.

Хиндемит — один из немногих крупных мастеров современн ой зарубежно й музыки, писавших для домашнего музициров ания. Он оказал огромное влияние на развитие камерной музыки XX века. В его камерно-инструментальных жанрах сконцентр ирова ны типичные черты немецкого неокласси цизма: господств о обобщенны х, «интеллектуализированных» эмоций, преоблада ние рациональ ного начала над чувственн ым.

«Изучать течение мыслей Хиндемита по фактуре его сочинений — одно наслажден ие, настолько завлекает органичес кая природа его таланта», — писал Б. Асафьев. В творчеств е Хиндемита нет абстрактн ых замыслов, нет отвлеченн ых построени й. Его музыкальн ые образы ярки и осязаемы. Он щедрый мелодист с неисчерпа емой фантазией . Его мелодии терпкие и вместе с тем капризные, свободные и производя т впечатлен ие живописно го рисунка. Хиндемит не стремится быть утонченны м и благозвуч ным лириком. Его музыка, порою неистовая и хлесткая, не лишена примитивн ой грубости.

«Появление Хиндемита в музыкальн ой жизни наших дней надо оценивать как счастливо е событие: это представи тель здорового, светлого начала среди всей окружающе й тьмы» — так воспринял творчеств о композито ра И. Стравинск ий.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39