* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Карл Орф (1895–1982)  (Прочитано 26 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Карл Орф (1895–1982)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:30:11 pm »
Карл Орф

(1895–1982)

На фоне музыкальн ой жизни нашего века музыка Карла Орфа звучит необычно. Ее не возносят на щит за привержен ность традициям и не обстрелив ают за отсутстви е авангарди стски х крайносте й. В ней заложено редкое качество — она проста той благородн ой простотой, которая покоряет любую аудиторию . Книги о композито ре скупы биографич еским и данными. Сам Орф считал, что обстоятел ьства и подробнос ти его личной жизни не могут представл ять никакого интереса для исследова телей, а человечес кие качества автора музыки вообще нисколько не помогают понять его произведе ния.

Карл Орф родился 10 июля 1895 года в семье офицера в Баварии. Уроженец Мюнхена, Орф там же учился в Академии музыкальн ого искусства . Несколько лет затем были посвящены дирижерск ой деятельно сти — сначала в Мюнхене, а впоследст вии в драматиче ских театрах Мангейма и Дармштадт а. В этот период возникают ранние произведе ния композито ра, однако они уже пронизаны духом творческо го экспериме нтато рства, стремлени ем объединит ь несколько различных искусств под эгидой музыки. Орф обретает свой почерк не сразу.

Подобно многим молодым композито рам, он проходит через годы соблазнов, увлечений . Двадцатил етним юношей он захвачен модным тогда литератур ным символизм ом. Морис Метерлинк владеет его творчески ми помыслами . Новая серия поисков музыкальн ого «философского камня» приводит Орфа к классикам XVII века. Особенно захватыва ет его музыка гениально го Клаудио Монтеверд и, одного из основопол ожник ов оперы. Орф создает свободную редакцию «Орфея» Монтеверд и, своеобраз ный авторизов анный перевод музыки XVII века на современн ый музыкальн ый язык. Так же чутко, оберегая стиль Монтеверд и, редактиру ет он отрывки из его оперы «Ариадна» и фрагмент — «Танец неприступ ных». При этом Орф сохраняет свою «соавторскую» интонацию Увлеченны й лютневой музыкой XVI столетия, он сочиняет прелестны й «Маленький концерт для чембало и духовых инструмен тов», поражающи й своей изысканно й простотой .

Как бы ни был увлечен Орф сочинение м, транспози цией старой музыки, у него оставался еще достаточн ый заряд любознате льнос ти, чтобы бывать в драматиче ских театрах и балетных студиях.

Все написанно е Орфом до середины 1930-х годов, несомненн о, представл яло интерес, но не вызывало его. В Германии этих лет постоянно появлялис ь новые музыкальн ые произведе ния, новые имена, новые жанры. Именно потому в сутолоке музыкальн ой «ярмарки на площади» имя Орфа звучало не слишком часто.

Подлинный успех и признание принесла Орфу премьера сценическ ой кантаты «Кармина Бурана» (1937), ставшей впоследст вии первой частью триптиха «Триумфы» В основу этого сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра были положены стихи и песни из сборника бытовой немецкой лирики XVIII века. Начиная с этой кантаты, Орф настойчив о разрабаты вает новый синтетиче ский тип музыкальн о-сценического действа, сочетающе го в себе элементы оратории, оперы и балета, драматиче ского театра и средневек овой мистерии, уличных карнаваль ных представл ений и итальянск ой комедии масок. Именно так решены и следующие части триптиха «Катулли кармина» (1942) и «Триумф Афродиты» (1950–1951).

Первая из кантат триптиха — «Кармина Бурана» живописны м музыкальн о-хореографическим «действом» передает образы сменяющих ся в жизни удач и неудач, счастья и несчастья . Их пестрое мелькание, словно кадров фильма, символизи рует непрерывн ое движение «Колеса Фортуны», сменяющег о жизнь и смерть. Затем в музыке в соответст вии с поэтическ им текстом появляютс я образы комическо го характера, лирически е и другие.

Вторая кантата триптиха — «Катулли кармина» (буквально «Стихи Катулла»). Ее подзаголо вок «Сценические игры» определяе т специфику вокально-хореографического действа. В «Катулли кармина» воспевает ся страстная, полная восторгов и страданий любовь Валерия Катулла к Лесбии.

Третье звено — «Триумф Афродиты» — Орф назвал «сценическим концертом». Здесь гимны, песни, танцы в честь, во хвалу любви и ее богини Афродиты достигают экстатиче ской силы и яркости. И снова композито р добиваетс я ярчайшей выразител ьност и самыми простыми средствам и. Гармониче ский язык Орфа одновреме нно и сложен и прост, так как восприним ается он легко, не насторажи вая слуха непривычн остью . И только при анализе партитуры можно обнаружит ь, как необычно сложна технологи я кажущейся простоты.

Все мелодии «Кармины Бурана» так или иначе связаны с песенност ью — либо с народной, либо с популярны ми церковным и напевами, пародийно переосмыс ленны ми композито ром, либо с бытовой музыкой современн ого города — шлягером.

В 1953 году три сценическ ие кантаты были поставлен ы в миланском театре «Ла Скала» под названием «Триумфы Театральн ый триптих». В 1957 году «Кармина Бурана» впервые прозвучал а в Москве, оставив глубокое впечатлен ие и возбудив у советских слушателе й серьезный интерес к творчеств у Орфа.

Путь Орфа к «сценической кантате» увел его на следующих этапах к оперной сцене, потому что Орф — прирожден ный мастер театра. Даже в статическ их, по-концертному трактован ных эпизодах «Катулли кармина» и «Кармина Бурана» исполните ли помимо воли начинают чуть-чуть «лицедействовать» Это заложено с самой музыке, так как театр — стихия Орфа.

В 1937–1938 годах Орф пишет оперу «Луна» на сюжет, заимствов анный у сказочник ов братьев Гримм. Это история о том, как четыре парня украли луну, принесли в свою деревню и зажили припеваюч и, получая за освещение по талеру в неделю от населения . Все шло хорошо. Но вот один из четырех умер, завещая свою волю: в гроб к нему положить принадлеж ащую ему четверть луны. За первым последова л второй, затем — третий, четвертый, и вся луна по частям оказалась на том свете. Там четыре друга встретили сь, склеили небесное светило и стали допивать недопитое на земле. Да так основател ьно, что апостол Петр отнял у них луну и водворил ее, к радости людей, на место. «Луна» по существу не опера, а музыкальн ый спектакль, поначалу даже задуманны й для кукольног о театра.

Сказка об умной крестьянс кой девушке, ставшей женой короля, есть у многих народов. Орф написал на такой сюжет свою оперу «Умница». Впервые она была поставлен а в Германии в 1943 году и явилась скрытой сатирой (в сказочной оболочке) на диктаторс кий режим: умная и находчива я дочь крестьяни на добилась справедли вости в стране беззакони я. Сатиричес кие куплеты бродяг о чести и свободе прозвучал и в Германии 1943 года остро, но были сглажены парадокса льным концом произведе ния: дочь крестьяни на выходит замуж за короля.

Обаяние театральн ости, рождающей ся на глазах у зрителя, интермеди и, разыгрыва ющиес я параллель но главному действию, и музыка, заворажив ающая своей сказочнос тью, детскость ю и тонким очаровани ем таинствен ности и лирики, сделали «Умницу» Орфа одной из популярне йших опер в репертуар е десятков театров десятков стран.

Своеобраз ной реакцией на трагическ ие события войны стала опера «Бернауэрин» (1943–1945). Он назвал спектакль «баварской драмой». В основе драмы — историчес кая правда: в XV веке наследник баварског о престола Альбрехт полюбил дочь брадобрея, красавицу Агнес. Заботясь о чистоте династии, король приказал убить ее. История прекрасно й Агнес много раз пересказы валас ь в немецкой литератур е и в театре. Орф создал спектакль с участием драматиче ских актеров, хора, оперных солистов и оркестра, спектакль, по существу и срежиссир ованн ый композито ром, до такой степени точно, подробно и интересно описано в партитуре сценическ ое действие.

В последующ ие годы Орфа привлекаю т античные сюжеты «Антигона» (1947–1949), «Царь Эдип» (1957–1959), «Прометей» (1963–1965), образующи е своеобраз ную античную трилогию. К решению каждого из них он подходит совершенн о своеобраз но, не стесняя себя ни жанровыми, ни стилистич еским и традициям и. На примере Антигоны можно увидеть, каким Орф представл яет себе театр. Из вечных сюжетов он выбирает трагедии Софокла в переводе Хёльдерли на. Переводы эти настолько самостоят ельны, что могут считаться равноценн ыми тексту античного подлинник а. Орф передает их, извлекая рациональ ное содержани е, путем непосредс твенн ого переложен ия на музыку. При этом он сталкивае т эпохи друг с другом: в «Антигоне» вы охвачены чувством близости к античному спектаклю, но музыкальн о-ритмические формы спектакля, наоборот, создают непосредс твенн ое ощущение нашей современн ости. Дерзание уже достаточн о смелое, если бы оно ограничив алось только преодолен ием античного сюжета, но в нем есть еще и бросок ввысь. Этот бросок в глубину глубин, в высоту высот художеств енной речи, заметный только внутренне подготовл енном у, не случаен. Это решительн ый шаг новатора сцены. С его помощью он возвращае т немецкому театру его утраченно е призвание, указывает путь заблудшем у.

Поразител ьная творческа я свобода Орфа обусловле на масштабам и его таланта и высочайши м уровнем композито рской техники. Все это и создает «Театр Орфа» — одно из интересне йших явлений в музыкальн ом театре наших дней.

Орф — один из самых крупных мастеров современн ого оркестра. «Оркестр — сама звуковая плоть, а не раскраска, способная вызвать натуралис тичес кую или импрессио нисти ческую иллюзию. Под этими мазками кистью нет карандашн ого наброска» — так отзывался об оркестров ке Орфа Келлер, австрийск ий музыковед, педагог и композито р.

Музыка Орфа никогда не служит звуковым фоном. Она сама — игровой элемент представл ения, всегда связана с движением исполните ля. Музыканты отмечали гипнотиче скую силу музыки Орфа, которая сделала имя ее автора всемирно известным . Сочинения Орфа вошли в репертуар театров многих стран Европы, Азии, Америки.

Орф известен не только как композито р. Он внес неоценимы й вклад в область детского музыкальн ого воспитани я. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастик и, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогич еской системы. В основе ее творческо го метода — импровиза ция, свободное музициров ание детей в сочетании с элементам и пластики, хореограф ии, театра. «Кем бы ни стал в дальнейше м ребенок, — говорил Орф, — задача педагогов воспитыва ть в нем творческо е начало, творческо е мышление…» Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельно сти ребенка. Созданный Орфом в 1962 году Институт музыкальн ого воспитани я в Зальцбург е стал крупнейши м интернаци ональ ным центром подготовк и музыкальн ых воспитате лей для дошкольны х учреждени й и общеобраз овате льных школ. Система Орфа распростр анила сь во многих европейск их странах в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки.

Вьщающиес я заслуги Орфа в области музыкальн ого искусства снискали всемирное признание . Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитет ных музыкальн ых организац ий мира.

Не прекращае т Орф и сочинять музыку. В 1972 году появляетс я «Мистерия конца времени». Последним сочинение м Орфа явились «Пьесы для чтеца, говорящег о хора и ударных» на стихи Б. Брехта (1975).

В последние годы жизни (1975–1981) композито р был занят подготовк ой восьмитом ного издания материало в его собственн ого архива.

Орф умер 29 марта 1982 года.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39