* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Дариюс Мийо (1892–1974)  (Прочитано 30 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Дариюс Мийо (1892–1974)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:31:03 pm »
Дариюс Мийо

(1892–1974)

«Музыка Мийо не объективн а, а духовна. Она объединяе т все и всех на основе человечес ких чувств. Благодаря ей, все предметы, растения, животные, сами люди, взятые как индивидуу мы, становятс я свидетеля ми драмы Человека, драмы вечной и неизменно й. Такова не только одна из его пластичес ких поэм, известная под названием „Человек и его желание“; так могло бы называтьс я все его творчеств о, рассказыв ающее о страдании человека перед лицом невозможн ости счастья, о его тоске по недостижи мому совершенс тву и о его стремлени и к духовному началу, в котором все находит свое решение и все делается простым», — написал Поль Коллер.

Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года на юге Франции в Экс-ан-Провансе в семье торговца. Его родители были музыканта ми-любителями: отец хорошо играл на рояле, а мать пела. В семь лет Дариюс начал учиться игре на скрипке, а семнадцат и лет поступил в Парижскую консерват орию. Здесь он занимался у Бертелье (скрипка), К. Л еру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композици и), П. Дюка (дирижиров ание), а также в «Схола кашорум» у В. д'Энди. В консерват ории завязалас ь дружба с Ибером и Онеггером, Мийо увлекался тогда музыкой Берлиоза, Дебюсси, Мусоргско го и ставившим ися в то время балетами Стравинск ого. Эти пристраст ия не прошли бесследно для его творчеств а.

Позднее Мийо скажет так: «Я могу утверждат ь, что не существуе т такого проявлени я современн ой музыкальн ой мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установив шейся традиции и не открывало бы логическо го пути для будущего развития. Каждое произведе ние — только звено цепи, и новые находки мысли или техники письма служат лишь добавлени ем к прошлой музыкальн ой культуре, без чего любое изобретен ие было бы нежизнесп особн ым».

Дебютиров ал Дариюс в 1913 году в концерте «Независимого музыкальн ого общества» своим Первым струнным квартетом (1912), бодрым, ритмическ и и мелодичес ки изобретат ельны м, посвященн ым памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию первой скрипки.

На редкость трудоспос обный, независим ый в суждениях, дисциплин ирова нный, а последнее отлично сочеталос ь со смелостью его творчески х поисков, Мийо привлек внимание П. Клоделя. Этот человек выдающихс я способнос тей: дипломат, поэт, драматург, замечател ьный переводчи к, сыграл большую роль в формирова нии творческо го облика Мийо. Началась их долгая дружба. Клодель, который с 1906 года занимал пост посла Франции в Бразилии, взял его с собой. В 1916–1918 годах Мийо проводит в Бразилии в качестве секретаря посла Франции. Позднее он часто привлекал Мийо для музыкальн ого оформлени я своих театральн ых замыслов.

На всю жизнь в памяти Дариюса запечатле лся оригиналь ный бразильск ий фольклор, красочный быт страны. Воспомина ния о ней вызвали к жизни одно из самых его популярны х произведе ний — «Бразильские танцы». В них выразилис ь самобытны е черты народного творчеств а Бразилии, в частности смешение португаль ского и негритянс кого фольклора . Это обогатило творческо е воображен ие композито ра, расширило его композито рские ресурсы. «Бразильские танцы» наряду с другими произведе ниями — сюитой «Скарамуш» (для двух фортепиан о) и «Провансальской сюитой» — прочно вошли в репертуар советских исполните лей.

По возвращен ии в Париж в 1918 году Мийо вскоре становитс я одним из участнико в «Шестерки».

В 1919 году Мийо завершает драму «Протей», начатую еще в 1913 году. Интересно, что ее инструмен тальн ый материал стал содержани ем второй симфониче ской сюиты композито ра. «Протей» представл яет собой музыку к сатиричес кой драме Поля Клоделя, но, в сущности, заключает в себе много элементов пластико-симфонических или симфонико-хореографических. Интересне йшим моментом в этой музыке является симфониче ский эпизод, сопровожд ающий кинофильм, на котором развертыв аются различные превращен ия «Протея» во льва, огонь, воду, дракона, осьминога и во фруктовое дерево. Это, пожалуй, одно из первых приближен ий композито ра-симфониста к кинематог рафич еским заданиям — дать звукопись в движении, связать музыкальн ые ритм и интонацию с механичес ки вращающей ся лентой. В целом музыка к «Протею» образует ряд вокальных (хоровых) изобразит ельно-программных и чисто симфониче ски-инструментальных эпизодов, своего рода кантату-сюиту.

С середины 1920-х годов произведе ния Мийо исполняют ся в ряде стран Европы, он сам много гастролир ует в Америке и Европе, в 1926 году Мийо как дирижер своих произведе ний посещает Москву и Ленинград .

К этому времени он автор уже большого числа сочинений: остроумны х эксцентри ад-балетов «Бык на крыше» (1919), «Салат» (1924), «Голубой экспресс» (1924), балета на основе бразильск ого фольклора «Человек и его желание», «Сотворение мира» (1923) по негритянс кой легенде, античной оперы «Эвмениды».

Характерн ым для своего времени является балет «Бык на крыше». Мийо выступил здесь как новатор и один из первых пропаганд истов негритянс кой музыки. Сам композито р определил балет как «кино-симфонию», в которой сплавлены интонации городског о фольклора и джаза.

Мийо много писал также в жанре инструмен тальн ого концерта. Ему принадлеж ит более тридцати концертов и концертны х пьес для различных инструмен тов с оркестром . В 1920-е годы композито р стремится обновить привычные «классические» разновидн ости инструмен тальн ого концерта и вводит ранее не использов авшие ся в качестве концертны х инструмен ты, например маримбу, вибрафон.

Шесть маленьких симфоний Мийо (1917–1923) вводят нас в атмосферу музыкальн о-поэтических впечатлен ий от природы, весны, любовных забав и в лаборатор ию мастера, радующего ся своему умению сплетать из звуколини й прихотлив ые красочные узоры и сочетать их в остро ритмованн ые мелодичес кие — политонал ьные комплексы .

Мийо создал двенадцат ь симфоний. К этому жанру он обратился в 1939 году, а последнюю, «Пасторальную», написал в 1963 году. В симфонии его привлекал а жанрово-характеристическая особеннос ть. Это наиболее сильная сторона оркестров ой музыки композито ра, и ярче всего она проявилас ь не в симфониче ском, а в сюитном жанре.

С 1936 года вместе с членами «Шестерки» Мийо принимал участие в деятельно сти Народной музыкальн ой федерации: создал хоры на тексты революцио нных поэтов, вместе с Онеггером написал музыку к драме «14 пиля» Р. Роллана (1936).

В 1940 году Мийо эмигриров ал из оккупиров анной Франции за океан. В годы оккупации Мийо жил в США, где преподава л композици ю в Миллс-колледже (Калифорни я). Здесь он написал много произведе ний различных жанров, среди которых опера «Боливар» (1943) — романтизи рован ное повествов ание о герое националь но-освободительной борьбы народов Латинской Америки. Вскоре Мийо еще раз обращаетс я к идее народного освобожде ния — в Четвертой симфонии, посвященн ой столетию Революции 1848 года (1947). Отголоски войны запечатле ны в его значитель ной по замыслу кантате «Огненный замок» (1954), рассказыв ающей о страшной судьбе узников фашистски х лагерей смерти.

Близится окончание войны. Во «Французской сюите» (1944) на фольклорн ые темы Нормандии, Бретани, Иль-де-Франса, Эльзаса-Лотарингии и Прованса Мийо стремился собрать фольклор тех регионов страны, в которых, по словам композито ра, «соединенные армии боролись за освобожде ние моей страны».

В 1945 году композито р возвратил ся на родину, работал профессор ом Парижской консерват ории. В 1956 году он становитс я членом института Франции. В 1959 году его избирают президент ом Французск ой академии грамзапис и.

Это естествен ное признание его заслуг. Наряду с Онеггером, Мийо — один из самых значитель ных современн ых композито ров Франции и уж точно самый плодовиты й. Им создано более 500 сочинений: 16 опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие другие сочинения . Среди композито ров «Шестерки» Мийо был самым деятельны м, успешно совмещал композито рское творчеств о, дирижерск ую и музыкальн ую практику.

Природа музыкальн ого дарования Мийо богата, но не однородна . В своих сочинения х он предстает лириком и сатириком, трагиком и эпиком. Конкретно сть мышления предопред еляет реалистич ность его искусства . Ему чужды крайности экспресси онизм а.

Его ярко индивидуа льной музыке присущи, однако, противоре чия. В начале творческо го пути это шло от полемичес кого задора, направлен ного против чрезмерно й утонченно сти музыки импрессио нисто в, которой поколение Мийо противопо ставл яло подчеркну тое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивн ые интонации «уличной» музыки. Для стиля Мийо характерн ы политонал ьност ь, броские оркестров ые и хоровые эффекты, сочетающи еся с простой в своей основе мелодией (часто провансал ьског о склада). В годы деятельно сти «Шестерки» композито р искал преувелич енные эффекты, вызывавши е бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль Мийо стал устойчиве е и несколько умереннее . В инструмен тальн ых и камерных сочинения х (Мийо культивир овал жанр струнного квартета) особенно наглядны связи с французск ой музыкальн ой классикой . Мийо обычно избирал сжатые музыкальн ые формы, длительно му развитию предпочит ал контрасты . Французск ий характер мелодики составляе т основу его творчеств а — здесь и интонации старинных песнопени й, и провансал ьские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафон ии. В его творческо й методике — многое от интуиции, своеобраз ного музыкальн ого «ремесла» (отсюда целые серии однотипны х сочинений).

Мийо многолик. Чтобы нагляднее пояснить это, стоит остановит ься на его оперном творчеств е, в котором сосуществ уют разные, нередко полярные, направлен ия. Первое, условно говоря, «антично-библейское» — эпическое по концепции, суровое по колориту, со стихийным и взрывами эмоций. Это — «Орестея» (1915), далее «Медея» (1939) и «Давид» (1954); отблески этой манеры, преимущес твенн о в хоровых сценах, ощутимы в «Христофоре Колумбе» (1930). На другом направлен ии Мийо стремится к максималь ной простоте речи, в основном монодичес ки-речитативной, опирающей ся на камерное звучание оркестра. Оно отражено, к примеру, в опере «Несчастья Орфея» (1926) на свободно модернизи рован ный античный сюжет: Орфей стал сельским костоправ ом, Эвридика — цыганкой. Одновреме нно — это уже третий путь! — он создает «Бедного матроса» (1927), где и сам сюжет и его музыкальн ая трактовка сродни веристско й драме. И, наконец, сразу же вслед за новаторск ой концепцие й «Колумба» Мийо обращаетс я к традицион но-романтическому («обстановочному») спектаклю, в духе Мейербера или раннего Верди, в опере «Максимилиан» (1932) и позднее в опере «Боливар».

Действите льно, каскад замыслов, калейдоск оп решений! До чего же этот композито р многолик, недаром он сам говорил, что меняет творческу ю манеру в зависимос ти от жанра и поставлен ной себе задачи. Несмотря на такую переменчи вость манер, в музыке Мийо явственно ощущается индивидуа льный стиль незаурядн ой художеств енной личности, мыслящего музыканта, смело «опробовающего» образно-выразительные возможнос ти искусства .

Композито ру было уже за семьдесят, но он продолжал интенсивн ую творческу ю работу Кроме «Пасторальной» симфонии, рождаются — опера «Виновная мать» (1965), «Ода погибшим на войне» (1963), Второй концерт для кларнета (1964).

Свою последнюю оперу, музыка которой отмечена мелодрама тизмо м, — «Преступная мать» — он написал в возрасте 77 лет на сюжет заключите льной части известной трилогии Бомарше.

Мийо умер в Женеве 22 июня 1974 года
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39