* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Артур Онеггер (1892–1955)  (Прочитано 33 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Артур Онеггер (1892–1955)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:31:43 pm »
Артур Онеггер

(1892–1955)

{alt}
Родители Артура Онеггера — швейцарцы из Цюриха, юность он провел в Швейцарии, но затем жил во Франции и считал себя французом . Однако наследств еннос ть все же давала о себе знать, и в творчеств е композито ра порой проявляли сь симпатии и влечение к немецкому романтиче скому миру идей и к простодуш ному сентимент ально-эмоциональному восприяти ю жизни и природы. Музыке Онеггера свойствен ны совсем не вяжущиеся с ясным французск им интеллект уализ мом качества — жесткость и даже грубость, но тут же рядом встречают ся чувствите льные страницы наивного преклонен ия перед божеством, природой и величием подвига. Простоват ость и обнаженна я искреннос ть сменяется почтитель ным уважением к традицион ным формам и нежелание расстатьс я с обусловле нными ими схемами ради полной свободы выражения . Эта борьба двух творчески х культур в творчеств е Онеггера вылилась в нервное напряжени е и постоянно обостренн ое стремлени е к синтезу крайносте й в его музыке.

Талант Онеггера развивалс я главным образом в области камерной музыки. И здесь он достиг силы и выразител ьност и такого порядка, что заслужива ет быть выделенны м даже из наиболее значитель ных мастеров современн ости Искусство Онеггера — эмоционал ьно насыщенно е и горделиво сдержанно е — влечет к себе и заставляе т прислушат ься.

Артур Онеггер был человеком скромным и прямодушн ым, блестяще образован ным музыкальн о. Он входил в число композито ров так называемо й «Группы Шести» (вместе с Д. Мийо, Ф. Пуленком, Ж. Ориком, Л. Дюреем и Ж. Тайфером), но ее принципы, сформулир ованн ые Жаном Кокто, признавал лишь отчасти. Онеггер не любил музыку, созданную под влиянием джаза, мюзик-холла, цирка, предпочит ал искусство предыдущи х поколений . Как тип художника он был прирожден ным оперным композито ром. Но полностью посвятить себя опере Онеггер не смог, потому что был вынужден музыкой зарабатыв ать себе на жизнь, и не позволял себе рисковать и работать без определен ного заказчика . Поэтому композито р создавал многочисл енные произведе ния для кино и театра и стал даже одним из наиболее удачливых авторов оперетты. Его «Приключения короля Позоля» исполняли сь в Париже более 500 раз, что в свое время было рекордом для Франции. Артур Онеггер родился в Гавре 10 марта 1892 года. После домашних занятий музыкой Артур поступил в Цюрихскую консерват орию (1909–1910), где учился у Ф. Хегара. Затем он продолжил музыкальн ое образован ие в Парижской консерват ории у Л. Капе (скрипка), А. Жедальжа (теория музыки), Ш. Видора (композици я), В д'Энди (оркестров ка, дирижиров ание).

Первые популярны е произведе ния Онеггера появляютс я в годы Первой мировой войны. В 1917 году он сочиняет струнный квартет, насыщенны й яркими красками, наполненн ый большой нервной энергией. В «Семи коротких пьесах» и пяти пьесах для фортепиан о, объединен ных под титулом «Швейцарская тетрадь», — произведе ниях, написанны х в разные промежутк и времени от октября 1919 года до июля 1923 года, — перед нами предстает сосредото ченны й и углубленн ый созерцате ль. Он то мучительн о ищет исхода в нервном трепете гибких линий и в кованых ритмах, то хочет подчинить ся неизбежно му воздейств ию сумрака и гнета в успокоени и, в тиши пассивног о оцепенени я Следом композито р пишет «Летнюю пастораль» и несколько камерных сочинений Особенно удалась Онеггеру героико-симфоническая пантомима «Гораций — победител ь»

В 1921 году Онеггер сочинил музыку к драме Рене Моракса «Царь Давид». В течение двух месяцев напряженн ой работы (с 25 февраля по 28 апреля) композито ру удалось создать яркое, глубокое и цельное произведе ние, написанно е на одном дыхании, так что музыкальн ый интерес не ослабевае т с начала до конца. Исполнени е «Царя Давида» в Париже в 1924 году вызвало бурный энтузиазм и повторяло сь несколько раз с колоссаль ным успехом. Успех этот был поворотны м пунктом в отношении публики и критики к Онеггеру: из «подававшего надежды» он сделался известным композито ром, в крупном и серьезном даровании которого перестали сомневать ся.

До сих пор музыка к «Царю Давиду» среди остальных произведе ний Онеггера, написанны х и до нее и после, продолжае т оставатьс я самым популярны м и наиболее захватыва ющим массы сочинение м. Это объясняет ся, конечно, в первую очередь искреннос тью, лирически м подъемом и яркой картиннос тью и театральн ым пафосом — свойствам и, присущими данной партитуре Онеггера. Нисколько не отрекаясь от современн ых принципов сочинения музыки, владея гибкой и ловкой техникой, а также ценным даром — умением говорить просто и кратко, Онеггер нашел верный путь непосредс твенн о эмоционал ьного воздейств ия на слушателя .

Музыка к «Царю Давиду» не оратория в обычном понимании этой формы и, кроме того, отнюдь не церковная музыка. От культовог о претворен ия библейско й легенды о Давиде замысел Онеггера стоит далеко. Это лирико-эпическая поэма, театральн о претворен ная: это цепь пластичес ки ярких картин (марши, шествия, народные сцены, пляски), связанных и прослоенн ых эмоционал ьно-лирическими моментами, красиво отображаю щими путь жизни народного героя.

Давид — пастух, в наивной песенке раскрываю щий свое простодуш но цельное мировоззр ение, становитс я Давидом вождем, спасителе м народа от чужеземно го ига. Вождь становитс я царем: народный энтузиазм, символизи ровав шись в божествен ной воле, возносит Давида на вершину славы и могуществ а. Произведе ние Онеггера естествен но распадает ся на три части. В первой — беспечная юность Давида, затем его победа над Голиафом, осознание своего призвания, борьба с Саулом; во второй — торжество воцарения и мощный подъем народного ликования (центр всего произведе ния, наиболее развитая и яркая по музыке массовая сцена); в третьей — предел величия, закат и смерть Давида.

Пронизыва ющие лирически е монологи, с большим темпераме нтом, теплотой и искреннос тью написанны е, раскрываю т перед нами внутренни й душевный мир народного героя и параллель но блестящим описаниям борьбы, побед и славы утверждаю т другую сторону его существов ания: чередован ия сомнений и веры, падений воли и гордой самоувере нност и, отчаяния и страха и вновь светлой надежды и дерзких порывов раскрываю т характер Давида — человека на всем протяжени и его жизненног о пути.

Соединени е величеств енног о и задушевно-интимного придает музыке «Царя Давида» непрестан ное глубоко жизненное очаровани е, а ее искреннос ть и эмоционал ьная выразител ьност ь привлекаю т к ней широкие симпатии. Оно является талантлив ым современн ым опытом воссоздан ия монумента льно эпическог о искусства, с помощью средств и принципов сочинения музыки наших дней, в основу которой положены общечелов еческ ие идеи и чувства, присущие народной библейско й легенде. Иначе говоря, оно делает так называему ю новую музыку всеобщим и всем понятным достояние м, включая ее достижени я в цепь музыкальн о-творческого наследия былых эпох и утверждая верховные права за эмоционал ьным содержани ем, как жизненным тонусом всякой музыки.

Вскоре, в 1923 году появляетс я симфониче ская поэма Онеггера «Песнь радости». И в том же году Онеггер пишет самобытны й и остро оригиналь ный «Пасифик 231» — симфониче ское преломлен ие впечатлен ий, вызванных энергией и конструкт ивной мощью машины, в данном случае — локомотив а типа «Pacific 231» — поезда с большой скоростью . Композито р объяснял, что его целью было «перевести» в музыкальн ый план не видимость и не имитацию шумов, а передать «мерное дыхание машины в состоянии покоя, усилие при „отчаливании“ — при переходе в движение, прогресси вное увеличени е скорости и нарастани е бега до лирическо го пафоса поезда, идущего со скоростью 120 км в час».

В дальнейше м композито р создал своеобраз ный симфониче ский триптих, куда кроме «Пасифик 231» вошли «Регби» (1928), где он восхищает ся возможнос тями человечес кого тела, и «Симфоническое движение № 3» (1932), в котором никакой программы нет.

В 1925 году Онеггер завершает оперу-ораторию «Юдифь» и балет «Под водой», а еще через два года — оперу «Антигона», в которой автор воплотил свое представл ение о современн ой опере по готовому драматиче скому сюжету Жана Кокто. Вся драматург ия состоит из чередован ия отдельных коротких эпизодов. Большое значение имеет также выразител ьная сила оркестра. Опера осталась, к сожалению, недооцене нной.

Основное время Онеггер проводит в Париже, изредка выезжая в кратковре менны е поездки с авторским и концертам и. В 1928 году он посещает СССР. К тому времени в нашей стране уже были исполнены и «Царь Давид», и «Летняя пастораль», и «Пасифик 231».

Композито р продолжае т много работать. В начале 1930-х годов Онеггер создает мелодраму «Амфион» и оперу-ораторию для радио «12 ударов полуночи».

В 1935 году в Париже создается прогресси вная музыкальн о-общественная организац ия Народная музыкальн ая федерация, входящая в антифашис тский Народный фронт, и Онеггер вступает в ее ряды.

В том же году автор пишет свое фундамент ально е произведе ние — драматиче скую ораторию-мистерию «Жанна Д'Арк на костре». Эта музыка производи т сильнейше е впечатлен ие и несет огромный заряд патриотич еских чувств. Так, постановк а оратории в Орлеане в 1939 году вызвала народные манифеста ции и в период нацистско й оккупации укрепляла веру народа Франции в свободу.

Наряду с тремя квартетам и для струнных инструмен тов, нескольки ми сонатами и концертам и Онеггер создал 5 симфоний, которые принадлеж ат к числу наиболее ярких произведе ний этого жанра в современн ой музыке. Вторая симфония, предназна ченна я для струнных и созданная в начале войны, передает страшную атмосферу оккупации с необычайн ой выразител ьност ью. Третья симфония — «Литургическая» — хотя и отражает ужасные впечатлен ия от войны, дает надежду и веру; воплощает стремлени е к высоким идеалам. Неповтори ма и Пятая симфония, созданная на основе литургиче ских текстов, хотя автор нигде их не цитирует. Это наиболее трагическ ое из произведе ний Онеггера. В конце жизненног о пути вообще многие произведе ния Онеггера омрачалис ь пессимист ическ ими настроени ями, связанным и с ощущением бесперспе ктивн ости своей деятельно сти, безысходн остью .

Композито р умер в Париже 27 ноября 1955 года.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 10:46:08 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39