Артур Онеггер
(1892–1955)Родители Артура Онеггера — швейцарцы из Цюриха, юность он провел в Швейцарии, но затем жил во Франции и считал себя французом
. Однако наследств
еннос ть все же давала о себе знать, и в творчеств
е композито
ра порой проявляли
сь симпатии и влечение к немецкому романтиче
скому миру идей и к простодуш
ному сентимент
ально-эмоциональному восприяти
ю жизни и природы. Музыке Онеггера свойствен
ны совсем не вяжущиеся с ясным французск
им интеллект
уализ мом качества — жесткость и даже грубость, но тут же рядом встречают
ся чувствите
льные страницы наивного преклонен
ия перед божеством, природой и величием подвига. Простоват
ость и обнаженна
я искреннос
ть сменяется почтитель
ным уважением к традицион
ным формам и нежелание расстатьс
я с обусловле
нными ими схемами ради полной свободы выражения
. Эта борьба двух творчески
х культур в творчеств
е Онеггера вылилась в нервное напряжени
е и постоянно обостренн
ое стремлени
е к синтезу крайносте
й в его музыке.
Талант Онеггера развивалс
я главным образом в области камерной музыки. И здесь он достиг силы и выразител
ьност и такого порядка, что заслужива
ет быть выделенны
м даже из наиболее значитель
ных мастеров современн
ости Искусство Онеггера — эмоционал
ьно насыщенно
е и горделиво сдержанно
е — влечет к себе и заставляе
т прислушат
ься.
Артур Онеггер был человеком скромным и прямодушн
ым, блестяще образован
ным музыкальн
о. Он входил в число композито
ров так называемо
й «Группы Шести» (вместе с Д. Мийо, Ф. Пуленком, Ж. Ориком, Л. Дюреем и Ж. Тайфером), но ее принципы, сформулир
ованн ые Жаном Кокто, признавал лишь отчасти. Онеггер не любил музыку, созданную под влиянием джаза, мюзик-холла, цирка, предпочит
ал искусство предыдущи
х поколений
. Как тип художника он был прирожден
ным оперным композито
ром. Но полностью посвятить себя опере Онеггер не смог, потому что был вынужден музыкой зарабатыв
ать себе на жизнь, и не позволял себе рисковать и работать без определен
ного заказчика
. Поэтому композито
р создавал многочисл
енные произведе
ния для кино и театра и стал даже одним из наиболее удачливых авторов оперетты. Его «Приключения короля Позоля» исполняли
сь в Париже более 500 раз, что в свое время было рекордом для Франции. Артур Онеггер родился в Гавре 10 марта 1892 года. После домашних занятий музыкой Артур поступил в Цюрихскую консерват
орию (1909–1910), где учился у Ф. Хегара. Затем он продолжил музыкальн
ое образован
ие в Парижской консерват
ории у Л. Капе (скрипка), А. Жедальжа (теория музыки), Ш. Видора (композици
я), В д'Энди (оркестров
ка, дирижиров
ание).
Первые популярны
е произведе
ния Онеггера появляютс
я в годы Первой мировой войны. В 1917 году он сочиняет струнный квартет, насыщенны
й яркими красками, наполненн
ый большой нервной энергией. В «Семи коротких пьесах» и пяти пьесах для фортепиан
о, объединен
ных под титулом «Швейцарская тетрадь», — произведе
ниях, написанны
х в разные промежутк
и времени от октября 1919 года до июля 1923 года, — перед нами предстает сосредото
ченны й и углубленн
ый созерцате
ль. Он то мучительн
о ищет исхода в нервном трепете гибких линий и в кованых ритмах, то хочет подчинить
ся неизбежно
му воздейств
ию сумрака и гнета в успокоени
и, в тиши пассивног
о оцепенени
я Следом композито
р пишет «Летнюю пастораль» и несколько камерных сочинений Особенно удалась Онеггеру героико-симфоническая пантомима «Гораций — победител
ь»
В 1921 году Онеггер сочинил музыку к драме Рене Моракса «Царь Давид». В течение двух месяцев напряженн
ой работы (с 25 февраля по 28 апреля) композито
ру удалось создать яркое, глубокое и цельное произведе
ние, написанно
е на одном дыхании, так что музыкальн
ый интерес не ослабевае
т с начала до конца. Исполнени
е «Царя Давида» в Париже в 1924 году вызвало бурный энтузиазм и повторяло
сь несколько раз с колоссаль
ным успехом. Успех этот был поворотны
м пунктом в отношении публики и критики к Онеггеру: из «подававшего надежды» он сделался известным композито
ром, в крупном и серьезном даровании которого перестали сомневать
ся.
До сих пор музыка к «Царю Давиду» среди остальных произведе
ний Онеггера, написанны
х и до нее и после, продолжае
т оставатьс
я самым популярны
м и наиболее захватыва
ющим массы сочинение
м. Это объясняет
ся, конечно, в первую очередь искреннос
тью, лирически
м подъемом и яркой картиннос
тью и театральн
ым пафосом — свойствам
и, присущими данной партитуре Онеггера. Нисколько не отрекаясь от современн
ых принципов сочинения музыки, владея гибкой и ловкой техникой, а также ценным даром — умением говорить просто и кратко, Онеггер нашел верный путь непосредс
твенн о эмоционал
ьного воздейств
ия на слушателя
.
Музыка к «Царю Давиду» не оратория в обычном понимании этой формы и, кроме того, отнюдь не церковная музыка. От культовог
о претворен
ия библейско
й легенды о Давиде замысел Онеггера стоит далеко. Это лирико-эпическая поэма, театральн
о претворен
ная: это цепь пластичес
ки ярких картин (марши, шествия, народные сцены, пляски), связанных и прослоенн
ых эмоционал
ьно-лирическими моментами, красиво отображаю
щими путь жизни народного героя.
Давид — пастух, в наивной песенке раскрываю
щий свое простодуш
но цельное мировоззр
ение, становитс
я Давидом вождем, спасителе
м народа от чужеземно
го ига. Вождь становитс
я царем: народный энтузиазм, символизи
ровав шись в божествен
ной воле, возносит Давида на вершину славы и могуществ
а. Произведе
ние Онеггера естествен
но распадает
ся на три части. В первой — беспечная юность Давида, затем его победа над Голиафом, осознание своего призвания, борьба с Саулом; во второй — торжество воцарения и мощный подъем народного ликования (центр всего произведе
ния, наиболее развитая и яркая по музыке массовая сцена); в третьей — предел величия, закат и смерть Давида.
Пронизыва
ющие лирически
е монологи, с большим темпераме
нтом, теплотой и искреннос
тью написанны
е, раскрываю
т перед нами внутренни
й душевный мир народного героя и параллель
но блестящим описаниям борьбы, побед и славы утверждаю
т другую сторону его существов
ания: чередован
ия сомнений и веры, падений воли и гордой самоувере
нност и, отчаяния и страха и вновь светлой надежды и дерзких порывов раскрываю
т характер Давида — человека на всем протяжени
и его жизненног
о пути.
Соединени
е величеств
енног о и задушевно-интимного придает музыке «Царя Давида» непрестан
ное глубоко жизненное очаровани
е, а ее искреннос
ть и эмоционал
ьная выразител
ьност ь привлекаю
т к ней широкие симпатии. Оно является талантлив
ым современн
ым опытом воссоздан
ия монумента
льно эпическог
о искусства, с помощью средств и принципов сочинения музыки наших дней, в основу которой положены общечелов
еческ ие идеи и чувства, присущие народной библейско
й легенде. Иначе говоря, оно делает так называему
ю новую музыку всеобщим и всем понятным достояние
м, включая ее достижени
я в цепь музыкальн
о-творческого наследия былых эпох и утверждая верховные права за эмоционал
ьным содержани
ем, как жизненным тонусом всякой музыки.
Вскоре, в 1923 году появляетс
я симфониче
ская поэма Онеггера «Песнь радости». И в том же году Онеггер пишет самобытны
й и остро оригиналь
ный «Пасифик 231» — симфониче
ское преломлен
ие впечатлен
ий, вызванных энергией и конструкт
ивной мощью машины, в данном случае — локомотив
а типа «Pacific 231» — поезда с большой скоростью
. Композито
р объяснял, что его целью было «перевести» в музыкальн
ый план не видимость и не имитацию шумов, а передать «мерное дыхание машины в состоянии покоя, усилие при „отчаливании“ — при переходе в движение, прогресси
вное увеличени
е скорости и нарастани
е бега до лирическо
го пафоса поезда, идущего со скоростью 120 км в час».
В дальнейше
м композито
р создал своеобраз
ный симфониче
ский триптих, куда кроме «Пасифик 231» вошли «Регби» (1928), где он восхищает
ся возможнос
тями человечес
кого тела, и «Симфоническое движение № 3» (1932), в котором никакой программы нет.
В 1925 году Онеггер завершает оперу-ораторию «Юдифь» и балет «Под водой», а еще через два года — оперу «Антигона», в которой автор воплотил свое представл
ение о современн
ой опере по готовому драматиче
скому сюжету Жана Кокто. Вся драматург
ия состоит из чередован
ия отдельных коротких эпизодов. Большое значение имеет также выразител
ьная сила оркестра. Опера осталась, к сожалению, недооцене
нной.
Основное время Онеггер проводит в Париже, изредка выезжая в кратковре
менны е поездки с авторским
и концертам
и. В 1928 году он посещает СССР. К тому времени в нашей стране уже были исполнены и «Царь Давид», и «Летняя пастораль», и «Пасифик 231».
Композито
р продолжае
т много работать. В начале 1930-х годов Онеггер создает мелодраму «Амфион» и оперу-ораторию для радио «12 ударов полуночи».
В 1935 году в Париже создается прогресси
вная музыкальн
о-общественная организац
ия Народная музыкальн
ая федерация, входящая в антифашис
тский Народный фронт, и Онеггер вступает в ее ряды.
В том же году автор пишет свое фундамент
ально е произведе
ние — драматиче
скую ораторию-мистерию «Жанна Д'Арк на костре». Эта музыка производи
т сильнейше
е впечатлен
ие и несет огромный заряд патриотич
еских чувств. Так, постановк
а оратории в Орлеане в 1939 году вызвала народные манифеста
ции и в период нацистско
й оккупации укрепляла веру народа Франции в свободу.
Наряду с тремя квартетам
и для струнных инструмен
тов, нескольки
ми сонатами и концертам
и Онеггер создал 5 симфоний, которые принадлеж
ат к числу наиболее ярких произведе
ний этого жанра в современн
ой музыке. Вторая симфония, предназна
ченна я для струнных и созданная в начале войны, передает страшную атмосферу оккупации с необычайн
ой выразител
ьност ью. Третья симфония — «Литургическая» — хотя и отражает ужасные впечатлен
ия от войны, дает надежду и веру; воплощает стремлени
е к высоким идеалам. Неповтори
ма и Пятая симфония, созданная на основе литургиче
ских текстов, хотя автор нигде их не цитирует. Это наиболее трагическ
ое из произведе
ний Онеггера. В конце жизненног
о пути вообще многие произведе
ния Онеггера омрачалис
ь пессимист
ическ ими настроени
ями, связанным
и с ощущением бесперспе
ктивн ости своей деятельно
сти, безысходн
остью .
Композито
р умер в Париже 27 ноября 1955 года.