* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953)  (Прочитано 27 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:32:34 pm »
Сергей Сергеевич Прокофьев

(1891–1953
)

Сергей Прокофьев родился в глухой деревеньк е Сонцовка Екатерино славс кой губернии 15 апреля 1891 года. Уже с самых ранних лет, наряду с играми, свойствен ными детскому возрасту, дни его были наполнены работой, всевозмож ными занятиями, в которых проявлялс я его небывалый, исключите льный музыкальн ый дар. Сочинив пяти с половиной лет от роду свою первую пьеску, он никогда уже не расставал ся с музыкой. Девяти лет Сережа играл пьесы Моцарта и легкие сонаты Бетховена . К двенадцат и годам он написал множество маленьких пьес для фортепиан о, песенок и две оперы — «Великан» и «На пустынных островах»; либретто для этих опер было составлен о самим юным композито ром.

Летом того же 1902 года в Сонцовку приехал Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследст вии известный композито р, а тогда — молодой человек, только что окончивши й Московску ю консерват орию. Трудно переоцени ть его роль в первый период профессио нальн ого обучения Сережи Прокофьев а. Глиэр был прирожден ным педагогом, сумевшим в короткий срок привить ребенку композито рские навыки.

Осенью 1904 года тринадцат илетн ий Сережа предстал перед приемной экзаменац ионно й комиссией Петербург ской консерват ории. Экзамен принимал Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — весело воскликну л он, увидев маленьког о Прокофьев а, сгибавшег ося под тяжестью двух папок, в которых были сложены его сочинения .

Блестяще выдержав испытания, Прокофьев был принят в консерват орию. Мастерств у композито ра он учился у Римского-Корсакова, Лядова и одновреме нно овладевал искусство м фортепиан ной игры в классе известной пианистки Есиповой.

В этот период появляютс я оперы, фортепиан ные пьесы, сонаты, симфонии, романсы, песни Прокофьев а. Первые по-настоящему значитель ные и зрелые вещи он сочинил незадолго до окончания консерват ории и не раз исполнял их сам, выступая как пианист в концертны х залах Петербург а. Наиболее крупные среди них — Первая и Вторая фортепиан ные сонаты, Первый концерт для фортепиан о с оркестром . Этот концерт Прокофьев сыграл на выпускном экзамене по фортепиан о в 1914 году, завоевав премию им. Антона Рубинштей на.

После окончания консерват ории для Прокофьев а начинаетс я необычайн о насыщенна я творческа я жизнь. Мясковски й назвал этот период в жизни Прокофьев а «вулканически-пламенным», многие обозначал и его как период «бури и натиска». Смысл этих определен ий сводится к одному — молодой композито р стремител ьно завоевыва ет одно из ведущих мест в музыкальн ом мире Петербург а, Москвы и даже за рубежом. Его концерты почти всегда сенсацион ны. Никто не остается к ним равнодуше н: ни те, кто принимает музыку Прокофьев а, распознав ая в ней биение пульса новой жизни, ни те, кого шокируют «футбольные» напористы е ритмы и гармониче ские жесткости .

За успешное окончание консерват ории Прокофьев получил от матери обещанный подарок — поездку за границу. Он едет в Лондон, где с большим успехом проходил в это время русский оперно-балетный сезон, возглавля емый С. П. Дягилевым .

Знакомств о там с Дягилевым открыло Прокофьев у двери многих музыкальн ых салонов Он едет в Рим, Неаполь, где проходят его первые за границей фортепиан ные вечера.

Однако творчески й контакт с Дягилевым был налажен не сразу. Первый балет Прокофьев а «Ала и Лоллий» мэтр не принял из-за «банальности» сюжета. Зато для второго балета Дягилев дал дельный совет «писать по-русски». Он и не подозрева л, сколь обильные всходы даст брошенное семя — националь ная основа творчеств а Прокофьев а особенно ярко выявилась в 1930-1940-х годах. Но и балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутив шего» (1915), созданный на основе пермского фольклора, собранног о в «Сказках» Афанасьев а, также весьма примечате лен. В эти же годы Прокофьев работает над первой большой оперой, открывающ ей счет произведе ниям с детства любимого жанра «Игрок» по Достоевск ому.

Создание «Игрока» явилось своего рода программн ым выступлен ием молодого композито ра в плане обновлени я традицион ной драматург ии и оперных форм. Особое внимание обращалос ь на «сценическую гибкость» оперы, «драматическое воплощени е партий».

Не ослабевае т внимание композито ра и к фортепиан ной музыке. Примечате лен цикл миниатюр, названный «Мимолетности» (1915–1917). Здесь впервые раскрылис ь привлекат ельны е стороны прокофьев ского лиризма, в котором молодому музыканту долгое время отказывал и.

В 1918 году Прокофьев завершает свою Первую («Классическую») симфонию. В ней ощущение радости бытия получило весьма своеобраз ное преломлен ие. Детская беззаботн ость, светлый радостный тон неизменно привлекаю т в этой музыке. Сочиняя ее в традициях венских классиков, Прокофьев с блеском используе т возможнос ти солирующи х инструмен тов.

15 и 17 апреля 1918 года состоялис ь первые концерты Прокофьев а в Советской России. На них присутств овал Луначарск ий, первый нарком просвещен ия, с большой симпатией относивши йся к музыке молодого композито ра. К нему-то и обратился .

Прокофьев через Горького и Бенуа с просьбой разрешить поездку за границу.

Прокофьев получил заграничн ый паспорт и сопроводи тельн ый документ, в котором указывало сь, что он едет по делам искусства и для поправки здоровья. Срок поездки не был обозначен . Начинаетс я длительны й заграничн ый период композито ра.

Сначала он едет в Америку, а затем путешеств ует по Европе. На гастролях в Париже и Лондоне Прокофьев вновь встречает ся с Дягилевым, который решил поставить «Шута». В связи с этим Прокофьев переработ ал музыку балета, написанну ю пять лет назад.

Постановк а «Шута» принесла Прокофьев у сенсацион ный успех, надолго запечатле вшись в памяти парижан как один из самых блестящих дягилевск их спектакле й, завершилс я этот год премьерой оперы «Любовь к трем апельсина м», которая состоялас ь в Чикаго 30 декабря 1921 года.

Оба произведе ния имеют много общего. Они строятся по типу комедийно-игрового действия, близкого народным ярмарочны м представл ениям . Родственн ы главные герои: деревенск ий шутник, смекалист ый и ловкий, выходящий из любого щекотливо го положения . В соответст вии с этим в музыке и балета, и оперы преоблада ют юмористич еские настроени я, она покоряет упругими ритмами, стремител ьност ью движения. Знамениты й марш из оперы «Любовь к трем апельсина м» обошел все концертны е эстрады мира, долгое время остается самым популярны м произведе нием композито ра.

С 1923 года Прокофьев поселяетс я в Париже, периодиче ски совершает концертны е поездки по странам Европы и Америки. В его жизни происходя т и горестные, и радостные события: длительна я болезнь и смерть матери, женитьба на певице Лине Любер и рождение сына.

Летние месяцы были обычно для Прокофьев а периодом наиболее интенсивн ого творчеств а. Окружающа я обстановк а нередко имела прямое воздейств ие на сочиняемо е произведе ние. Так, на склонах Баварских Альп, близ Этталя, он работает над оперой «Огненный ангел». Живописны е склоны гор, поросшие лесом, напоминая о ведьмовск их шабашах, описанных в «Огненном ангеле», настраива ли на романтиче ское восприяти е брюсовско го сюжета. Образ гордого человека, его мятежный свободолю бивый дух, стремящий ся вырваться из жестоких тисков суеверия, захватили творческо е воображен ие композито ра. Позднее тематичес кий материал оперы был использов ан и в Третьей симфонии (1928) — одном из наиболее эмоционал ьных произведе ний Прокофьев а с ярко выраженно й романтиче ской окраской.

В начале 1930 года Прокофьев совершает турне по Америке. Лучшие оркестры исполняли его произведе ния, он выступал в крупнейши х залах. Однако все острее композито р ощущает тоску по Родине. Он писал: «Воздух чужбины не идет впрок моему вдохновен ию, потому что я русский, а самое неподходя щее для такого человека, как я, — это жить в изгнании…»

После коротких поездок в Россию в 1927 и 1929 годах, в 1934 году принимает окончател ьное решение остаться в Советском Союзе. Он сразу же оказывает ся в гуще музыкальн ой жизни страны. «Я очень стремился включитьс я в работу над советской тематикой», — вспоминал он впоследст вии.

В июне 1935 года Прокофьев с семьей впервые побывал в Центральн ом детском театре. Зрелище было захватыва ющим. Множество ребят разместил ось в удобных креслах, с нетерпени ем ожидая «своего» спектакля . Прокофьев был увлечен не менее своих сыновей (младшему было семь, старшему двенадцат ь лет), с живой непосредс твенн остью реагируя на все, что показывал ось на сцене. И когда художеств енный руководит ель театра Н. Сац предложил а ему написать симфониче скую сказку, которая помогла бы познакоми ть ребят с музыкальн ыми инструмен тами, Прокофьев с радостью согласилс я и написал очень популярну ю сказку «Петя и волк».

16 мая 1935 года в Поленове, доме отдыха Большого театра, Прокофьев завершил первый вариант балета «Ромео и Джульетта». Однако путь балета на сцену был долгим. Поводом к отклонени ю представл енной партитуры послужил счастливы й конец балета, не вязавшийс я с общим строем шекспиров ской пьесы. Но более глубокие причины скрывалис ь в своеобраз ии прокофьев ской музыки, совсем непохожей на то, к чему привыкли танцоры.

Сосредото чив основное внимание на психологи ческо й стороне образов, Прокофьев использов ал выразител ьные средства, не свойствен ные балетной, в обычном понимании слова, музыке. Камерност ь лирически х сцен, частая смена ритмов создавали определен ные «неудобства» для артистов балета. Как писала знаменита я балерина Уланова, в то время они «не привыкли» к такой музыке. И лишь в процессе подготовк и спектакля контакт постепенн о стал налаживат ься.

Балет «Ромео и Джульетта» — хореограф ическ ая драма, в которой на первое место выступает не дивертисм ентно е (танцеваль ное) начало, а развитие образов. В их обрисовке композито р достигает высочайше го мастерств а.

Вскоре Прокофьев дебютируе т в кино. Он пишет музыку к монумента льном у фильму «Александр Невский» (1938–1939). Эта музыка, проникнут ая патриотич еским пафосом, часто исполняет ся в концертах в виде кантат. Впервые такое исполнени е состоялос ь 17 мая 1939 года в Большом зале Московско й консерват ории под управлени ем автора.

«Александр Невский» был для Прокофьев а первым (и тем не менее увенчавши мся блестящим успехом!) опытом воплощени я большой героическ ой темы. Вторично он обращаетс я к ней в опере «Семен Котко», но уже на современн ом сюжете, рассказыв ающем о событиях гражданск ой войны на Украине.

После «Семена Котко» Прокофьев направляе т свои стремлени я главным образом на музыкальн ый театр. Вскоре он создает одно из обаятельн ейших своих произведе ний — лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре».

Великая Отечестве нная война прервала мирную жизнь советских людей. Не все были на фронте, но все трудились во имя победы. И Прокофьев обращаетс я к военной тематике. Но в центре его внимания — грандиозн ый замысел оперы «Война и мир». Мысль об использов ании романа Л. Толстого в качестве оперного сюжета зародилас ь давно. Перечитыв ая это уникально е в мировой литератур е произведе ние, Прокофьев был пленен мощью толстовск ого гения, широтой охвата русской действите льнос ти. И вот теперь в сложнейши х условиях эвакуации, в гостинице «Нальчик» он записывае т 15 августа 1941 года первую нотную страницу, а спустя три месяца уже готовы шесть картин. «В эти дни, — вспоминае т композито р, — приняли ясные формы, бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого „Война и мир“».

Осложнивш аяся обстановк а на фронте вынуждает его переехать в Тбилиси. Необычные условия кочевой жизни не снижают творчески й запал, редкостну ю трудоспос обнос ть композито ра. Он сочиняет везде и в любое время, о чем свидетель ствую т отдельные листы школьной тетради, почтовые конверты, счет гостиницы «Тбилиси», испещренн ые нотными записями, отрывками либретто. Переезд в Алма-Ату, куда Прокофьев а вызвал С. Эйзейштей н в мае 1942 года для совместно й работы над кинофильм ом «Иван Грозный», не нарушает планомерн ого создания оперы. В Баку заканчива ется в клавире Десятая картина. Во время продолжит ельно й переправы через Каспийско е море сделана значитель ная часть оркестров ки. Так, ни на минуту не прерывая напряженн ого труда, менее чем за два года композито р завершает первую редакцию этого монумента льног о творения. Впервые «Война и мир» прозвучал а в концертно м исполнени и 16 октября 1944 года.

Параллель но полным ходом идет работа над музыкой к кинофильм у «Иван Грозный». Содружест во с Эйзенштей ном и на этот раз увлекател ьно и плодотвор но. Музыка «Ивана Грозного» в значитель ной мере продолжае т героико-эпическую линию «Александра Невского», «Войны и мира», с ее ярко выраженно й народно-песенной основой. Но вместе с тем сцены придворны х интриг, боярских заговоров усложняют драматург ию фильма, накладыва ют отпечаток на противоре чивый и подчас жестокий облик царя Ивана, на его музыкальн ую характери стику .

Еще в 1940 году был задуман Прокофьев ым балет «Золушка», но завершить его удалось лишь в конце войны. Это одно из самых лиричных творений композито ра, по-новому раскрываю щее его отношение к поэзии сказочног о вымысла. Лирика «Золушки» отличаетс я той многоплан овост ью настроени й и душевност ью, которая свойствен на музыке позднего Прокофьев а. Внутренни й мир сказочной героини раскрыт любовно и трогатель но. В поэтическ ом строе сказочных образов в тяжелые военные дни утверждал ась вера в светлые идеалы, в торжество добра. Вот почему в период создания балета композито р особенно стремился к тому, «чтобы зритель в сказочной оправе увидел живых, чувствующ их и переживаю щих людей».

Казалось, творческа я жизнь композито ра счастлива и безоблачн а. Но и гениально му Прокофьев у не удалось избежать разгромно й критики в 1948 году, когда он был объявлен формалист ом. На закрытом просмотре его новая опера «Повесть о настоящем человеке» получила неблагопр иятну ю оценку. Это подорвало не только его здоровье, но и веру в правильно сть советской политики в области культуры.

К счастью, к тому времени уже новый замысел владел его воображен ием. И со свойствен ной ему силой воли преодолев глубокое огорчение, композито р полностью переключа ется на создание балета по уральским сказам Бажова. Создавая «Сказ о каменном цветке», Прокофьев осуществи л свою давнишнюю мечту о националь ном русском балете. От первой попытки такого рода, предприня той почти тридцать пять лет назад, «Сказки про шута…», его отличает высокая поэтизаци я народной песенност и, воссоздан ие в музыке подлинно националь ных характеро в.

Однако постановк а «Каменного цветка» была осуществл ена лишь спустя четыре года. Состояние здоровья Прокофьев а ухудшилос ь. Но не писать композито р не мог. Творчеств о было постоянно й и необходим ой потребнос тью его жизни.

Прокофьев задумал написать для детского радиовеща ния несложную симфонию. Но в процессе сочинения замысел получил иной поворот — последняя, Седьмая симфония, стала своего рода лирическо й исповедью композито ра, его «лебединой песней», в которой впечатлен ия окружающе й жизни, образы, запомнивш иеся с детства, сплеталис ь с думами о пройденно м пути, мудрым взглядом в будущее.

По средствам воплощени я, простоте и ясности музыкальн ого языка, формы, оркестров ке Седьмая симфония переклика ется с первой, «Классической» симфонией, являясь в то же время высшей ступенью мастерств а композито ра.

Умер Прокофьев 5 марта 1953 года.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39