* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Имре Кальман (1882–1953)  (Прочитано 24 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Имре Кальман (1882–1953)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:34:17 pm »
Имре Кальман

(1882–1953)


{alt}
К тому времени, когда Имре появился на свет 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона, крупнейше го озера Венгрии, в семье Кальманов было уже двое детей: Бела и Вильма. В первые годы жизни Имре семья не знала забот. Отец его был добропоря дочны м буржуа, жили они хоть и небогато, но вполне прилично, держали прислугу и кухарку.

Четырехле тний Имре поклонялс я «храму искусств», выросшему по соседству . Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальн ой комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрыва ла музыкальн ые экзерсисы его сестра Вильма.

Но в ту пору юный певец рапсодий вовсе не помышлял о карьере музыканта . Он мечтал стать портным. В шестилетн ем возрасте Имре изменил свои планы: теперь он вознамери лся осчастлив ить соотечест венни ков не новыми платьями, а отстаиван ием их юридическ их прав.

Имре усиленно занимался в двух школах — в гимназии и в музыкальн ой школе, — но, едва улучив свободный часок, тотчас же садился к роялю разучиват ь сочинения Шумана и Шопена. Музыка заворажив ала, пьянила его. Во время летних каникул его чуть ли не силком приходило сь оттаскива ть от рояля и усаживать за обеденный стол. К концу каникул руки у Имре разболели сь до такой степени, что каждый удар по клавишам доставлял ему невероятн ые мучения.

Имре исполнило сь пятнадцат ь лет, когда весною 1898 года он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. В концертно м зале присутств овали и корреспон денты, дабы в своих критическ их отчетах подвергну ть оценке способнос ти юного музыканта . Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторжен но отметили дарование «двенадцатилетнего музыканта».

В последние годы учения ему приходило сь трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущес тво гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременн о получил аттестат зрелости. Имре выполнил это родительс кое желание, блестяще сдав все экзамены.

Однако лишь теперь началась для него поистине двойная жизнь. Подчинивш ись родительс кой воле, он поступил на юридическ ий факультет Будапештс кого университ ета, проучился там восемь семестров, сдал все необходим ые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра . Но и это было большим достижени ем, если учесть, что параллель но он с полной нагрузкой учился в Академии музыки. Занятия музыкой требовали столько времени и сил, что о написании диссертац ии и думать не приходило сь.

Семья поощряла его занятия юриспруде нцией, давая деньги на карманные расходы. Суммы были не бог весть какие, но Имре этого хватало. А для того, чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскиват ь материаль ные возможнос ти. Играть на рояле он не мог — подвели руки. Он стал писать критическ ие статьи в ежедневну ю газету.

Цикл на стихи Людвига Якубовски — первое, изданное в 1902 году, музыкальн ое сочинение Имре Кальмана. За первой работой последова ли другие. Среди них главное произведе ние, с которым он связывал все свои надежды, — «Сатурналии», поэмы для большого симфониче ского оркестра 29 февраля 1904 года состоялос ь первое исполнени е симфонии Имре Кальмана — в будапештс ком Королевск ом оперном театре, на концерте выпускник ов композито рског о отделения Академии музыки. Впрочем, первое исполнени е стало и последним . Все же Кальман считал именно этот день началом своей музыкальн ой карьеры. С тех пор он свято верил, будто високосны е годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля — день особого благополу чия.

Адвокатск ая же карьера Кальмана не сложилась . Имре Кальман опять зажил двойной жизнью, с той только разницей, что по утрам он уходил не в адвокатск ую контору, а в редакцию. Его встретили там с распросте ртыми объятиями и предложил и должность музыкальн ого критика с жалованье м 70 крон в месяц.

На следующий год Кальман удостоилс я премии Роберта Фолькмана, присужден ной ему будапештс кой Академией музыки. Материаль ные размеры премии позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользо вался этой возможнос тью, чтобы предложит ь свои сочинения немецким издательс твам; вслед за «Сатурналиями» им была создана очередная симфониче ская поэма — «Эндре и Иоганна». Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда заехал Кальман по пути на родину.

«Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» — с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститьс я до оперетты! Обладател ь премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессор а Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысл енный жанр.

Однако обстоятел ьства сложились так, что вскоре Кальман «докатился» до оперетты. Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер — великие пестовате ли жанра — почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродила сь вновь.

Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то и сочинил он свою первую оперетту «Осенние маневры». Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятн ым успехом. Публика без устали аплодиров ала, вновь и вновь вызывая исполните лей на сцену.

21 января 1909 года состоялас ь премьера в театре «Ан дер Вин». Венская публика встретила оперетту Кальмана с таким же восторгом . В апреле того же сезона оперетта была поставлен а в гамбургск ом театре, а нескольки ми неделями позже состоялас ь ее премьера в Берлине.

Ровно через год и один день в элегантно м «Иоганн Штраус-театре» прошла премьера очередной оперетты Кальмана. Текст ее принадлеж ал перу двух опытных либреттис тов, а действие происходи ло в той среде, которая была знакома Имре с детства: в Венгрии, на степных просторах . Были тут и сцены из цыганской жизни, и цыганские песни… Имре, верный своей натуре, был настроен пессимист ическ и. На этот раз и один из либреттис тов, Фриц Грюнбаум, не в силах был подавить дурные предчувст вия. «Нравится мне вся вещь, — определен но нравится, — старался он утешить себя и своего соавтора Юлиуса Вильгельм а, — вот только этот вальс…» Грюнбаум обреченно махнул рукой.

Премьера новой оперетты Кальмана состоялас ь 11 октября 1912 года; пресловут ый вальс — вопреки всем колебания м — решено было оставить. На следующий день мелодию эту распевали на каждом углу: успех был подобен взрыву бомбы. Грюнбаум в недоумени и пожимал плечами, но теперь вид у него был вовсе не унылый.

«На то она и бомба, что никогда не знаешь, взорвется или нет», — твердил он в свое оправдани е.

До начала Первой мировой войны Имре написал еще одну оперетту — «Маленький король». Она едва вытянула на вежливые аплодисме нты. В поисках «своего» либреттис та Кальман пробовал разных авторов. Постепенн о сложились отношения с двумя парами литератор ов: Лео Штейном и Белой Ленбахом, а впоследст вии с Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальд ом. Творческо е содружест во Имре с этими либреттис тами принесло ему наибольши е успехи.

В начале войны Имре работал одновреме нно над двумя произведе ниями: легкой, веселой «Барышней Жужей» и над другой опереттой, которой либреттис ты пока что дали условное название «Да здравству ет любовь!» Премьера «Барышни Жужи» состоялас ь в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно . Однако переимено ванна я в «Мисс Весну», она вскоре покорила сердца американц ев.

Текст оперетты, прославля ющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Иенбаха. Штейн считался почетным патриархо м либреттис тов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действова ла на Имре умиротвор яюще. Однако стоило ему узнать дату премьеры, как от его душевного спокойств ия не осталось и следа. «О Боже, только не тринадцат ого!»

Но «Иоганн Штраус-театр», несмотря на все протесты Имре, назначил премьеру именно на тринадцат ое число. Все билеты на премьеру были распродан ы. И все же представл ение не состоялос ь: комически й актер Йозеф Кениг потерял голос, и спектакль в последний момент отменили.

Имре не успокоило и назначени е новой даты. Он был твердо убежден, что оперетта с треском провалитс я: переносит ь премьеру — дурная примета. Хотя новое число выглядело вполне благоприс тойно — 17 ноября.

Однако последующ ие факты опровергл и все пессимист ическ ие предполож ения Имре. Вену захлестну л поток мелодий из новой оперетты. Премьера «Королевы чардаша» состоялас ь в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнут ь и в Россию, и в Америку. Разумеетс я, ни композито р, ни авторы текста от этого не разбогате ли: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенн ые Штаты вскоре тоже вступили в войну.

Заокеанск ие поклонник и Имре сделали попытку вызволить его из зоны военных действий. По просьбе антрепрен ера Сэведжа вашингтон ское правитель ство изъявило готовност ь переправи ть Имре за океан. Однако Кальман не стал даже обдумыват ь это предложен ие: слишком много несчастий обрушилос ь на него сразу. Глубоко потрясла его смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровл ение. Подруга Кальмана Паула Дворжак (она была старше Имре на десять лет) в начале войны в результат е болезни оказалась прикованн ой к инвалидно й коляске.

Как известно, лучшее средство от тоски — работа. Исписывая одну за другой нотные строки, Имре забывал обо всем на свете. Он создает яркие, зажигател ьные мелодии. Одна из оперетт той поры — «Фея карнавала», — в сущности, является переработ анным вариантом «Барышни Жужи». Премьера оперетты состоялас ь 21 сентября 1917 года в «Иоганн Штраус-театре». Угля не хватало, и холод в зрительно м зале был чудовищны й, но это не помешало спектаклю пройти при полном аншлаге.

Имре Кальман вновь — а точнее говоря, как всегда — был занят поисками подходяще го либретто. Два молодых автора, Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд, принесли текст для первого акта оперетты: некий управляющ ий имением мечтает отпраздно вать день своего рождения в Вене… Штейн и Йенбах, либреттис ты «Королевы чардаша», в противове с им предложил и другой материал, и Имре отдал предпочте ние этой испытанно й паре. Так была создана «Голландочка», тепло принятая публикой «Иоганн Штраус-театра» 31 января 1920 года.

После серьезног о успеха, а «Голландочка» выдержала в Вене более 450 представл ений — Браммер и Грюнвальд дерзнули опять наведатьс я к Кальману все с тем же предложен ием: некий управляющ ий имением мечтает отпраздно вать свой день рождения в Вене, среди очаровате льных женщин…

«Нет, не пойдет!» — Имре жаждал какого-нибудь небанальн ого сюжета.

«А как бы вы отнеслись к экзотичес кой теме? Оперетту можно было бы назвать, скажем, „Баядера“», — предложил Браммер, и Имре сразу же понравила сь эта идея. А прежний замысел, теперь уже двухгодич ной давности, вновь осел в архивах Браммера и Грюнвальд а. Венский «Карл-театр» поставил «Баядеру», принесшую кассовый успех, но не снискавшу ю мировой славы.

Неугомонн ые либреттис ты на этом не успокоили сь и вновь извлекли на свет Божий свою древнюю, отсроченн ую еще на год идею: некий управляющ ий крупным поместьем… Имре решил познакоми ться с материало м поближе и увлекся. Никогда не работал он с такой легкостью . В результат е новая оперетта «Марица» получилас ь слишком длинной и перенасыщ енной музыкальн ыми номерами.

Главную партию пел Губерт Маришка, он же был и постановщ иком спектакля . Маришка принял руководст во театром «Ан дер Вин» после своего тестя Вильгельм а Карцага — того самого, который когда-то перетащил Имре Кальмана в Вену.

«Давай уберем вступител ьный хор», — предложил Маришка.

«Еще чего выдумал! — рассердил ся Имре. — Уж лучше выкинуть твою выходную арию».

«Что ж, ладно, — натянуто улыбнулся Маришка. — Но прежде еще раз прослушае м и хор, и сольную арию».

Закончив, Маришка сделал знак оркестру — повторить, и, обращаясь к Кальману, вновь запел арию, на ходу переиначи вая текст. В результат е споров хор «выпал», а выходная ария осталась и поныне звучит так же свежо и живо, как в день премьеры 28 февраля 1924 года. 1924-й — год високосны й, то есть, по убеждению Имре, счастливы й. Мировой успех «Графини Марицы» лишь укрепил эту его убежденно сть. И, действите льно, фортуна не отворачив алась от Кальмана. Успехом пользовал ась «Принцесса цирка» (1926) с ее знаменито й арией о чарующих очах. Успех принесла и оперетта «Золотой рассвет», написанна я через год Кальманом, по просьбе нью-йоркского антрепрен ера Хаммерште йна. Удачной оказалась также поставлен ная в 1928 году «Герцогиня из Чикаго».

Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская . Уроженка Перми, эмигриров авшая вместе с матерью в 1917 году, покорила сердце популярно го композито ра. Несмотря на разницу в возрасте — она составлял а тридцать лет, это знакомств о довольно скоро привело к свадьбе.

Имре только что начал в то время работу над новой опереттой — «Фиалка Монмартра» — и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку.

«Фиалке Монмартра» поначалу была уготована типичная для этого скромного цветка участь. Люди с утонченны м слухом, а также поклонник и Кальмана радовалис ь приятной, на французск ий лад изысканно й музыке, а иные прошли мимо, не уловив ее прелести. В 1930 году знамениты й когда-то «Иоганн Штраус-театр», где ставилась оперетта, доживал свои последние дни.

Еще одной премьерой «Фиалка Монмартра» была обязана театру «Ан дер Вин». На этот раз постановк а оказалась великолеп ной. И новая оперетта вскоре завоевала сцены французск их, португаль ских и немецких театров.

Вскоре два берлински х литератор а, Рудольф Шанцер и Эрнст Веллич, предложил и Имре в качестве либретто весьма увлекател ьную пьесу из жизни венгерски х гусар-гонведов. Новую оперетту Кальмана «Дьявольский наездник» 10 марта 1932 года представи л публике театр «Ан дер Вин». Главную партию пел сам директор театра Губерт Маришка.

В том же году семья Кальманов переехала в венский район, где жила богатая городская знать. Дворец Кальмана находился на Газенауэр штрас се.

Композито р переживал расцвет славы. На вечерах в его доме появлялис ь все знаменито сти и влиятельн ые лица разных рангов. Приемы эти устраивал а жена Вера. В противопо ложно сть ей сам Имре отличался величайше й скромност ью. Блистать в свете, закатыват ь балы и приемы — это было абсолютно ему чуждо.

В перерывах между рождениям и очередных детей, прочими событиями семейной жизни и приемом гостей Имре работал над новой опереттой, дав ей название «Императрица Жозефина». Право на первую постановк у «Жозефины» Кальман передал цюрихском у городском у театру. Премьера состоялас ь 18 января 1936 года.

А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялась и направлен ность ее устремлен ий. Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. Границы Австрии были нарушены — в нее вторглись немецкие солдаты. После аншлюса Австрии начинаютс я скитания Кальмана. Сначала он бежит в Цюрих, затем в Париж и, наконец, уезжает в США — в Калифорни ю, а точнее, в Голливуд — обетованн ую землю кинематог рафа. Вероятно, оторванно сть от родной земли, чужой быт и нравы, чужая культура — все это не могло не сказаться на творческо м самочувст вии композито ра. Прожив еще более двадцати лет, он сочинил лишь две оперетты: «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти еще и «Аризонскую леди». Они имели локальный успех, но не задержали сь в репертуар е театров. В декабре 1949 года Кальмана вдруг разбил паралич. Одна половина лица у него была полностью парализов ана. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но 30 октября 1953 года в Париже болезнь окончател ьно взяла верх.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:33:39 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39