* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Игорь Федорович Стравинский (1882–1971)  (Прочитано 28 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Игорь Федорович Стравинский (1882–1971)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:36:22 pm »
Игорь Федорович Стравинск ий

(1882–1971)


{alt}
Игорь Стравинск ий — легендарн ая фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композито ру удалось использов ать все достижени я современн ой авангардн ой музыки. Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинск ого источнико м создания собственн ой мелодики фольклорн ого типа. Стравинск ий никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистич еская модель преобража лась им в исключите льно индивидуа льное творение. Стравинск ий утверждал, что его музыка словно развивает ся сама по себе, но все же и в ней содержатс я идеи, доступные всеобщему восприяти ю.

Игорь Стравинск ий родился 17 июня 1882 года в Ораниенба уме близ Петербург а. С артистиче ской средой он был знаком с ранних лет: его отец — прославле нный певец Мариинско го театра, где помимо сослуживц ев бывали и Стасов, и Мусоргски й, и Достоевск ий. Фантасмаг орию театра, приволье и произвол его закулисно й жизни Стравинск ий впитал в себя с детства.

Юношей он уже принадлеж ал к высшим кругам Петербург ской художеств енной интеллиге нции, стал участнико м «Вечеров современн ой музыки» — их возглавля ли А. П. Нуроки и В. Ф. Нувель, а через них сблизился с деятелями «Мира искусства» и с тем, кто задавал здесь тон — с Сергеем Павловиче м Дягилевым, при решающем воздейств ии и покровите льстве которого утвердила сь блистател ьная композито рская карьера молодого Стравинск ого. Позднее именно благодаря Дягилеву, но, возможно, не без участия и другого ревнивого покровите ля — Дебюсси — он быстро проник в сферы аристокра тической элиты Парижа.

Где, как Стравинск ий знакомилс я с народной песней? В дни детства под Петербург ом? В Устилуге бывшей Волынской губернии, в имении своей жены, где жил после женитьбы с 1906 года? На ярмарках в Ярмолинца х, находивши хся неподалек у от Устилуга? Это доподлинн о неизвестн о, однако именно русская народная песня — основной источник его новаторст ва, его откровени е.

Профессио нальным композито ром Стравинск ий стал сравнител ьно поздно — только после того, как весной 1905 года в возрасте 23 лет окончил университ ет. До того он лишь обращался за советами к Римскому-Корсакову. Но с осени 1905 года занятия стали регулярны ми — дважды в неделю. Пять лет близкого общения с Николаем Андреевич ем Римским-Корсаковым многое дали Стравинск ому. Он воочию — на примере своего учителя — познакоми лся с техникой композито рского труда.

«Юношеское» созревани е было очень недолгим, а взлет оказался столь стремител ьным, что в отличие от биографий многих других композито ров первый же творчески й период Стравинск ого, который открывает ся «Жар-птицей», явился периодом зрелости. Таким образом, «русский» этап предстает во всем великолеп ии своих свершений как период зрелого мастерств а.

Первое крупное сочинение Стравинск ого — Фортепиан ная соната — датируетс я 1904 годом. Его музыка впервые прозвучал а 27 декабря 1907 года на одном из концертов «Вечеров современн ой музыки» в скромном зале Петербург ской музыкальн ой школы. Певица Е. Ф. Петренко исполнила «Пастораль» и «Весну священную». Эти песни были им написаны незадолго до того. Вскоре последова ли другие премьеры.

Слава пришла к нему неожиданн о в 28 лет вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепила сь там же спустя три года небывало скандальн ой премьерой «Весны священной». Слава прилепила сь к его имени и не оставляла более.

Русская сказка об Иване-царевиче, освободив шем прекрасну ю царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы». Мир русской ярмарки с ее озорными плясками, балаганам и, уличными наигрышам и шарманки и гармоники нашел свое яркое отражение в «Петрушке»; на фоне праздничн ого разгула толпы представл ены трагическ ие смятения кукольног о героя Петрушки, обманутог о ветреной Балериной . Впечатлен ие оглушител ьного взрыва произвела музыка «Весны священной» — балета, рисующего картины языческой Руси. «Весна священная» ознаменов ала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать «варварский» дух далекой древности, автор применил неслыханн о дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестров ые краски. В ряде его сочинений использов аны необычные ритмы, оригиналь ные инструмен тальные эффекты.

После парижской премьеры «Жар-птицы» 1910 года Стравинск ий сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси видел в Стравинск ом близкого по стилю композито ра. Но внезапная эволюция Стравинск ого озадачила Дебюсси: со смешанным чувством одобрения и недоумени я он отнесся к «Весне священной» — его молодой друг в этом эпохально м сочинении порвал с импрессио низмом, преодолел его.

Стравинск ий входит в моду, он посещает великосве тские парижские салоны, связанные с некогда известным и именами. Это — графиня Эдмои де Полиньяк, дочь богатейше го фабрикант а швейных машин Зингера, в салоне которой впервые исполняют ся заказанны е ею произведе ния не только Стравинск ого, но и Форе, Равеля, Сати, де Фальи, Пуленка. Это и Габриэль Шанель — владелица аристокра тического ателье мод, одна из самых щедрых покровите льниц Дягилева; Стравинск ий получает также заказы от актрисы и танцовщиц ы Иды Рубинштей н, от Элизабет Спрэг Кулидж — меценатки из США и т. д.

Он завязывае т близкие сношения с представи телями других видов искусства, с философам и, физиками, теологами . С ним встречают ся и крупные государст венные деятели. А бесконечн ые интервью, в которых, по замечанию Стравинск ого, «слова, мысли и даже самые факты искажалис ь до полной неузнавае мости» и которые он, тем не менее, охотно давал, поражая интервьюе ров находчиво стью, остроумие м, парадокса льностью суждений, — разве кто-либо из композито ров XX века удостаива лся такого внимания?

Второй период творчеств а композито ра приходитс я на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французск ое гражданст во. С новым окружение м его объединял о как духовное, так и творческо е родство. Таким образом, он стал блестящим представи телем междунаро дного авангарда в музыке. Новый стилистич еский период его творчеств а, по числу произведе ний наиболее плодотвор ный (около 45 сочинений), можно охарактер изовать как возвращен ие к стилю прошлых времен (от античност и до классициз ма). Это так называемы й «неоклассицизм».

Новый переломны й момент в творчеств е композито ра обозначае т «Пульчинелла» — балет с пением (1919–1920). Произошло это не случайно, не было капризом творца: закончила сь война, закончилс я период убийств, бесчелове чных разрушени й, и у Стравинск ого появилась потребнос ть освежить свою палитру. Радостный, солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы»; бодрым, жизнедеят ельным характеро м отмечен Октет (1922–1923); улыбкой озарена комическа я опера «Мавра» (1921–1922). А более поздние произведе ния — «Аполлон» (1927–1928) и «Поцелуй феи» (1928) отбросят свет на творчеств о Стравинск ого ближайшег о десятилет ия; отзвуки тенденций, в них заложенны х, скажутся и в сороковые годы.

Всего для балетного театра композито р написал восемь оркестров ых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Также он создал три балетных произведе ния с пением: «Байка», «Пульчинелла», «Свадебка».

Трудно оспариват ь значение новаторск ой музыки Стравинск ого в развитии хореограф ии XX века. Тем не менее сценическ ая судьба его балетов — то ли по вине консерват ивных вкусов театральн ых зрителей, то ли из-за недостато чной изобретат ельности постановщ иков — оказалась не столь счастливо й, как это следовало бы ожидать, и музыка Стравинск ого подчас была отмечена большим признание м не в театре, а на концертно й эстраде. Яркие тому примеры — «Весна священная» и «Свадебка».

Затяжной кризис начался у композито ра с середины 1930-х годов. Жесточайш ий смерч проноситс я над человечес твом, вызвав неисчисли мые жертвы; он утихает лишь в 1945 году. Своим беспощадн ым крылом этот смерч коснулся и Стравинск ого, заставив его эмигриров ать из Франции в США. А перед тем, в 1938–1939 годах, он похоронит жену, мать, дочь и над ним самим нависнет смертельн ая опасность (острая вспышка туберкуле за, от той же болезни умерли жена и дочь). Потеряв родных, отторгнут ый от привычной обстановк и, от друзей и близких, на пороге 60-летия он будет заново строить жизнь (вместе с новой женой) в культурно-социальных условиях, которые до конца дней останутся ему чуждыми. Растерянн ость ощущается в его действиях, в невольных уступках «американскому вкусу».

В 1945 году после войны, которую он пережил на американс ком континент е, Стравинск ий стал гражданин ом США. После 30 лет творчеств а в стиле неокласси цизма композито р вновь совершает поворот, на сей раз ориентиру ется на серийную технику, которую в Европе развивает новая венская школа, в основном Антон Веберн.

Без преувелич ения можно утверждат ь, что ни один зарубежны й композито р XX века не был так образован как Стравинск ий. Философия и религия, эстетика и психологи я, математик а и история искусства — все находилос ь в поле его зрения; проявляя редкую осведомле нность, он во всем хотел разобрать ся как специалис т, имеющий свой взгляд на затронуты й вопрос, свое отношение к трактуемо му предмету. Стравинск ий — неистовый читатель — с книгой не расставал ся до самого преклонно го возраста. Его библиотек а в Лос-Анджелесе насчитыва ла около 10 тысяч томов.

Он был очень деятельны м в общении, в переписке . Нетерпели во быстрым был Стравинск ий как в ходьбе — до тех пор, пока после удара в 1956 году не ослабла левая нога, так и в реакции на реплики собеседни ка.

Но главное — работа — он был великим труженико м, не давал себе роздыха и в случае необходим ости мог, не отрываясь, заниматьс я по 18 часов. Роберт Крафт свидетель ствовал в 1957 году, что он трудился тогда — то есть в возрасте 75 лет! — по 10 часов в сутки: до обеда над сочинение м музыки 4–5 часов и после обеда 5–6 над оркестров кой или переложен ием.

Три произведе ния являются главными в творчеств е Стравинск ого последнег о пятнадцат илетия Это «Священное песнопени е», (1955–1956), «Плач пророка Иеремии», (1957–1958), «Заупокойные песнопени я» (1965–1966).

Высшее достижени е Стравинск ого — Реквием («Заупокойные песнопени я») В 84 года Стравинск ий создал произведе ние, отличающе еся истинными художеств енными прозрения ми. Музыкальн ая речь стала более ясной и одновреме нно образной, эмоционал ьно контрастн ой. Реквием — итоговое сочинение Стравинск ого, и не только потому, что это его последняя крупная вещь, но и потому, что она вобрала в себя, синтезиро вала, обобщила многое из предшеств ующего художеств енного опыта композито ра.

В 1969 году здоровье его резко ухудшилос ь. Однако продолжал о биться сердце, продлевая угасающую жизнь. Он скончался 6 апреля 1971 года — за два месяца до своего 89-летия.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:29:02 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39