Игорь Федорович Стравинск ий
(1882–1971)Игорь Стравинск
ий — легендарн
ая фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композито
ру удалось использов
ать все достижени
я современн
ой авангардн
ой музыки. Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинск
ого источнико
м создания собственн
ой мелодики фольклорн
ого типа. Стравинск
ий никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистич
еская модель преобража
лась им в исключите
льно индивидуа
льное творение. Стравинск
ий утверждал, что его музыка словно развивает
ся сама по себе, но все же и в ней содержатс
я идеи, доступные всеобщему восприяти
ю.
Игорь Стравинск
ий родился 17 июня 1882 года в Ораниенба
уме близ Петербург
а. С артистиче
ской средой он был знаком с ранних лет: его отец — прославле
нный певец Мариинско
го театра, где помимо сослуживц
ев бывали и Стасов, и Мусоргски
й, и Достоевск
ий. Фантасмаг
орию театра, приволье и произвол его закулисно
й жизни Стравинск
ий впитал в себя с детства.
Юношей он уже принадлеж
ал к высшим кругам Петербург
ской художеств
енной интеллиге
нции, стал участнико
м «Вечеров современн
ой музыки» — их возглавля
ли А. П. Нуроки и В. Ф. Нувель, а через них сблизился с деятелями «Мира искусства» и с тем, кто задавал здесь тон — с Сергеем Павловиче
м Дягилевым, при решающем воздейств
ии и покровите
льстве которого утвердила
сь блистател
ьная композито
рская карьера молодого Стравинск
ого. Позднее именно благодаря Дягилеву, но, возможно, не без участия и другого ревнивого покровите
ля — Дебюсси — он быстро проник в сферы аристокра
тической элиты Парижа.
Где, как Стравинск
ий знакомилс
я с народной песней? В дни детства под Петербург
ом? В Устилуге бывшей Волынской губернии, в имении своей жены, где жил после женитьбы с 1906 года? На ярмарках в Ярмолинца
х, находивши
хся неподалек
у от Устилуга? Это доподлинн
о неизвестн
о, однако именно русская народная песня — основной источник его новаторст
ва, его откровени
е.
Профессио
нальным композито
ром Стравинск
ий стал сравнител
ьно поздно — только после того, как весной 1905 года в возрасте 23 лет окончил университ
ет. До того он лишь обращался за советами к Римскому-Корсакову. Но с осени 1905 года занятия стали регулярны
ми — дважды в неделю. Пять лет близкого общения с Николаем Андреевич
ем Римским-Корсаковым многое дали Стравинск
ому. Он воочию — на примере своего учителя — познакоми
лся с техникой композито
рского труда.
«Юношеское» созревани
е было очень недолгим, а взлет оказался столь стремител
ьным, что в отличие от биографий многих других композито
ров первый же творчески
й период Стравинск
ого, который открывает
ся «Жар-птицей», явился периодом зрелости. Таким образом, «русский» этап предстает во всем великолеп
ии своих свершений как период зрелого мастерств
а.
Первое крупное сочинение Стравинск
ого — Фортепиан
ная соната — датируетс
я 1904 годом. Его музыка впервые прозвучал
а 27 декабря 1907 года на одном из концертов «Вечеров современн
ой музыки» в скромном зале Петербург
ской музыкальн
ой школы. Певица Е. Ф. Петренко исполнила «Пастораль» и «Весну священную». Эти песни были им написаны незадолго до того. Вскоре последова
ли другие премьеры.
Слава пришла к нему неожиданн
о в 28 лет вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепила
сь там же спустя три года небывало скандальн
ой премьерой «Весны священной». Слава прилепила
сь к его имени и не оставляла более.
Русская сказка об Иване-царевиче, освободив
шем прекрасну
ю царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы». Мир русской ярмарки с ее озорными плясками, балаганам
и, уличными наигрышам
и шарманки и гармоники нашел свое яркое отражение в «Петрушке»; на фоне праздничн
ого разгула толпы представл
ены трагическ
ие смятения кукольног
о героя Петрушки, обманутог
о ветреной Балериной
. Впечатлен
ие оглушител
ьного взрыва произвела музыка «Весны священной» — балета, рисующего картины языческой Руси. «Весна священная» ознаменов
ала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать «варварский» дух далекой древности, автор применил неслыханн
о дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестров
ые краски. В ряде его сочинений использов
аны необычные ритмы, оригиналь
ные инструмен
тальные эффекты.
После парижской премьеры «Жар-птицы» 1910 года Стравинск
ий сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси видел в Стравинск
ом близкого по стилю композито
ра. Но внезапная эволюция Стравинск
ого озадачила Дебюсси: со смешанным чувством одобрения и недоумени
я он отнесся к «Весне священной» — его молодой друг в этом эпохально
м сочинении порвал с импрессио
низмом, преодолел его.
Стравинск
ий входит в моду, он посещает великосве
тские парижские салоны, связанные с некогда известным
и именами. Это — графиня Эдмои де Полиньяк, дочь богатейше
го фабрикант
а швейных машин Зингера, в салоне которой впервые исполняют
ся заказанны
е ею произведе
ния не только Стравинск
ого, но и Форе, Равеля, Сати, де Фальи, Пуленка. Это и Габриэль Шанель — владелица аристокра
тического
ателье мод, одна из самых щедрых покровите
льниц Дягилева; Стравинск
ий получает также заказы от актрисы и танцовщиц
ы Иды Рубинштей
н, от Элизабет Спрэг Кулидж — меценатки из США и т. д.
Он завязывае
т близкие сношения с представи
телями других видов искусства, с философам
и, физиками, теологами
. С ним встречают
ся и крупные государст
венные деятели. А бесконечн
ые интервью, в которых, по замечанию Стравинск
ого, «слова, мысли и даже самые факты искажалис
ь до полной неузнавае
мости» и которые он, тем не менее, охотно давал, поражая интервьюе
ров находчиво
стью, остроумие
м, парадокса
льностью суждений, — разве кто-либо из композито
ров XX века удостаива
лся такого внимания?
Второй период творчеств
а композито
ра приходитс
я на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французск
ое гражданст
во. С новым окружение
м его объединял
о как духовное, так и творческо
е родство. Таким образом, он стал блестящим представи
телем междунаро
дного авангарда в музыке. Новый стилистич
еский период его творчеств
а, по числу произведе
ний наиболее плодотвор
ный (около 45 сочинений), можно охарактер
изовать как возвращен
ие к стилю прошлых времен (от античност
и до классициз
ма). Это так называемы
й «неоклассицизм».
Новый переломны
й момент в творчеств
е композито
ра обозначае
т «Пульчинелла» — балет с пением (1919–1920). Произошло это не случайно, не было капризом творца: закончила
сь война, закончилс
я период убийств, бесчелове
чных разрушени
й, и у Стравинск
ого появилась потребнос
ть освежить свою палитру. Радостный, солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы»; бодрым, жизнедеят
ельным характеро
м отмечен Октет (1922–1923); улыбкой озарена комическа
я опера «Мавра» (1921–1922). А более поздние произведе
ния — «Аполлон» (1927–1928) и «Поцелуй феи» (1928) отбросят свет на творчеств
о Стравинск
ого ближайшег
о десятилет
ия; отзвуки тенденций, в них заложенны
х, скажутся и в сороковые годы.
Всего для балетного театра композито
р написал восемь оркестров
ых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Также он создал три балетных произведе
ния с пением: «Байка», «Пульчинелла», «Свадебка».
Трудно оспариват
ь значение новаторск
ой музыки Стравинск
ого в развитии хореограф
ии XX века. Тем не менее сценическ
ая судьба его балетов — то ли по вине консерват
ивных вкусов театральн
ых зрителей, то ли из-за недостато
чной изобретат
ельности постановщ
иков — оказалась не столь счастливо
й, как это следовало бы ожидать, и музыка Стравинск
ого подчас была отмечена большим признание
м не в театре, а на концертно
й эстраде. Яркие тому примеры — «Весна священная» и «Свадебка».
Затяжной кризис начался у композито
ра с середины 1930-х годов. Жесточайш
ий смерч проноситс
я над человечес
твом, вызвав неисчисли
мые жертвы; он утихает лишь в 1945 году. Своим беспощадн
ым крылом этот смерч коснулся и Стравинск
ого, заставив его эмигриров
ать из Франции в США. А перед тем, в 1938–1939 годах, он похоронит жену, мать, дочь и над ним самим нависнет смертельн
ая опасность (острая вспышка туберкуле
за, от той же болезни умерли жена и дочь). Потеряв родных, отторгнут
ый от привычной обстановк
и, от друзей и близких, на пороге 60-летия он будет заново строить жизнь (вместе с новой женой) в культурно-социальных условиях, которые до конца дней останутся ему чуждыми. Растерянн
ость ощущается в его действиях, в невольных уступках «американскому вкусу».
В 1945 году после войны, которую он пережил на американс
ком континент
е, Стравинск
ий стал гражданин
ом США. После 30 лет творчеств
а в стиле неокласси
цизма композито
р вновь совершает поворот, на сей раз ориентиру
ется на серийную технику, которую в Европе развивает новая венская школа, в основном Антон Веберн.
Без преувелич
ения можно утверждат
ь, что ни один зарубежны
й композито
р XX века не был так образован как Стравинск
ий. Философия и религия, эстетика и психологи
я, математик
а и история искусства — все находилос
ь в поле его зрения; проявляя редкую осведомле
нность, он во всем хотел разобрать
ся как специалис
т, имеющий свой взгляд на затронуты
й вопрос, свое отношение к трактуемо
му предмету. Стравинск
ий — неистовый читатель — с книгой не расставал
ся до самого преклонно
го возраста. Его библиотек
а в Лос-Анджелесе насчитыва
ла около 10 тысяч томов.
Он был очень деятельны
м в общении, в переписке
. Нетерпели
во быстрым был Стравинск
ий как в ходьбе — до тех пор, пока после удара в 1956 году не ослабла левая нога, так и в реакции на реплики собеседни
ка.
Но главное — работа — он был великим труженико
м, не давал себе роздыха и в случае необходим
ости мог, не отрываясь, заниматьс
я по 18 часов. Роберт Крафт свидетель
ствовал в 1957 году, что он трудился тогда — то есть в возрасте 75 лет! — по 10 часов в сутки: до обеда над сочинение
м музыки 4–5 часов и после обеда 5–6 над оркестров
кой или переложен
ием.
Три произведе
ния являются главными в творчеств
е Стравинск
ого последнег
о пятнадцат
илетия Это «Священное песнопени
е», (1955–1956), «Плач пророка Иеремии», (1957–1958), «Заупокойные песнопени
я» (1965–1966).
Высшее достижени
е Стравинск
ого — Реквием («Заупокойные песнопени
я») В 84 года Стравинск
ий создал произведе
ние, отличающе
еся истинными художеств
енными прозрения
ми. Музыкальн
ая речь стала более ясной и одновреме
нно образной, эмоционал
ьно контрастн
ой. Реквием — итоговое сочинение Стравинск
ого, и не только потому, что это его последняя крупная вещь, но и потому, что она вобрала в себя, синтезиро
вала, обобщила многое из предшеств
ующего художеств
енного опыта композито
ра.
В 1969 году здоровье его резко ухудшилос
ь. Однако продолжал
о биться сердце, продлевая угасающую жизнь. Он скончался 6 апреля 1971 года — за два месяца до своего 89-летия.