* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950)  (Прочитано 30 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:37:19 pm »
Николай Яковлевич Мясковски й

(1881–1950)

{alt}
Николай Мясковски й родился в семье военного инженера 20 апреля 1881 года в крепости Новогеорг иевск ая близ Варшавы. Детство он провел в постоянны х разъездах — Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая Мясковско го, вслед за старшим братом Сергеем, определил и в закрытое учебное заведение — Нижегород ский кадетский корпус. Затем в 1895 году Мясковски й был переведен в петербург ский Второй кадетский корпус. Свое военное образован ие он завершил в Военно-Инженерном училище. После недолгого пребывани я на службе в саперной части в Зарайске его перевели в Москву.

К тому времени Мясковски й уже прошел уроки гармонии у Н. И. Казанли — руководит еля оркестра кадетов — и пробовал сочинять.

Попав в Москву, с января по май 1903 года Мясковски й занимался с Глиэром и прошел весь курс гармонии. Это был период напряженн ейшег о труда: посвятив днем несколько часов музыке, Мясковски й потом ночами сидел над служебным и заданиями .

Занятия теорией Мясковски й — по совету Глиэра — продолжал под руководст вом И. И. Крыжановс кого, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай черпал опыт от двух композито рских школ: московско й и петербург ской. Три года Мясковски й обучался у Крыжановс кого контрапун кту, фуге, форме и оркестров ке.

Наконец летом 1906 года, втайне от военного начальств а, Мясковски й сдал экзамены и поступил в Петербург скую консерват орию. Весной 1907 года Мясковски й подал прошение об отставке, но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходим ого лечения, он почувство вал себя впервые в жизни почти профессио нальн ым музыканто м.

Романсы на слова Гиппиус были первыми опубликов анным и сочинения ми Мясковско го. В консерват орски е годы состоялся творчески й дебют Мясковско го как автора симфониче ской музыки. Первая симфония Мясковско го написана в 1908 году для небольшог о оркестра и впервые прозвучал а 2 июня 1914 года.

За симфонией последова ла оркестров ая сказка «Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу над «Сказкой», Мясковски й писал Прокофьев у: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты — Мрак и Ужас». Очень близка по настроени ю и вторая симфониче ская поэма Николая Яковлевич а — «Аластор», созданная через три года после «Молчания».

Сказку «Молчание» композито р Асафьев считал первым зрелым произведе нием Мясковско го, а в «Аласторе» отмечал яркую музыкальн ую характери стику героя, мастерств о разработк и и исключите льную выразител ьност ь оркестра в эпизодах бури и смерти.

Мясковско му исполнило сь тридцать лет, когда он в 1911 году «тихо», по собственн ому определен ию, закончил консерват орию, показав Лядову два квартета. В августе 1911 года началась и музыкальн о-критическая деятельно сть композито ра. За три года в журнале «Музыка» было напечатан о 114 статей и заметок Николая.

Говоря о своих сочинения х раннего периода, включая предвоенн ую Третью симфонию, Мясковски й сам отмечал, что почти все они носят отпечаток глубокого пессимизм а. Причины этого Николай Яковлевич видел в «обстоятельствах личной судьбы», вспоминая, как почти до тридцати лет он вынужден был вести борьбу за «высвобождение» от навязывае мой ему военной профессии, а также в воздейств ии еще не преодолен ного груза различных влияний.

Начавшаяс я в 1914 году мировая война надолго отвлекла Мясковско го от творчески х планов. В первые же дни трагическ их событий он был призван в армию и покинул Петербург, снова надев форму поручика саперных войск.

Тяжелая контузия, полученна я Мясковски м под Перемышле м, все серьезнее давала о себе знать, и поэтому в 1916 году он из действующ ей армии был переведен на строитель ство крепости в Ревель. Пребывани е на фронте, общение с людьми, с которыми он прошел войну и встретил Октябрьск ую революцию, дали художнику новые впечатлен ия, которые он отразил в Четвертой и Пятой симфониях, сочиненны х им за три с половиной месяца — с 20 декабря 1917-го по 5 апреля 1918 года.

Революцио нные события всколыхну ли огромную страну. И Мясковски й, конечно, не мог в это трудное время вернуться к искусству . Он прослужил в армии до конца гражданск ой войны — до 1921 года.

Ни один замысел не вынашивал ся Мясковски м так мучительн о и долго, как замысел Шестой симфонии. В начале 1921 года композито р сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были доработан ы, и в Клину композито р начал инструмен товку симфонии.

Шестая симфония — многоплан овое, композици онно сложное и самое монумента льное произведе ние Мясковско го. Продолжит ельно сть ее 1 час 4 минуты. Шестая симфония Мясковско го, по мнению многочисл енных музыкальн ых критиков, одна из самых сильных русских симфоний вообще. Симфония волнует и захватыва ет глубиной и покоряюще й искреннос тью чувств. Она трагедийн а в том высоком смысле, на который обращал внимание еще Аристотел ь, утверждая, что «трагедия возвышает душу человека».

Вот что писал В. М. Беляев в письме к одному из своих друзей на следующий день после того, как 4 мая 1924 года в Большом театре под управлени ем Н. С. Голованов а впервые прозвучал о это произведе ние: «…Симфония имела потрясающ ий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасн у вызывала скрывшего ся автора, но все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок.

Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковско го это первая симфония, которая достойна этого названия…»

Ни одно из последующ их произведе ний, созданных Мясковски м в 1920-е годы, среди которых было еще четыре симфонии, ни по масштабам замысла, ни по силе художеств енног о воплощени я не может быть поставлен о в один ряд с Шестой симфонией, хотя и в них композито р старался отобразит ь проблемы, рожденные революцие й.

Во второй половине 1920-х годов в Мясковско го не раз летели стрелы пролеткул ьтовц ев. Так было, например, в 1926 году, когда в своем открытом письме сторонник и агитмузык и обвинили композито ров во главе с Николаем Яковлевич ем в чуждой идеологии .

Тем временем Мясковски й завоевыва ет популярно сть за рубежом. Леопольд Стоковски й, исполнявш ий в январе 1926 года в Чикаго, Филадельф ии и Нью-Йорке Пятую симфонию Мясковско го, берется сыграть и Шестую. В Цюрихе пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих концертов его Четвертую фортепиан ную сонату. Кусевицки й через Прокофьев а просил у Мясковско го нотный материал еще не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять ее в Париже.

24 января 1926 года в чешской столице в первом симфониче ском концерте современн ой русской музыки были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковско го. После Седьмой симфонии, исполнявш ейся впервые за рубежом, дирижера Сараджева вызывали семь раз, а Шестая произвела такое впечатлен ие, что публика совсем не хотела отпускать его с эстрады.

Сараджеву выпала честь представи ть современн ую русскую музыку и в Вене. В концерте 1 марта 1926 года он снова дирижиров ал Шестой симфонией Мясковско го. Доктор Пауль Писк сообщал из Вены, что московско го дирижера «принимали очень горячо» и что произведе ние «встретило полное признание». С не меньшим успехом вскоре после Шестой симфонии в концерте камерной музыки в Вене была исполнена часть вокальной сюиты Мясковско го «Мадригал».

Вероятно, лишь удивитель ная скромност ь и желание оставатьс я в тени заставлял и Николая Яковлевич а отказыват ься и от зарубежны х поездок. Только один раз Мясковски й ненадолго оставил родину. Это было в ноябре все того же 1926 года. Вместе с Б. Л. Яворским он представл ял тогда советскую музыкальн ую обществен ность на торжества х в Варшаве, связанных с открытием долгождан ного там памятника Ф. Шопену.

Из всех двадцати семи симфоний у Мясковско го только две одночастн ые. Одна из них принадлеж ит к самым популярны м его произведе ниям — это Двадцать первая. Другая — Десятая (1927), навеянная «Медным всадником» Пушкина, наименее известна. А между тем Десятая симфония заслужива ет большего внимания хотя бы потому, что это — настоящее чудо полифонии . Десятая симфония — глубоко русская и очень «петербургская». Вполне сознавая это, Мясковски й ничуть не удивился, когда в 1930 году получил от Прокофьев а сообщение, что сыгранная Стоковски м в Филадельф ии симфония имела успех.

Вероятно, ни об одном сочинении Мясковско го не говорили и не писали так много, как о Двенадцат ой симфонии, названной «Колхозной» (1932). Исследова тели считают ее этапным произведе нием, с которого начались «просветление» и демократи зация музыки Мясковско го, подчеркив ая непосредс твенн ое обращение автора к советской тематике, оптимисти ческу ю концепцию произведе ния, четкость замысла, доступнос ть его восприяти я. В то же время отмечают ряд недостатк ов, связанных с поисками новых образов и средств выразител ьност и. Мясковски й и сам не отрицал, что симфония вышла схематичн ой, и наименее удачная третья часть только внешне выражает его авторский замысел.

Подгоняем ый нетерпели вой творческо й мыслью, Мясковски й сочиняет одну симфонию за другой.

В конце 1934 года новая — Тринадцат ая симфония прозвучал а почти одновреме нно в Москве (дирижиров ал Л. Гинзбург) и в Чикаго (дирижер Ф. Сток). Осенью 1935 года Г. Шерхен исполнил ее в Винтертур е (Швейцария).

Четырнадц атую симфонию Мясковски й постаралс я сделать более светлой и динамично й. Общий тон ее бодрый, живой. Сам Мясковски й назвал ее «довольно бесшабашн ой вещицей», но отметил, что в ней есть «современный жизненный пульс».

Шестнадца тая симфония Мясковско го одна из ярчайших страниц в истории советской симфониче ской музыки Прокофьев, присутств овавш ий в Большом зале консерват ории на открытии концертно го сезона Московско й филармони и 24 октября 1936 года, когда эта симфония впервые прозвучал а под управлени ем венгерско го дирижера Эугена Сенкара, писал в рецензии, помещенно й в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерств у изложения и общей гармоничн ости настроени я — это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигив ания с публикой».

В финале, насыщенно м песенно-танцевальными мотивами, продолжае тся прославле ние советской авиации. Для конкретиз ации образа Мясковски й в основу главной партии положил мелодию своей массовой песни «Летят самолеты», начинающу юся словами «Чтоб край наш рос». Симфония имела колоссаль ный успех. В памятный вечер премьеры автору пришлось много раз выходить на эстраду. То было настоящее торжество, радость которого для Мясковско го усиливала сь еще тем, что рядом с ним был Прокофьев, и не как гость, по стечению обстоятел ьств попавший именно в это время в Москву, а как человек, обосновав шийся уже здесь постоянно .

В творчеств е Мясковско го наступил необычно плодотвор ный период. За четыре предвоенн ых года им были сочинены пять (!) симфоний, включая и подлинную жемчужину — Двадцать первую. За пять дней (!) Мясковски й набросал эскизы этой симфонии и тут же стал ее расцвечив ать оркестров ыми красками.

Длится симфония немногим больше 17 минут. Композито р демонстри рует предельну ю лаконично сть формы, ясность языка и высочайше е полифонич еское мастерств о.

Игорь Бэлза так характери зует это произведе ние: «Замысел Двадцать первой симфонии неразрывн о связан с образами родной земли, ее дивной красоты и необъятно й шири. Но музыка симфонии выходит далеко за пределы лирически-созерцательных настроени й, ибо произведе ние это согрето рожденным и нашей действите льнос тью чувствами радостной приподнят ости, светлой оптимисти чност и, бодрости и мужества. Именно эти чувства, высказанн ые глубоко националь ными средствам и выразител ьност и, звучат в Двадцать первой симфонии Мясковско го, которая могла быть создана только русским музыканто м, живущим в советскую эпоху».

На начало Отечестве нной войны композито р откликнул ся сочинение м трех боевых песен. Вслед за песнями появились два марша для духового оркестра — «Героический» и «Веселый». В эвакуации в Нальчике Мясковски й сочинил Двадцать вторую симфонию, которую вначале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечестве нной войне».

Здоровье Николая Яковлевич а в годы войны ухудшилос ь. Операция, сделанная Мясковско му в феврале 1949 года, лишь несколько улучшила его самочувст вие. В конце года врачи предложил и композито ру новую операцию, но он отказался, стремясь любой ценой завершить Двадцать седьмую симфонию. В мае 1950 года Мясковско го оперирова ли, но, увы… уже было поздно. Перевезен ный вскоре на дачу Николай Яковлевич быстро угасал. 8 августа Мясковски й скончался .

Вскоре после смерти композито ра состоялас ь премьера Двадцать седьмой симфонии… Умолк оркестр, а собравшие ся в зале сидели неподвижн о как зачарован ные. Умение захватить, покорить слушателя своей музыкой, заставить жить в мире созданных им образом и чувств в Двадцать седьмой симфонии Мясковско го проявилос ь с исключите льной силой. Понадобил ось какое-то время, чтобы люди вернулись к реальной обстановк е. Тогда дирижер Гаук высоко над головой поднял партитуру, и все в зале, стоя, долго и горячо аплодиров али, выражая свое восхищени е услышанны м и благодарн ость мастеру, создавшем у это великолеп ное произведе ние. В тот памятный вечер первого исполнени я многие воспринял и эту симфонию как завещание мастера, вложившег о в свое последнее произведе ние всю силу таланта и умения.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:26:41 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39