Николай Яковлевич Мясковски й
(1881–1950)
Николай Мясковски
й родился в семье военного инженера 20 апреля 1881 года в крепости Новогеорг
иевск ая близ Варшавы. Детство он провел в постоянны
х разъездах — Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая Мясковско
го, вслед за старшим братом Сергеем, определил
и в закрытое учебное заведение — Нижегород
ский кадетский корпус. Затем в 1895 году Мясковски
й был переведен в петербург
ский Второй кадетский корпус. Свое военное образован
ие он завершил в Военно-Инженерном училище. После недолгого пребывани
я на службе в саперной части в Зарайске его перевели в Москву.
К тому времени Мясковски
й уже прошел уроки гармонии у Н. И. Казанли — руководит
еля оркестра кадетов — и пробовал сочинять.
Попав в Москву, с января по май 1903 года Мясковски
й занимался с Глиэром и прошел весь курс гармонии. Это был период напряженн
ейшег о труда: посвятив днем несколько часов музыке, Мясковски
й потом ночами сидел над служебным
и заданиями
.
Занятия теорией Мясковски
й — по совету Глиэра — продолжал под руководст
вом И. И. Крыжановс
кого, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай черпал опыт от двух композито
рских школ: московско
й и петербург
ской. Три года Мясковски
й обучался у Крыжановс
кого контрапун
кту, фуге, форме и оркестров
ке.
Наконец летом 1906 года, втайне от военного начальств
а, Мясковски
й сдал экзамены и поступил в Петербург
скую консерват
орию. Весной 1907 года Мясковски
й подал прошение об отставке, но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходим
ого лечения, он почувство
вал себя впервые в жизни почти профессио
нальн ым музыканто
м.
Романсы на слова Гиппиус были первыми опубликов
анным и сочинения
ми Мясковско
го. В консерват
орски е годы состоялся творчески
й дебют Мясковско
го как автора симфониче
ской музыки. Первая симфония Мясковско
го написана в 1908 году для небольшог
о оркестра и впервые прозвучал
а 2 июня 1914 года.
За симфонией последова
ла оркестров
ая сказка «Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу над «Сказкой», Мясковски
й писал Прокофьев
у: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты — Мрак и Ужас». Очень близка по настроени
ю и вторая симфониче
ская поэма Николая Яковлевич
а — «Аластор», созданная через три года после «Молчания».
Сказку «Молчание» композито
р Асафьев считал первым зрелым произведе
нием Мясковско
го, а в «Аласторе» отмечал яркую музыкальн
ую характери
стику героя, мастерств
о разработк
и и исключите
льную выразител
ьност ь оркестра в эпизодах бури и смерти.
Мясковско
му исполнило
сь тридцать лет, когда он в 1911 году «тихо», по собственн
ому определен
ию, закончил консерват
орию, показав Лядову два квартета. В августе 1911 года началась и музыкальн
о-критическая деятельно
сть композито
ра. За три года в журнале «Музыка» было напечатан
о 114 статей и заметок Николая.
Говоря о своих сочинения
х раннего периода, включая предвоенн
ую Третью симфонию, Мясковски
й сам отмечал, что почти все они носят отпечаток глубокого пессимизм
а. Причины этого Николай Яковлевич видел в «обстоятельствах личной судьбы», вспоминая, как почти до тридцати лет он вынужден был вести борьбу за «высвобождение» от навязывае
мой ему военной профессии, а также в воздейств
ии еще не преодолен
ного груза различных влияний.
Начавшаяс
я в 1914 году мировая война надолго отвлекла Мясковско
го от творчески
х планов. В первые же дни трагическ
их событий он был призван в армию и покинул Петербург, снова надев форму поручика саперных войск.
Тяжелая контузия, полученна
я Мясковски
м под Перемышле
м, все серьезнее давала о себе знать, и поэтому в 1916 году он из действующ
ей армии был переведен на строитель
ство крепости в Ревель. Пребывани
е на фронте, общение с людьми, с которыми он прошел войну и встретил Октябрьск
ую революцию, дали художнику новые впечатлен
ия, которые он отразил в Четвертой и Пятой симфониях, сочиненны
х им за три с половиной месяца — с 20 декабря 1917-го по 5 апреля 1918 года.
Революцио
нные события всколыхну
ли огромную страну. И Мясковски
й, конечно, не мог в это трудное время вернуться к искусству
. Он прослужил в армии до конца гражданск
ой войны — до 1921 года.
Ни один замысел не вынашивал
ся Мясковски
м так мучительн
о и долго, как замысел Шестой симфонии. В начале 1921 года композито
р сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были доработан
ы, и в Клину композито
р начал инструмен
товку симфонии.
Шестая симфония — многоплан
овое, композици
онно сложное и самое монумента
льное произведе
ние Мясковско
го. Продолжит
ельно сть ее 1 час 4 минуты. Шестая симфония Мясковско
го, по мнению многочисл
енных музыкальн
ых критиков, одна из самых сильных русских симфоний вообще. Симфония волнует и захватыва
ет глубиной и покоряюще
й искреннос
тью чувств. Она трагедийн
а в том высоком смысле, на который обращал внимание еще Аристотел
ь, утверждая, что «трагедия возвышает душу человека».
Вот что писал В. М. Беляев в письме к одному из своих друзей на следующий день после того, как 4 мая 1924 года в Большом театре под управлени
ем Н. С. Голованов
а впервые прозвучал
о это произведе
ние: «…Симфония имела потрясающ
ий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасн
у вызывала скрывшего
ся автора, но все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок.
Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковско
го это первая симфония, которая достойна этого названия…»
Ни одно из последующ
их произведе
ний, созданных Мясковски
м в 1920-е годы, среди которых было еще четыре симфонии, ни по масштабам замысла, ни по силе художеств
енног о воплощени
я не может быть поставлен
о в один ряд с Шестой симфонией, хотя и в них композито
р старался отобразит
ь проблемы, рожденные революцие
й.
Во второй половине 1920-х годов в Мясковско
го не раз летели стрелы пролеткул
ьтовц ев. Так было, например, в 1926 году, когда в своем открытом письме сторонник
и агитмузык
и обвинили композито
ров во главе с Николаем Яковлевич
ем в чуждой идеологии
.
Тем временем Мясковски
й завоевыва
ет популярно
сть за рубежом. Леопольд Стоковски
й, исполнявш
ий в январе 1926 года в Чикаго, Филадельф
ии и Нью-Йорке Пятую симфонию Мясковско
го, берется сыграть и Шестую. В Цюрихе пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих концертов его Четвертую фортепиан
ную сонату. Кусевицки
й через Прокофьев
а просил у Мясковско
го нотный материал еще не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять ее в Париже.
24 января 1926 года в чешской столице в первом симфониче
ском концерте современн
ой русской музыки были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковско
го. После Седьмой симфонии, исполнявш
ейся впервые за рубежом, дирижера Сараджева вызывали семь раз, а Шестая произвела такое впечатлен
ие, что публика совсем не хотела отпускать его с эстрады.
Сараджеву выпала честь представи
ть современн
ую русскую музыку и в Вене. В концерте 1 марта 1926 года он снова дирижиров
ал Шестой симфонией Мясковско
го. Доктор Пауль Писк сообщал из Вены, что московско
го дирижера «принимали очень горячо» и что произведе
ние «встретило полное признание». С не меньшим успехом вскоре после Шестой симфонии в концерте камерной музыки в Вене была исполнена часть вокальной сюиты Мясковско
го «Мадригал».
Вероятно, лишь удивитель
ная скромност
ь и желание оставатьс
я в тени заставлял
и Николая Яковлевич
а отказыват
ься и от зарубежны
х поездок. Только один раз Мясковски
й ненадолго оставил родину. Это было в ноябре все того же 1926 года. Вместе с Б. Л. Яворским он представл
ял тогда советскую музыкальн
ую обществен
ность на торжества
х в Варшаве, связанных с открытием долгождан
ного там памятника Ф. Шопену.
Из всех двадцати семи симфоний у Мясковско
го только две одночастн
ые. Одна из них принадлеж
ит к самым популярны
м его произведе
ниям — это Двадцать первая. Другая — Десятая (1927), навеянная «Медным всадником» Пушкина, наименее известна. А между тем Десятая симфония заслужива
ет большего внимания хотя бы потому, что это — настоящее чудо полифонии
. Десятая симфония — глубоко русская и очень «петербургская». Вполне сознавая это, Мясковски
й ничуть не удивился, когда в 1930 году получил от Прокофьев
а сообщение, что сыгранная Стоковски
м в Филадельф
ии симфония имела успех.
Вероятно, ни об одном сочинении Мясковско
го не говорили и не писали так много, как о Двенадцат
ой симфонии, названной «Колхозной» (1932). Исследова
тели считают ее этапным произведе
нием, с которого начались «просветление» и демократи
зация музыки Мясковско
го, подчеркив
ая непосредс
твенн ое обращение автора к советской тематике, оптимисти
ческу ю концепцию произведе
ния, четкость замысла, доступнос
ть его восприяти
я. В то же время отмечают ряд недостатк
ов, связанных с поисками новых образов и средств выразител
ьност и. Мясковски
й и сам не отрицал, что симфония вышла схематичн
ой, и наименее удачная третья часть только внешне выражает его авторский замысел.
Подгоняем
ый нетерпели
вой творческо
й мыслью, Мясковски
й сочиняет одну симфонию за другой.
В конце 1934 года новая — Тринадцат
ая симфония прозвучал
а почти одновреме
нно в Москве (дирижиров
ал Л. Гинзбург) и в Чикаго (дирижер Ф. Сток). Осенью 1935 года Г. Шерхен исполнил ее в Винтертур
е (Швейцария).
Четырнадц
атую симфонию Мясковски
й постаралс
я сделать более светлой и динамично
й. Общий тон ее бодрый, живой. Сам Мясковски
й назвал ее «довольно бесшабашн
ой вещицей», но отметил, что в ней есть «современный жизненный пульс».
Шестнадца
тая симфония Мясковско
го одна из ярчайших страниц в истории советской симфониче
ской музыки Прокофьев, присутств
овавш ий в Большом зале консерват
ории на открытии концертно
го сезона Московско
й филармони
и 24 октября 1936 года, когда эта симфония впервые прозвучал
а под управлени
ем венгерско
го дирижера Эугена Сенкара, писал в рецензии, помещенно
й в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерств
у изложения и общей гармоничн
ости настроени
я — это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигив
ания с публикой».
В финале, насыщенно
м песенно-танцевальными мотивами, продолжае
тся прославле
ние советской авиации. Для конкретиз
ации образа Мясковски
й в основу главной партии положил мелодию своей массовой песни «Летят самолеты», начинающу
юся словами «Чтоб край наш рос». Симфония имела колоссаль
ный успех. В памятный вечер премьеры автору пришлось много раз выходить на эстраду. То было настоящее торжество, радость которого для Мясковско
го усиливала
сь еще тем, что рядом с ним был Прокофьев, и не как гость, по стечению обстоятел
ьств попавший именно в это время в Москву, а как человек, обосновав
шийся уже здесь постоянно
.
В творчеств
е Мясковско
го наступил необычно плодотвор
ный период. За четыре предвоенн
ых года им были сочинены пять (!) симфоний, включая и подлинную жемчужину — Двадцать первую. За пять дней (!) Мясковски
й набросал эскизы этой симфонии и тут же стал ее расцвечив
ать оркестров
ыми красками.
Длится симфония немногим больше 17 минут. Композито
р демонстри
рует предельну
ю лаконично
сть формы, ясность языка и высочайше
е полифонич
еское мастерств
о.
Игорь Бэлза так характери
зует это произведе
ние: «Замысел Двадцать первой симфонии неразрывн
о связан с образами родной земли, ее дивной красоты и необъятно
й шири. Но музыка симфонии выходит далеко за пределы лирически-созерцательных настроени
й, ибо произведе
ние это согрето рожденным
и нашей действите
льнос тью чувствами радостной приподнят
ости, светлой оптимисти
чност и, бодрости и мужества. Именно эти чувства, высказанн
ые глубоко националь
ными средствам
и выразител
ьност и, звучат в Двадцать первой симфонии Мясковско
го, которая могла быть создана только русским музыканто
м, живущим в советскую эпоху».
На начало Отечестве
нной войны композито
р откликнул
ся сочинение
м трех боевых песен. Вслед за песнями появились два марша для духового оркестра — «Героический» и «Веселый». В эвакуации в Нальчике Мясковски
й сочинил Двадцать вторую симфонию, которую вначале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечестве
нной войне».
Здоровье Николая Яковлевич
а в годы войны ухудшилос
ь. Операция, сделанная Мясковско
му в феврале 1949 года, лишь несколько улучшила его самочувст
вие. В конце года врачи предложил
и композито
ру новую операцию, но он отказался, стремясь любой ценой завершить Двадцать седьмую симфонию. В мае 1950 года Мясковско
го оперирова
ли, но, увы… уже было поздно. Перевезен
ный вскоре на дачу Николай Яковлевич быстро угасал. 8 августа Мясковски
й скончался
.
Вскоре после смерти композито
ра состоялас
ь премьера Двадцать седьмой симфонии… Умолк оркестр, а собравшие
ся в зале сидели неподвижн
о как зачарован
ные. Умение захватить, покорить слушателя своей музыкой, заставить жить в мире созданных им образом и чувств в Двадцать седьмой симфонии Мясковско
го проявилос
ь с исключите
льной силой. Понадобил
ось какое-то время, чтобы люди вернулись к реальной обстановк
е. Тогда дирижер Гаук высоко над головой поднял партитуру, и все в зале, стоя, долго и горячо аплодиров
али, выражая свое восхищени
е услышанны
м и благодарн
ость мастеру, создавшем
у это великолеп
ное произведе
ние. В тот памятный вечер первого исполнени
я многие воспринял
и эту симфонию как завещание мастера, вложившег
о в свое последнее произведе
ние всю силу таланта и умения.