Бела Барток
(1881–1945)Просто невероятн
о, что такая жизненная сила заключала
сь в столь внешне хрупком существе, каким казался Бела Барток. Хотя врачи запрещали ему заниматьс
я музыкой, потому что игра на фортепиан
о совершенн
о истощала его, все же он не отступилс
я от профессии музыканта
. Он концертир
овал по всей Европе и Америке, но слава виртуоза-пианиста его не прельщала
. В одном из писем к своей матери двадцатид
вухле тний Барток писал: «Каждый человек, когда он взрослеет, должен определит
ь, за какую идеальную цель он хочет бороться, чтобы сообразно с этим формирова
ть всю свою трудовую деятельно
сть, каждый поступок. Что касается меня, я всю свою жизнь, во всех областях, всегда всеми средствам
и буду служить одной цели — благополу
чию венгерско
й нации и венгерско
й отчизны».
Барток родился 25 марта 1881 года в румынском местечке Надьсентм
иклош . Бела вырос в музыкальн
ой семье. В свободное время его родители много музициров
али. В четырехле
тнем возрасте мальчик сам наигрывал на рояле услышанны
е мелодии, а с пяти лет мать стала уже обучать его игре на фортепиан
о. Затем мальчик брал уроки фортепиан
о и гармонии у Л. Эркеля. Девятилет
ний Барток много сочинял (танцы и другие фортепиан
ные пьесы), — его первые авторские концерты имели большой успех.
Профессио
нальн ое музыкальн
ое образован
ие Барток получил в Академии имени Листа в Будапеште, где обучался с 1899 по 1903 год. Учителями Белы были И. Томан (фортепиан
о) и Я. Кеслер (композици
я). Здесь его считали одаренным пианистом, спустя четыре года после ее окончания он был назначен преподава
телем кафедры фортепиан
о.
Как подлинный патриот Барток уже в 1903 году создал симфониче
скую поэму «Кошут» в память об этом революцио
нере, которая вместе с «Рапсодией для фортепиан
о с оркестром» обеспечил
а ему любовь венгерско
й публики.
Барток обладал ценным даром к постоянно
му самообраз
овани ю. Другой венгерски
й композито
р Кодай вспоминал о своем друге: «Учиться до самой смерти было его страстью. Хотя у него не было особой способнос
ти к языкам, он так освоил испанский, французск
ий, английски
й, словацкий, румынский языки, что мог самостоят
ельно переводит
ь собранные им тексты… В записях словацких, венгерски
х, румынских, турецких мелодий он добился никем другим не достигнут
ой точности малейших деталей…» Зародивше
еся в душе композито
ра желание создать в музыке нечто специфиче
ски венгерско
е привело его к изучению народно-песенного искусства
. И с 1905 года он приступил к исследова
нию не известной до тех пор венгерско
й народной музыки. «К моему великому счастью, — писал Барток, — я нашел в лице Зольтана Кодая выдающего
ся музыканта и соратника, не раз благодаря своей проницате
льнос ти и силе суждении помогавше
го мне советом и делом. …Ознакомление с крестьянс
кой музыкой имело для меня исключите
льно важное значение, ибо оно помогло мне освободит
ься из-под единовлас
тия мажорно-минорной системы. …Оказалось, что старинные, уже не употребля
вшиес я в нашей профессио
нальн ой музыке звукоряды не утратили своей жизненнос
ти и сделали возможным новые гармониче
ские эффекты…»
«Творить, опираясь на народные песни, — это самая трудная задача, — считал композито
р, — во всяком случае, не легче создания оригиналь
ной тематики. При переработ
ке народной песни или даже при простой гармониза
ции требуется такое же „вдохновение“, как и при написании произведе
ния на собственн
ую тему». И далее: «…венгерские крестьяне и крестьяне других националь
носте й, живших на территори
и Венгрии до войны (румыны и словаки, например), сохраняют в своих народных песнях бесценные музыкальн
ые сокровища
. В нашем распоряже
нии богатый и великолеп
ный материал, достаточн
о только протянуть руку, чтобы его „собрать“. Этот материал мы можем использов
ать в произведе
ниях короткого дыхания, сочиняя аккомпане
менты к этим мелодиям, полным вдохновля
ющей красоты…»
Свой новый стиль Барток строил на малознако
мых или совершенн
о незнакомы
х песнях. «В этой музыке живет венгерска
я сущность… Она — музыка человека, переживше
го и выстрадав
шего всю полноту жизни и горестей своей нации. И в древних песнях он узнал давно забытый родной язык, потому что нашел в них былую мощь и гордое человечес
кое достоинст
во — силу и величие старой Венгрии», — писал о Бартоке Кодай.
Увлечение фольклоро
м сказалось уже в самом начале музыкальн
ого творчеств
а композито
ра, прежде всего во Второй сюите для оркестра (1905–1907) и «Двадцати венгерски
х народных песнях» (1906).
Творчески
е поиски собственн
ого музыкальн
ого стиля особенно ярко проявилис
ь в фортепиан
ных пьесах. Для Бартока, пианиста-виртуоза, фортепиан
о было родной стихией и своеобраз
ной лаборатор
ией творческо
го стиля. Им написано множество фортепиан
ных сочинений
. Среди них багатели, эскизы, тетради пьес «Для детей», относящие
ся к 1908 году, «Две картины» (1910), Allegro barbaro (1911) и другие. Барток явно тяготел к чисто инструмен
тальн ым жанрам музыки, в то же время он мечтал о «создании нового националь
ного оперного стиля». Первое из сценическ
их произведе
ний: опера «Замок герцога Синяя Борода» завершена в 1911 году. Позднее он создал еще два балета — «Деревянный принц» (1917) и «Чудесный мандарин» (1919). Все они исполнены аллегорич
еской условност
и сюжетов, символиче
ской множестве
нност и толковани
й.
«Замок герцога Синяя Борода» — важный этап истории венгерско
й оперы. В ней Барток соединил новые музыкальн
ые течения импрессио
низма и экспресси
онизм а, оперные принципы Вагнера (симфониза
ция оперной формы) с националь
ными традициям
и, тем самым преломив различные стилистич
еские направлен
ия, создал своеобраз
ное оперное произведе
ние.
Легенда о жестоком герцоге Синяя Борода издавна привлекал
а внимание многих художнико
в. Барток выбрал символиче
скую драму Метерлинк
а. По ее мотивам Бел Балаж создал для Бартока оперное либретто, в котором стремился показать националь
ный колорит путем использов
ания поэтическ
их средств старинной крестьянс
кой песни. Балаж усилил пессимист
ическ ие настроени
я, лишил героиню волевых черт. Оперу предваряе
т чтец-поэт, который обращаетс
я к публике с призывом вникнуть в смысл предстоящ
его представл
ения. Сценическ
ое действие оперы построено на диалогах герцога и его юной супруги Юдифи, которая страстно упрашивае
т открыть ей тайны семи дверей замка. Каждая из семи живописны
х картин иллюстрир
ует преступле
ния герцога. Семь симфониче
ских картин изображаю
т мрачные видения — муки и горести человечес
тва, озеро людских слез. Повествов
ание о них и составляе
т основу оперы.
Семь музыкальн
ых эпизодов, призванны
х раскрыть тайны замка, поражают живописно
стью оркестров
ой палитры и картиннос
тью музыкальн
ых образов. Вокальные партии главных действующ
их лиц — герцога и его юной супруги декламаци
онны. Причем Барток в основе вокальной декламаци
и использов
ал старинные эпические песни-баллады, слышанные им однажды в венгерско
й деревне.
Премьера оперы «Замок герцога Синяя Борода» вызвала большой интерес музыкальн
ой обществен
ности . По поводу премьеры Зольтан Кодай писал: «…Его недавние противник
и должны волей-неволей признать богатство его фантазии, оригиналь
ность его оркестров
ого языка, гармонии красок и тем, цельность его мышления. Им не удастся отнести Бартока к категории музыкальн
ых модернист
ов, ибо в нем не находят ни смешения старинног
о и современн
ого стилей, ни анархичес
кого хаоса, характерн
ого для недостато
чно одаренных или псевдоком
позит оров. Музыкальн
ый облик Бартока отмечен глубокой общительн
остью, прямодуши
ем и самой высокой культурой
. Его музыка предстает перед нами как единое концентри
рован ное целое и почти не носит следов заимствов
аний и подражани
я…»
Опера исполняла
сь в разных странах мира, в том числе на сцене Большого театра в Москве.
Барток очень любил сочинять в разных жанрах инструмен
тальн ой музыки: фортепиан
ные пьесы, сонаты, рапсодии для скрипки, струнные квартеты, концерты для фортепиан
о, оркестров
ые сочинения
. Лучшие из его инструмен
тальн ых творений привлекаю
т красочнос
тью, стихийнос
тью ритмов, остротой драматиче
ских контрасто
в, своеобраз
ием народно-песенных образов. В ряду его оркестров
ых произведе
ний, написанны
х в основном в 1920-1930-е годы, особенно выделяютс
я — «Танцевальная сюита» (1923), «Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936), «Дивертисмент» (1939), «Концерт для оркестра» (1943), а также два концерта для скрипки (1908 и 1938) и три — для фортепиан
о (1926, 1931, 1945).
В 1926 году композито
р начинает двенадцат
илетн юю работу над 153 фортепиан
ными пьесами, объединен
ными композито
ром под названием «Микрокосмос». Что означает это странное на первый взгляд название? Прежде всего, стремлени
е композито
ра выразить в кратких «микроформах» пьес мир образов современн
ой музыки. «Микрокосмос» задуман как пособие начинающе
му музыканту с целью ввести его в словарь современн
ых звучаний.
С этим циклом Барток обращаетс
я к детям. Он стремится говорить с ними простым и доступным языком новой музыки, привлекае
т для этого образную конкретно
сть. Подобно Григу и Лядову, Барток любовно раскрывае
т в своих фортепиан
ных миниатюра
х мелодичес
кую и ладовую прелесть народных напевов.
Новый образный строй художеств
енных замыслов композито
ра повлек и новые средства музыкальн
ой выразител
ьност и. Композито
р явно тяготел к ударно-шумовым инструмен
там, изобрел множество неслыханн
ых ранее приемов игры на ударных.
Как ударный трактовал Барюк и свой излюбленн
ый инструмен
т — фортепиан
о. Уже в его первом фортепиан
ном концерте слышится пульс ударности
. Здесь он ассоцииру
ется с первобытн
ой «прамузыкой» древних народов. А в цикле фортепиан
ных миниатюр «На вольном воздухе» шумовые приемы использов
аны композито
ром как изобразит
ельны й фон, в который как бы инкрустир
уются близкие народным мелодии. Этот цикл отличаетс
я пейзажным
и зарисовка
ми, но они лишены ожидаемог
о романтиче
ского очаровани
я, скорее графичны и подобны пейзажам художнико
в-кубистов.
Наиболее оригиналь
ной частью цикла считается «Музыка ночи», в котором композито
р воссоздае
т музыкальн
ый образ — настроени
е летней ночи с лесными шорохами, пастушьим
и наигрышам
и… Это словно «симфония природы», услышанна
я композито
ром во время его излюбленн
ой прогулки на пленэр.
Хотя Барток и предпочит
ал фортепиан
о другим инструмен
там, тем не менее, это не помешало ему создать прекрасны
е скрипичны
е произведе
ния, которые и по сей день звучат на эстрадах мира в исполнени
и выдающихс
я скрипачей нашего времени. Непревзой
денны м исполните
лем его Сонаты для скрипки-соло считался всемирно известный скрипач Иегуди Менухин, недавно умерший. В своих сочинения
х Барток необычно трактует скрипку: почти как ударный инструмен
т! В специфиче
ском строе музыкальн
ой образност
и Бартока можно уловить танцеваль
ность и страстные наигрыши — импровиза
ции венгеро-цыганских скрипачей
. Так, в финалах скрипичны
х сонат слушателя привлекае
т стихия темпераме
нтног о националь
ного танца чардаша. В финале Первой скрипично
й сонаты огненно-танцевальный образ чередуетс
я с песенным, в духе мадьярско
го пастушьег
о наигрыша.
В годы мировых войн активизир
овала сь обществен
ная деятельно
сть композито
ра. Он занимал антивоенн
ую позицию и открыто выступал в защиту националь
ных интересов страны. Огромный междунаро
дный авторитет Бартока как композито
ра, пианиста, ученого позволял ему обращатьс
я к «Международному обществу современн
ой музыки» с гневными протестам
и против бесправия, в частности, по поводу фашистско
го покушения на великого дирижера Тосканини
. Барток ратовал за создание всемирной организац
ии в защиту свободы искусства, а также, совместно с Кодаем, за запрещени
е исполнени
я своих произведе
ний в странах с фашистски
м режимом. Он вышел из немецкого общества по охране авторских прав. За свою активную обществен
ную деятельно
сть, направлен
ную на укреплени
е дружбы между народами, Барток был удостоен Междунаро
дной премии мира (посмертно).
Последние годы жизни Барток, начиная с 1940 года, провел в Америке — Колумбийс
кий университ
ет пригласил его приехать в Соединенн
ые Штаты для расшифров
ки, научной системати
зации и публикаци
и уникально
й коллекции фонограмм югославск
их народных песен, хранящихс
я в университ
ете. В Америке он сблизился со знамениты
м скрипачом Менухиным и по его заказу написал в 1944 году замечател
ьную сонату для скрипки-соло, отражающу
ю стихию народного искусства
. Умер Барток в Нью-Йорке 26 сентября 1945 года.
В истории венгерско
й музыкальн
ой культуры творчеств
о Бартока явилось важным ориентиро
м для становлен
ия новой композито
рской школы. Его музыка обрела мировую известнос
ть. Французск
ий композито
р Жорж Орик писал в 1970 году: «Его манера, его принципы письма до сих пор использую
тся нашими авторами».