* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Бела Барток (1881–1945)  (Прочитано 23 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Бела Барток (1881–1945)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:38:24 pm »
Бела Барток

(1881–1945)


{alt}
Просто невероятн о, что такая жизненная сила заключала сь в столь внешне хрупком существе, каким казался Бела Барток. Хотя врачи запрещали ему заниматьс я музыкой, потому что игра на фортепиан о совершенн о истощала его, все же он не отступилс я от профессии музыканта . Он концертир овал по всей Европе и Америке, но слава виртуоза-пианиста его не прельщала . В одном из писем к своей матери двадцатид вухле тний Барток писал: «Каждый человек, когда он взрослеет, должен определит ь, за какую идеальную цель он хочет бороться, чтобы сообразно с этим формирова ть всю свою трудовую деятельно сть, каждый поступок. Что касается меня, я всю свою жизнь, во всех областях, всегда всеми средствам и буду служить одной цели — благополу чию венгерско й нации и венгерско й отчизны».

Барток родился 25 марта 1881 года в румынском местечке Надьсентм иклош . Бела вырос в музыкальн ой семье. В свободное время его родители много музициров али. В четырехле тнем возрасте мальчик сам наигрывал на рояле услышанны е мелодии, а с пяти лет мать стала уже обучать его игре на фортепиан о. Затем мальчик брал уроки фортепиан о и гармонии у Л. Эркеля. Девятилет ний Барток много сочинял (танцы и другие фортепиан ные пьесы), — его первые авторские концерты имели большой успех.

Профессио нальн ое музыкальн ое образован ие Барток получил в Академии имени Листа в Будапеште, где обучался с 1899 по 1903 год. Учителями Белы были И. Томан (фортепиан о) и Я. Кеслер (композици я). Здесь его считали одаренным пианистом, спустя четыре года после ее окончания он был назначен преподава телем кафедры фортепиан о.

Как подлинный патриот Барток уже в 1903 году создал симфониче скую поэму «Кошут» в память об этом революцио нере, которая вместе с «Рапсодией для фортепиан о с оркестром» обеспечил а ему любовь венгерско й публики.

Барток обладал ценным даром к постоянно му самообраз овани ю. Другой венгерски й композито р Кодай вспоминал о своем друге: «Учиться до самой смерти было его страстью. Хотя у него не было особой способнос ти к языкам, он так освоил испанский, французск ий, английски й, словацкий, румынский языки, что мог самостоят ельно переводит ь собранные им тексты… В записях словацких, венгерски х, румынских, турецких мелодий он добился никем другим не достигнут ой точности малейших деталей…» Зародивше еся в душе композито ра желание создать в музыке нечто специфиче ски венгерско е привело его к изучению народно-песенного искусства . И с 1905 года он приступил к исследова нию не известной до тех пор венгерско й народной музыки. «К моему великому счастью, — писал Барток, — я нашел в лице Зольтана Кодая выдающего ся музыканта и соратника, не раз благодаря своей проницате льнос ти и силе суждении помогавше го мне советом и делом. …Ознакомление с крестьянс кой музыкой имело для меня исключите льно важное значение, ибо оно помогло мне освободит ься из-под единовлас тия мажорно-минорной системы. …Оказалось, что старинные, уже не употребля вшиес я в нашей профессио нальн ой музыке звукоряды не утратили своей жизненнос ти и сделали возможным новые гармониче ские эффекты…»

«Творить, опираясь на народные песни, — это самая трудная задача, — считал композито р, — во всяком случае, не легче создания оригиналь ной тематики. При переработ ке народной песни или даже при простой гармониза ции требуется такое же „вдохновение“, как и при написании произведе ния на собственн ую тему». И далее: «…венгерские крестьяне и крестьяне других националь носте й, живших на территори и Венгрии до войны (румыны и словаки, например), сохраняют в своих народных песнях бесценные музыкальн ые сокровища . В нашем распоряже нии богатый и великолеп ный материал, достаточн о только протянуть руку, чтобы его „собрать“. Этот материал мы можем использов ать в произведе ниях короткого дыхания, сочиняя аккомпане менты к этим мелодиям, полным вдохновля ющей красоты…»

Свой новый стиль Барток строил на малознако мых или совершенн о незнакомы х песнях. «В этой музыке живет венгерска я сущность… Она — музыка человека, переживше го и выстрадав шего всю полноту жизни и горестей своей нации. И в древних песнях он узнал давно забытый родной язык, потому что нашел в них былую мощь и гордое человечес кое достоинст во — силу и величие старой Венгрии», — писал о Бартоке Кодай.

Увлечение фольклоро м сказалось уже в самом начале музыкальн ого творчеств а композито ра, прежде всего во Второй сюите для оркестра (1905–1907) и «Двадцати венгерски х народных песнях» (1906).

Творчески е поиски собственн ого музыкальн ого стиля особенно ярко проявилис ь в фортепиан ных пьесах. Для Бартока, пианиста-виртуоза, фортепиан о было родной стихией и своеобраз ной лаборатор ией творческо го стиля. Им написано множество фортепиан ных сочинений . Среди них багатели, эскизы, тетради пьес «Для детей», относящие ся к 1908 году, «Две картины» (1910), Allegro barbaro (1911) и другие. Барток явно тяготел к чисто инструмен тальн ым жанрам музыки, в то же время он мечтал о «создании нового националь ного оперного стиля». Первое из сценическ их произведе ний: опера «Замок герцога Синяя Борода» завершена в 1911 году. Позднее он создал еще два балета — «Деревянный принц» (1917) и «Чудесный мандарин» (1919). Все они исполнены аллегорич еской условност и сюжетов, символиче ской множестве нност и толковани й.

«Замок герцога Синяя Борода» — важный этап истории венгерско й оперы. В ней Барток соединил новые музыкальн ые течения импрессио низма и экспресси онизм а, оперные принципы Вагнера (симфониза ция оперной формы) с националь ными традициям и, тем самым преломив различные стилистич еские направлен ия, создал своеобраз ное оперное произведе ние.

Легенда о жестоком герцоге Синяя Борода издавна привлекал а внимание многих художнико в. Барток выбрал символиче скую драму Метерлинк а. По ее мотивам Бел Балаж создал для Бартока оперное либретто, в котором стремился показать националь ный колорит путем использов ания поэтическ их средств старинной крестьянс кой песни. Балаж усилил пессимист ическ ие настроени я, лишил героиню волевых черт. Оперу предваряе т чтец-поэт, который обращаетс я к публике с призывом вникнуть в смысл предстоящ его представл ения. Сценическ ое действие оперы построено на диалогах герцога и его юной супруги Юдифи, которая страстно упрашивае т открыть ей тайны семи дверей замка. Каждая из семи живописны х картин иллюстрир ует преступле ния герцога. Семь симфониче ских картин изображаю т мрачные видения — муки и горести человечес тва, озеро людских слез. Повествов ание о них и составляе т основу оперы.

Семь музыкальн ых эпизодов, призванны х раскрыть тайны замка, поражают живописно стью оркестров ой палитры и картиннос тью музыкальн ых образов. Вокальные партии главных действующ их лиц — герцога и его юной супруги декламаци онны. Причем Барток в основе вокальной декламаци и использов ал старинные эпические песни-баллады, слышанные им однажды в венгерско й деревне.

Премьера оперы «Замок герцога Синяя Борода» вызвала большой интерес музыкальн ой обществен ности . По поводу премьеры Зольтан Кодай писал: «…Его недавние противник и должны волей-неволей признать богатство его фантазии, оригиналь ность его оркестров ого языка, гармонии красок и тем, цельность его мышления. Им не удастся отнести Бартока к категории музыкальн ых модернист ов, ибо в нем не находят ни смешения старинног о и современн ого стилей, ни анархичес кого хаоса, характерн ого для недостато чно одаренных или псевдоком позит оров. Музыкальн ый облик Бартока отмечен глубокой общительн остью, прямодуши ем и самой высокой культурой . Его музыка предстает перед нами как единое концентри рован ное целое и почти не носит следов заимствов аний и подражани я…»

Опера исполняла сь в разных странах мира, в том числе на сцене Большого театра в Москве.

Барток очень любил сочинять в разных жанрах инструмен тальн ой музыки: фортепиан ные пьесы, сонаты, рапсодии для скрипки, струнные квартеты, концерты для фортепиан о, оркестров ые сочинения . Лучшие из его инструмен тальн ых творений привлекаю т красочнос тью, стихийнос тью ритмов, остротой драматиче ских контрасто в, своеобраз ием народно-песенных образов. В ряду его оркестров ых произведе ний, написанны х в основном в 1920-1930-е годы, особенно выделяютс я — «Танцевальная сюита» (1923), «Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936), «Дивертисмент» (1939), «Концерт для оркестра» (1943), а также два концерта для скрипки (1908 и 1938) и три — для фортепиан о (1926, 1931, 1945).

В 1926 году композито р начинает двенадцат илетн юю работу над 153 фортепиан ными пьесами, объединен ными композито ром под названием «Микрокосмос». Что означает это странное на первый взгляд название? Прежде всего, стремлени е композито ра выразить в кратких «микроформах» пьес мир образов современн ой музыки. «Микрокосмос» задуман как пособие начинающе му музыканту с целью ввести его в словарь современн ых звучаний.

С этим циклом Барток обращаетс я к детям. Он стремится говорить с ними простым и доступным языком новой музыки, привлекае т для этого образную конкретно сть. Подобно Григу и Лядову, Барток любовно раскрывае т в своих фортепиан ных миниатюра х мелодичес кую и ладовую прелесть народных напевов.

Новый образный строй художеств енных замыслов композито ра повлек и новые средства музыкальн ой выразител ьност и. Композито р явно тяготел к ударно-шумовым инструмен там, изобрел множество неслыханн ых ранее приемов игры на ударных.

Как ударный трактовал Барюк и свой излюбленн ый инструмен т — фортепиан о. Уже в его первом фортепиан ном концерте слышится пульс ударности . Здесь он ассоцииру ется с первобытн ой «прамузыкой» древних народов. А в цикле фортепиан ных миниатюр «На вольном воздухе» шумовые приемы использов аны композито ром как изобразит ельны й фон, в который как бы инкрустир уются близкие народным мелодии. Этот цикл отличаетс я пейзажным и зарисовка ми, но они лишены ожидаемог о романтиче ского очаровани я, скорее графичны и подобны пейзажам художнико в-кубистов.

Наиболее оригиналь ной частью цикла считается «Музыка ночи», в котором композито р воссоздае т музыкальн ый образ — настроени е летней ночи с лесными шорохами, пастушьим и наигрышам и… Это словно «симфония природы», услышанна я композито ром во время его излюбленн ой прогулки на пленэр.

Хотя Барток и предпочит ал фортепиан о другим инструмен там, тем не менее, это не помешало ему создать прекрасны е скрипичны е произведе ния, которые и по сей день звучат на эстрадах мира в исполнени и выдающихс я скрипачей нашего времени. Непревзой денны м исполните лем его Сонаты для скрипки-соло считался всемирно известный скрипач Иегуди Менухин, недавно умерший. В своих сочинения х Барток необычно трактует скрипку: почти как ударный инструмен т! В специфиче ском строе музыкальн ой образност и Бартока можно уловить танцеваль ность и страстные наигрыши — импровиза ции венгеро-цыганских скрипачей . Так, в финалах скрипичны х сонат слушателя привлекае т стихия темпераме нтног о националь ного танца чардаша. В финале Первой скрипично й сонаты огненно-танцевальный образ чередуетс я с песенным, в духе мадьярско го пастушьег о наигрыша.

В годы мировых войн активизир овала сь обществен ная деятельно сть композито ра. Он занимал антивоенн ую позицию и открыто выступал в защиту националь ных интересов страны. Огромный междунаро дный авторитет Бартока как композито ра, пианиста, ученого позволял ему обращатьс я к «Международному обществу современн ой музыки» с гневными протестам и против бесправия, в частности, по поводу фашистско го покушения на великого дирижера Тосканини . Барток ратовал за создание всемирной организац ии в защиту свободы искусства, а также, совместно с Кодаем, за запрещени е исполнени я своих произведе ний в странах с фашистски м режимом. Он вышел из немецкого общества по охране авторских прав. За свою активную обществен ную деятельно сть, направлен ную на укреплени е дружбы между народами, Барток был удостоен Междунаро дной премии мира (посмертно).

Последние годы жизни Барток, начиная с 1940 года, провел в Америке — Колумбийс кий университ ет пригласил его приехать в Соединенн ые Штаты для расшифров ки, научной системати зации и публикаци и уникально й коллекции фонограмм югославск их народных песен, хранящихс я в университ ете. В Америке он сблизился со знамениты м скрипачом Менухиным и по его заказу написал в 1944 году замечател ьную сонату для скрипки-соло, отражающу ю стихию народного искусства . Умер Барток в Нью-Йорке 26 сентября 1945 года.

В истории венгерско й музыкальн ой культуры творчеств о Бартока явилось важным ориентиро м для становлен ия новой композито рской школы. Его музыка обрела мировую известнос ть. Французск ий композито р Жорж Орик писал в 1970 году: «Его манера, его принципы письма до сих пор использую тся нашими авторами».
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:25:13 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39