* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Николай Карлович Метнер (1880–1951)  (Прочитано 30 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Николай Карлович Метнер (1880–1951)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:51:45 pm »
Николай Карлович Метнер

(1880–1951)


{alt}
Метнер — необычное явление на горизонте русской музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим «Едва ли можно назвать другого композито ра, занимающе го в семье русских музыканто в более обособлен ное место», — писал музыкальн ый критик В. Г. Каратыгин . Художник самобытно й индивидуа льнос ти, замечател ьный композито р, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальн ых направлен ий, характерн ых для первой половины XX века.

Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года. Он происходи л из семьи, богатой художеств енным и традициям и: мать — представи тельн ица знаменито го музыкальн ого рода Гедике, брат Эмилий был философом, литератор ом, музыкальн ым критиком (псевдоним — Волтьфинг), другой брат, Александр, — скрипачом и дирижером . Окончив в 1400 году Московску ю консерват орию по специальн ости фортепиан о у В. Сафонова с Малой золотой медалью. Метнер вскоре обратил на себя внимание как талантлив ый, техническ и сильный пианист и интересны й, вдумчивый музыкант

Системати ческо го композито рског о образован ия он не получил, несмотря на рано обнаружив шиеся способнос ти к сочинению музыки. В консерват орски е годы Метнер всего в течение одного полугодия посещал занятия по контрапун кту и фуге у Танеева, хотя потом, как свидетель ствуе т его жена А М Метнер, «очень любил показыват ь свои сочинения Сергею Ивановичу и бывал счастлив, когда получал его одобрение». Главным источнико м приобрете ния композито рског о мастерств а служило для него самостоят ельно е изучение образцов классичес кой музыкальн ой литератур ы.

К моменту окончания консерват ории Метнер был автором довольно большого числа фортепиан ных пьес, которые, однако, он не предавал гласности, считая их, по-видимому, недостато чно зрелыми и совершенн ыми для этого.

Голос Метнера — пианиста и композито ра — был сразу услышан наиболее чуткими музыканта ми. Наряду с концертам и Рахманино ва и Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальн ой жизни как в России, так и за рубежом. Писательн ица М. Шагинян вспоминал а, что эти вечера были для слушателе й празднико м.

Впервые он выступил публично как композито р в 1903 году, сыграв в своем концерте 26 марта этого года наряду с произведе ниями Баха, Бетховена, Шопена несколько собственн ых пьес из цикла «Картины настроени й». В том же году весь цикл был издан фирмой П. И. Юргенсона . Он был благожела тельн о встречен критикой, которая отмечала раннюю зрелость композито ра и выраженно е своеобраз ие его творческо й индивидуа льнос ти.

Среди последова вших за первым опусом произведе ний Метнера наиболее значитель ным является соната фа минор, над которой композито р работал в 1903–1904 годах, руководст вуясь советами Танеева. Общий тон ее взволнова нно-патетический, фактура по сравнению с предшеств ующим и ей метнеровс кими сочинения ми более строгая, «мускулистая», основные темы, отличающи еся сжатостью, упругость ю ритма, как бы заряжены кинетичес кой энергией, которая дает толчок дальнейше му развитию.

Начиная с этого первого, еще не вполне зрелого и самостоят ельно го опыта овладения новой для него формой, жанр сонаты занимает важнейшее место в творчеств е Метнера. Им были написаны четырнадц ать фортепиан ных сонат, три сонаты для скрипки и фортепиан о, если же к этому прибавить произведе ния иного рода, основанны е на принципах сонатной формы (концерты, квинтет, даже некоторые из пьес малой формы), то можно с увереннос тью утверждат ь, что ни один из современн иков Метнера не только в России, но и во всем мире не разрабаты вал эту форму с таким упорством и настойчив остью, как он. Но, усвоив достижени я классичес кой и романтиче ской эпохи в развитии сонатной формы, Метнер трактует ее во многом самостоят ельно, по-новому. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычай ное разнообра зие его сонат, различающ ихся между собой не только по выразител ьному характеру музыки, но и по строению цикла. Но в любом случае, независим о от объема и количеств а частей, композито р стремится к последова тельн ому проведени ю от начала до конца единой поэтическ ой идеи, на которую указывают в некоторых случаях особые заглавия — «Трагическая», «Грозовая» сонаты, «Соната-воспоминание» — или предпосла нный им стихотвор ный эпиграф. Эпически-повествовательное начало подчеркив ается и такими авторским и определен иями, как «Соната-баллада», «Соната-сказка». Это не дает права говорить о программн ости метнеровс ких сонат в собственн ом смысле слова: речь может идти, скорее, о единстве общего поэтическ ого замысла, получающе го сквозное развитие на протяжени и всего сонатного цикла.

Одна из лучших у Метнера и любимых слушателя ми и исполните лями сонат — соната соль минор, написанна я в 1909–1910 годах. Стройност ь, законченн ость формы соединяют ся в ней с выразител ьной драматиче ской порывисто стью музыки и мужествен ным волевым пафосом.

Будучи сам выдающимс я пианистом, он полнее и ярче всего проявил себя в области фортепиан ной музыки. Из шестидеся ти одного опубликов анног о им опуса почти две трети написаны для фортепиан о. Значитель ная, нередко главенств ующая роль принадлеж ит этому излюбленн ому им инструмен ту и в остальных сочинения х (романсы, скрипичны е сонаты, квинтет). До отъезда за границу, когда условия жизни заставили его расширить концертну ю деятельно сть, Метнер выступал редко, рассматри вая свои выступлен ия как своего рода отчеты перед публикой в новых творчески х достижени ях.

Метнер не любил выступать в больших помещения х перед многочисл енной публикой, предпочит ая концертны е залы камерного типа. Тяготение к камерност и, интимност и было вообще характерн о для артистиче ского облика Метнера. В ответном письме брату Эмилию он писал: «Если мое искусство „интимно“, как ты часто говоришь, то этому так и быть надо! Искусство зарождает ся всегда интимно, и если ему суждено возродить ся, то оно должно снова стать интимным… Напоминат ь об этом людям я и считаю своей обязаннос тью. И в этом я тверд и железен, как и полагаетс я быть сыну века…»

Одним из излюбленн ых видов фортепиан ного творчеств а Метнера был жанр сказки — небольшог о произведе ния лирико-эпического содержани я, повествую щего о различных впечатлен иях виденного, слышанног о, прочитанн ого или о событиях внутренне й душевной жизни. Отличаясь богатство м фантазии и разнообра зием характера, сказки Метнера неодинако вы и по своим масштабам . Наряду с простыми непритяза тельн ыми миниатюра ми мы находим среди них и более развернут ые сложные по форме сочинения . Первая из них появляетс я у Метнера в 1905 году.

Одновреме нно развивает ся и вокальное творчеств о Метнера. Летом 1903 года, когда он впервые начал серьезно интересов аться стихотвор ной литератур ой и вырабатыв ать в себе «некоторую технику в чтении стихов», немецкий поэт Гёте открыл перед ним путь к пониманию тайной силы поэтическ ого слова. «И вот теперь, — делился он своими впечатлен иями с братом Эмилием, — когда я открыл Гёте, я положител ьно сошел с ума от восторга». За 1904–1908 годы Метнером было создано три цикла песен на стихи Гёте. Композито р писал их на оригиналь ный немецкий текст, что позволило ему сохранить все особеннос ти поэтическ ой речи автора. Несмотря на некоторую их неровност ь, три гётевских цикла Метнера следует в целом отнести к высшим достижени ям композито ра в области камерной вокальной музыки. Они были по достоинст ву оценены современн иками, и в 1912 году удостоены Глинкинск ой премии.

Создав своего рода «музыкальное приношени е» высоко ценимому им немецкому поэту, Метнер обращаетс я в дальнейше м преимущес твенн о к русской поэзии. В 1911–1914 годах появляетс я ряд романсов на стихи недооцени вавши хся им ранее Тютчева и Фета, но основное внимание композито ра привлекае т поэзия Пушкина. Можно с таким же основание м говорить о «пушкинском периоде» метнеровс кого вокальног о творчеств а, с каким первое его десятилет ие заслужива ет наименова ния «гётевского». До этого обращение Метнера к Пушкину носило лишь случайный, эпизодиче ский характер. В 1913–1918 годах, как подобие более ранних гётевских, Метнер создает один за другим три пушкински х цикла.

Вошедшие в их состав романсы весьма неравноце нны, но есть среди них и несомненн ые удачи, а лучшие из пушкински х романсов Метнера заслужива ют быть отнесенны ми к шедеврам русской вокальной лирики начала века. Таковы, прежде всего, две вокальные поэмы «Муза» и «Арион», образы которых вырастают в метнеровс кой музыкальн ой интерпрет ации до эпических масштабов .

Достаточн о успешно протекала и педагогич еская деятельно сть Метнера. В 1909–1910 и 1915–1921 годах Метнер был профессор ом Московско й консерват ории по классу фортепиан о. Среди его учеников — многие известные впоследст вии музыканты: А. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовал ись В. Софроницк ий, Л. Оборин.

А композито ру было, что сказать своим ученикам. Ведь Метнер был высочайши м мастером владения средствам и полифонии . Целью его стремлени й было «слияние контрапун ктиче ского стиля с гармониче ским», высшим образцом которого находил он творчеств о Моцарта.

Внешняя, чувственн ая сторона звучания, звуковая краска как таковая мало интересов ала Метнера. Для него главным в музыке являлась логика выражения мысли или чувства в законченн ой, последова тельн о развертыв ающей ся гармониче ской конструкц ии, элементы которой прочно связаны между собой и подчинены единому целостном у замыслу. Чрезмерно е изобилие красок могло, с его точки зрения, только отвлечь внимание слушателя от развития основной мысли и тем самым ослабить силу и глубину впечатлен ия. Характерн о, что при всем своем мастерств е и всесторон ней техническ ой оснащенно сти Метнер был совершенн о лишен ощущения оркестров ой звучности . Поэтому при сочинении всех трех своих фортепиан ных концертов, где приходило сь прибегать к помощи оркестра, он вынужден был обращатьс я за советами и помощью к своим друзьям-музыкантам.

Фортепиан ные концерты композито ра монумента льны и приближаю тся к симфониям . Лучшим из них является Первый, образы которого навеяны грозными потрясени ями мировой войны. Сравнител ьно небольшой одночастн ый концерт отличаетс я наибольше й внутренне й цельность ю и единством замысла. Над ним Метнер напряженн о работал целых четыре года. Летом 1917 года он писал своему брату Эмилию: «Концерт, затеянный три года тому назад, все еще не закончен. Впрочем, музыка его закончена вполне, но инструмен товка рока только треть. Очень трудно мне дается инструмен товка . Я по существу своему импровиза тор».

В начале 1920-х годов Метнер состоял членом МУЗО Наркомпро са. В 1921 году он уехал за границу, гастролир овал во Франции, Германии, Англии, Польше, а также в США и Канаде. В 1927 году композито р приезжал в СССР, концертир овал с программо й из своих произведе ний в Москве, Ленинград е, Киеве, Харькове, Одессе.

В своем творчеств е и за границей Метнер вновь обращаетс я к русской поэзии. Два романса на стихи Тютчева и два пушкински х романса — «Элегия» («Люблю ваш сумрак неизвестн ый») и «Телега жизни» вошли в состав опуса, написанно го в 1924 году, а в конце 1920-х годов был создан еще один цикл — «Семь песен на стихотвор ения Пушкина». Пушкинска я поэзия представл ена и в последнем вокальном опусе Метнера, написанно м уже на склоне его жизни. Композито ра занимают в этой группе сочинений разнообра зные задачи преимущес твенн о характери стиче ского плана. Наиболее интересна я из них — высоко ценимая самим автором «Телега жизни», иносказат ельно характери зующа я различные периоды человечес кой жизни в форме удалой разухабис той дорожной песни. В последнем пушкинско м цикле Метнера привлекаю т к себе внимание «Шотландская песня», «Ворон к ворону летит» и два испанских романса — «Пред испанкой благородн ой» и «Я здесь, Инезилья» с их характерн ым сложным, затейливо узорчатым ритмом.

В 1928 году в Германии издана последняя серия сказок Метнера, состоящая из шести пьес этого жанра, с посвящени ем «Золушке и Иванушке-дурачку».

Все усиливающ ееся с годами чувство одиночест ва, чуждости всему, чем определял ись не только пути развития музыкальн ого искусства в XX веке, но и весь строй современн ого мира, заставлял о Метнера отгоражив аться от окружающе го, оберегая чистоту дорогих ему духовных ценностей и идеалов. Это накладыва ло на его творчеств о печать замкнутос ти, порой угрюмости и хмурой нелюдимос ти. Эти черты метнеровс кой музыки не раз отмечалис ь современн иками композито ра. Конечно, совсем отгородит ься от того, что происходи ло в окружающе й его действите льнос ти, он не мог, и отголоски современн ых событий находили сознатель ный или бессознат ельны й отзвук в его произведе ниях. Сочиненну ю в начале 1930-х годов, когда в Европе уже назревало предчувст вие грядущих потрясени й, «Грозовую сонату» Метнер называл «самым современн ым» из своих произведе ний, «ибо в ней отражаетс я грозовая атмосфера современн ых событий».

В 1935 году происходи т важнейшее событие в жизни Метнера — в Париже выходит книга композито ра «Муза и мода». Высказыва емые в ней мысли и суждения являются итогом длительны х, сосредото ченны х размышлен ий, волновавш их Метнера на протяжени и всей его сознатель ной жизни. Резко критическ и оценивает автор современн ое ему состояние музыки, уподобляя его «расстроенной лире».

В своих рассужден иях он исходит из признания неких вечных, незыблемы х основ, или, как он выражаетс я, «смыслов» музыки, отступлен ие от которых приводит к губительн ым для нее последств иям. «Выпадение смыслов» в современн ой музыке Метнер считает главной причиной переживае мого ею кризиса и разброда.

С 1936 года Метнер жил в Англии, где его творчеств о пользовал ось признание м. Находясь за рубежом, он продолжал считать себя русским музыканто м и заявлял: «эмигрантом по существу никогда не был и не стану». Глубоко потрясло его нападение гитлеровс кой Германии на СССР: «…Москва переживае тся мною, как будто я нахожусь там, а не здесь» (из письма к И.Э. и Э. Д. Пренам от 27 октября 1941 года). 5 июня 1944 года Метнер выступил в концерте в пользу Объединён ного комитета помощи Советском у Союзу в Лондоне, где его музыка прозвучал а рядом с сочинения ми Глинки, Чайковско го, Шостакови ча. В последние годы жизни Метнер вынужден был из-за болезни сердца отказатьс я от концертны х выступлен ий.

Он умер в Лондоне 13 ноября 1951 года.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:20:52 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39