* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Морис Равель (1875–1937)  (Прочитано 27 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Морис Равель (1875–1937)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:52:51 pm »
Морис Равель

(1875–1937)


Равель родился 7 марта 1875 году в городке Сибур, расположе нном на Атлантиче ском побережье, на границе
{alt}
Франции и Испании. Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Марии Делуар. Его отец, выходец из Швейцарии, работал в то время в Испании, мать была из старинной семьи басков. Таким образом, Равель по происхожд ению наполовин у баск, что проявляло сь в его внешнем облике, психологи ческо м складе, художеств енном темпераме нте

Отец Равеля — талантлив ый изобретат ель, охотно посвящал свой досуг музыке, и Морис, естествен но, рано с ней соприкосн улся. Примерно в возрасте 6–7 лет музыкальн ые занятия Мориса стали носить системати чески й характер. Сперва ими руководил композито р и пианист Анри Гис, который называл маленьког о Мориса «умницей». С 1887 года музыкальн ое образован ие мальчика продолжил Шарль Рене (ученик Делиба). Он не только учил Равеля технике исполнени я, но и дал ему первые уроки гармонии, контрапун кта и даже композици и, интерес к которой у того рано пробудилс я. Занимаясь у Рене, Равель сочинил вариации на тему Шумана и первую часть сонаты для фортепиан о Позднее Рене оценил их как «опыты по-настоящему интересны е».

К 1889 году Равель был достаточн о подготовл ен для поступлен ия в Парижскую консерват орию. В ней он учился по классу фортепиан о сначала у Ш. Антиома, а с 1891 года у Ш. Берио, гармонией занимался у Э Пессара. Равель делал успехи в фортепиан ной игре, даже получал отличия на внутренни х консерват орски х конкурсах . Однако постепенн о все более и более заявляло о себе истинное призвание Равеля — призвание композито ра.

Первые произведе ния Равеля, дошедшие до нас, относятся к 1893 году. Все пьесы содержат четко выраженны е черты его стиля. И, тем не менее, самокрити чный до щепетильн ости Равель позднее указывал, что в них он испытал воздейств ие музыки двух композито ров — Шабрие и Сати. Юный Равель восхищалс я необычнос тью этих творчески х натур. Его привлекал и их независим ость, смелость, нетрадици оннос ть.

В 1897 году Равель был принят в класс композици и Габриеля Форе, в том же году он начал заниматьс я контрапун ктом с Ан-дре Жедальжем . Равелю очень повезло, что он учился у этих музыканто в.

Форе дал толчок к раскрытию лирическо й стороны дарования Равеля, стимулиро вал его к работе над крупными жанрами. Он ввел своего ученика в художеств енные салоны де Сен-Марсо и де Полиньяк, где сам был желанным и почетным гостем, горячо рекомендо вал сочинения Равеля к исполнени ю в тех концертны х организац иях, где имел влияние.

Формируяс ь как личность и как музыкант, Равель страстно хотел найти среду сверстник ов, объединен ных общими интересам и, где велись бы горячие споры об искусстве, высказыва лись мнения без оглядки на авторитет ы. Ему нужна была дружеская поддержка, такая необходим ая на том трудном пути, который он прокладыв ал.

В начале 1900-х годов Равель входит в только что образован ный кружок, включавши й цвет молодой художеств енной интеллиге нции и называвши йся броско и задиристо, с оттенком эпатажа — «Апаши». Апаш — буквально бродяга, бандит, человек, не ладящий с законом. Очевидно, именно последнее значение этого слова имели в виду члены кружка, избравшие своим девизом: бороться против окаменелы х эстетичес ких канонов.

В кружок входили композито ры (Ф. Шмитт, А. Капле, М. Деляж, позднее — М де Фалья и И. Стравинск ий), пианисты, музыкальн ые критики. На собраниях кружка обсуждали сь музыкальн ые премьеры, новости художеств енной жизни, показывал ись новые работы его членов. С некоторым и «апашами» Равеля будут связывать узы дружбы на всю жизнь.

В 1900 году Равель завершил курс обучения в консерват ории. По окончании ее молодые композито ры, как правило, принимали участие в конкурсе на получение высшей награды — Большой римской премии. Весной 1901 года Равель серьезно готовился к конкурсу. В этом же году он предприня л первую попытку завоевать Римскую премию и едва не добился успеха. Равелю почти удалось усыпить бдительно сть жюри корректны м стилем своей кантаты «Мирра». Ему присудили вторую премию. Затем Равель пробовал свои силы на конкурсах 1902 и 1903 годов, но — безрезуль татно . В 1905 году, когда Равель по соображен иям возрастно го ценза (ему исполнило сь 30 лет) мог конкуриро вать в последний раз, его не допустили к конкурсу.

Дело в том, что параллель но с написание м конкурсны х кантат Равель сочинил «Игру воды» (1901) и Квартет (1903), где в полной мере проявил независим ость своих музыкальн ых замыслов. И в результат е этого композито р, уже хорошо известный музыкальн ому Парижу, не получил признания у жюри конкурсов . Такая явная несправед ливос ть вызвала бурную реакцию: в защиту Равеля подняли свой голос видные музыканты .

Струнный квартет — первое развернут ое четырехча стное сочинение Равеля Композито р посвятил свой квартет Габриэлю Форе, подчеркну в тем самым не только особое уважение к учителю, но также то, что пример учителя, активно работавше го в квартетно м жанре, стимулиро вал интерес Равеля к квартету. Мелодика квартета то мягко-мечтательная, то порывисто-взволнованная.

«Игра воды» — это новый для Равеля и для всей французск ой фортепиан ной музыки тип пьесы — скрыто-программной, красочной, виртуозно й. «Игра воды» явилась предшеств енниц ей ряда пьес, написанны х Равелем в последующ ие годы и вошедших в циклы «Зеркала» (1905) и «Ночной Гаспар» (1908).

«Зеркала» — сборник из пяти пьес Четыре пьесы — музыкальн ые зарисовки природы и лишь одна — жанровая сценка («Альборада»). Эти зарисовки обогатили палитру выразител ьных средств Равеля. Он разрабаты вает технику тончайшей фактуры («Ночные бабочки»), создает из звуковых пластов «чащу», где в оцепенени и дремлют птицы («Грустные птицы»), полнозвуч ными гармониям и и широкоохв атным и фигурация ми рисует картину моря и лодки, колышущей ся на его поверхнос ти («Лодка в океане»), имитирует звуки гитары и кастаньет, сопровожд ающих танец, и воспроизв одит вокальный монолог («Альборада»), разрежает и сгущает волны колокольн ых звучносте й («Долина колокольн ых звонов»). Равель называет сборник циклом, но как цикл «Зеркала» звучат крайне редко. Зато в репертуар пианистов прочно вошла «Альборада».

1906–1908 годы — период освоения все новых и новых жанров, расширени я художеств енных горизонто в. В эти годы как из волшебног о рога изобилия возникают: вокальные «Естественные истории», оркестров ая «Испанская рапсодия» и опера «Испанский час», фортепиан ные «Ночной Гаспар» и «Матушка-Гусыня». Кроме того, в эти же годы Равель начинает работать над эскизами балета «Дафнис и Хлоя», вынашивае т замыслы Трио и «Вальса», завершенн ых позднее.

Поражает не просто изобилие творчески х тем в эти годы, но сам выбор их, изменения в эстетичес ких принципах Равеля. Так, в «Естественных историях» по Ж. Ренару Равель переклады вает на музыку истории об обычных, а вовсе не экзотичес ких, птицах и других живых существах . Он ищет «форму музыкальн ой декламаци и, тесно связанной с интонация ми французск ой речи».

С 1905 года в течение трех лет Равель не писал для фортепиан о. Очевидно, много творчески х сил отнимала работа в симфониче ском и оперном жанрах. Только в 1908 году Равель возвращае тся к любимому им инструмен ту и создает три фортепиан ные поэмы «Ночной Гаспар» — блистател ьнейш ий шедевр, одну из вершин виртуозно го пианизма в музыке двадцатог о века.

Вершиной предвоенн ого творчеств а Равеля стал балет «Дафнис и Хлоя» (1912). Композито р создавал его по заказу С. Дягилева, либретто и хореограф ия принадлеж али М. Фокину, декорации и эскизы костюмов писал Л. Бакст. И многие черты балета окончател ьно определял ись в тесном сотруднич естве с русскими деятелями искусства .

Для Равеля — большого поклонник а русской музыки — концерты, спектакли, выступлен ия русских исполните лей, которые он старался не пропустит ь, были подлинным празднико м. В интервью, данном корреспон денту «Утра России» в 1910 году, Равель говорил: «У нас в Париже последнее время очень интересую тся русской музыкой. Ее часто исполняют в концертах, и всегда с успехом. Русский балет… произвел на меня такое сильное впечатлен ие, что я теперь мечтаю увидеть своего „Дафниса“ в России в исполнени и ваших артистов». Новаторск им было музыкальн ое решение балета. Равель определил его как «хореографическую симфонию», в которой особое значение получает сквозное симфониче ское развитие. Он писал: «Это произведе ние построено симфониче ски по строгому тональном у плану на нескольки х темах, развитием которых достигает ся единство целого». Такое решение соответст вовал о передовым тенденция м музыкальн ого театра XX века, проявлявш ихся в балетах Стравинск ого, Бартока, Фальи.

После «Испанской рапсодии», «Ночного Гаспара», «Дафниса и Хлои» Равель получил признание как один из оригиналь нейши х и выдающихс я представи телей современн ой ему французск ой музыки. Каждое его новое сочинение не оставляло равнодушн ыми прессу, музыканто в. Самые влиятельн ые критики посвящали ему развернут ые статьи; в 1914 году вышла первая монографи я о нем, принадлеж ащая перу композито ра и музыкальн ого ученого Ролана Мануэля, которая заканчива лась следующим и словами: «…вслушайтесь в этот голос одного из самых привлекат ельны х гениев, которые расцветал и на земле Франции».

Разразивш аяся война стала для Равеля глубочайш им потрясени ем. В первые дни войны Равель, по его признанию, работал, как никогда, «с бешеным, героическ им исступлен ием». Планы Равеля заключали сь в том, чтобы, несмотря на официальн ое освобожде ние от военной службы, попасть в действующ ую армию. Забракова нный военной комиссией, он пытался добиться зачислени я в летчики, что, несомненн о, говорит о его бесстраши и, ибо на заре авиации каждый полет был связан с большим риском. Но врачи не допустили его по состоянию здоровья. Тогда он вступил доброволь цем в армию в качестве водителя санитарно го транспорт а и с октября 1915 года до весны 1917 года стойко переносил военные тяготы и лишения, будучи на самых опасных участках фронта. Лишь вследстви е тяжелой болезни (общее и нервное истощение, обморожен ие ног) Равеля отправили в тыл. И во время войны Равель не перестава л сочинять, хотя мешали многие причины: сначала хлопоты по зачислени ю в армию, а потом, конечно, сама служба почти не оставляли возможнос ти писать музыку. Тем не менее, он обдумывал и делал наброски оперы, симфониче ской поэмы, фортепиан ных и других произведе ний! В 1916 году он писал: «Я переполне н вдохновен ием и могу взорватьс я от него, если в ближайшее время заключени е мира не поднимет крышку котла».

Кроме Трио в военные годы были завершены «Три песни» (1916), фортепиан ная сюита «Памяти Куперена» (1917), несколько позднее — в 1920 году — закончен «Вальс», сочинявши йся также в эти годы. Война повлияла на все эти сочинения, все они претерпел и значитель ные изменения первонача льног о замысла. В 1918–1919 годах Равель переживал очень трудную полосу жизни. Военная пора потребова ла от него таких нервных и физически х затрат, что в первый послевоен ный год Равель испытывал затяжную психологи ческу ю и творческу ю депрессию . Некоторые биографы считают, что именно во время войны Равель впервые ощутил страшные симптомы той болезни — воспалени я мозга, которая через 20 лет свела его в могилу. По совету докторов он уехал в Швейцарию, затем жил некоторое время у друзей, в полном покое и окруженны й их заботой. Проходит около года, пока к нему возвращае тся способнос ть работать. И в этом, может быть, не последнюю роль сыграл Дягилев, настойчив о и энергично побуждавш ий его довести до конца давний замысел, обещая поставить произведе ние сразу по написании . Речь идет о «Вальсе».

В письмах Равеля первое упоминани е о «Вальсе» встречает ся в 1906 году. Тогда он рассматри вал «Вальс» следующим образом: «Работа, к которой я сейчас приступаю, это не миниатюра, а большой вальс, как бы дань памяти великого Штрауса, только не Рихарда, а другого — Иоганна». В краткой автобиогр афии, относящей ся к 1928 году, композито р писал: «Я задумал это произведе ние как своего рода апофеоз венского вальса, впечатлен ие от кружения которого фантастич но и фатально. Я поместил этот вальс в обстановк у император ского дворца, приблизит ельно около 1855 года».

Форма «Вальса» динамична вполне в духе XX века. Не плавное кружение, не наслажден ие вальсиров анием привлекае т Равеля; его конечная цель — представи ть вальсовые обороты деформиро ванны ми, усеченным и, надломлен ными, вздыбленн ыми в общей атмосфере фатальног о кружения, показать вальсовос ть словно в искаженно м зеркале. На всем «Вальсе» лежит зловещий отпечаток призрачно сти. Кружение вальса в «Вальсе» Равеля оборачива ется крушением целой эпохи. И, быть может, здесь существуе т особый подтекст: не так ли и война стала крушением иллюзий довоенной, проходивш ей под знаком романтизм а эпохи?

В марте 1920 года Равелю исполнило сь 45 лет. В последние годы адрес Равеля часто менялся. Он жил в Кларане-Монтре и Межеве (Швейцария), в Сибуре и Сен-Жан-де-Люзе (Испания), в Вальвене и Лапра (Франция)… После смерти в 1917 году горячо любимой им матери (отца он потерял еще в 1908 году) он не мог жить на прежней парижской квартире — на улице Карно. Творить он мог лишь в никем не нарушаемо м покое. Равель иронизиро вал по этому поводу, что ему надо жить «отшельником». Скитания по домам друзей не могли быть вечными. Ему нужен свой дом. С помощью друзей Равель остановил свой выбор на небольшом доме в Монфор-Л'Амори, в пятидесят и километра х от Парижа. Равель торопился переехать в Бельведер и уже в мае 1921 года поселился там. Живя в Монфор-Л'Амори, композито р, однако, не был в изоляции.

Он часто приезжал в Париж, по-прежнему находился в курсе всех новостей музыкальн ой и культурно й жизни. А главное — он не перестал сочинять. В 1922 году, выполняя заказ прославле нного русского дирижера С. Кусевицко го, Равель оркеструе т «Картинки с выставки» Мусоргско го. Оркестров ка Равеля завоевала признание у исполните лей всего мира. В сознании широкой публики она прочно слилась с произведе нием Мусоргско го. Произошло то чудо, о котором так удачно сказал Стравинск ий. Отвечая на вопрос: «Что такое хорошая инструмен товка?», композито р пояснил: «Когда вы не замечаете, что это инструмен товка». Начало 1928 года Равель встретил в Новом Свете. Поездка была обставлен а с чисто американс ким размахом. Равель колесил по западному полушарию от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Он дирижируе т лучшими оркестрам и Америки и остается доволен их исполнени ем «Испанской рапсодии», «Вальса». Равель выступает и как пианист, играя «Сонатину», пьесы из «Зеркал».

22 ноября 1928 года на сцене парижской «Гранд-Опера» состоялас ь премьера «Болеро». Непосредс твенн ым поводом к его созданию был заказ знаменито й танцовщиц ы Иды Рубинштей н. Рубинштей н предложил а Равелю оркестров ать пьесы из «Иберии» Альбениса . Композито ра заинтерес овала эта идея, однако постепенн о она трансформ ирова лась в замысел пьесы.

«Болеро», подобно ряду сочинений Равеля для музыкальн ого театра, получило вполне самостоят ельну ю жизнь. Его победное шествие по концертны м эстрадам мира началось сразу же после театральн ой премьеры. Популярно сть этого сочинения поистине не имеет границ. Оно вошло в репертуар подавляющ его большинст ва оркестров и дирижеров мира. Мелодия его стала «шлягером», подвергши сь многочисл енным обработка м в самом разном стиле. В 1935 году Равель, путешеств уя по Северной Африке, слышал, как ее насвистыв ал между делом простой мароккане ц, не имевший представл ения ни о «Болеро», ни об его авторе.

Конец 1920-х годов отмечен подъемом творчески х сил Равеля. Нечто подобное он, может быть, испытывал только в период сочинения «Испанской рапсодии». Он обдумывае т сценическ ое произведе ние «Жанна д'Арк», работает над двумя фортепиан ными концертам и.

Бельведер был уже вполне обустроен для того, чтобы в нем удобно было жить и работать. Равель, этот сдержанны й, казавшийс я суховатым человек, был радушным хозяином. В двадцатые годы круг его старых, испытанны х друзей расширилс я, его пополнили скрипачка и музыкальн ый критик Э. Журдан-Моранж, певицы М. Грей и М Жерар, скульптор Л. Лейритц. К середине 1920-х годов вокруг композито ра сложилась группа учеников и последова телей, которая получила название «монфорская школа» (самая известная фигура из нее — композито р М. Розенталь). К «равелианцам» тяготела и прежняя участница «Шестерки» Ж. Тайфер.

Последние годы жизни Равеля были омрачены тяжелой болезнью мозга, приведшей его к операции, которую Равель не перенес. Он скончался 28 декабря 1937 года.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:19:18 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39