* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Арнольд Шёнберг (1874–1951)  (Прочитано 69 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Арнольд Шёнберг (1874–1951)
« : Сентябрь 28, 2020, 06:53:47 pm »
Арнольд Шёнберг

(1874–1951)

{alt}
Представи телем наиболее радикальн ого течения в музыке своего времени был Арнольд Шенберг. Как создатель современн ых принципов композици и он стал основател ем так называемо й новой венской школы. Его отличало благородс тво мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, характерн ых и пленитель ных, суровое и даже холодное мастерств о, остроумие и тяга к лаконично сти, прямолине йност и и ясности рядом с наивно романтиче скими настроени ями.

Арнольд Шёнберг, сын купца, родился в Вене 13 сентября 1874 года. В возрасте восьми лет он потерял отца и рос в тяжелых материаль ных условиях. Одновреме нно с началом посещения реального училища двенадцат илетн ий Шенберг стал учиться играть на скрипке и пытался сочинять маленькие скрипичны е дуэты, а потом трио и квартеты для камерных музыкальн ых собраний в товарищес ком кругу. Покинув училище через некоторое время, Шёнберг один, без посторонн ей помощи и советов, принялся совершенс твова ть свое музыкальн ое дарование . Он твердо решил стать композито ром. Большим подспорье м для него явилось знакомств о с Александр ом Цемлински м. Сам композито р и дирижер, Цемлински й всегда был другом музыкальн ой передовой молодежи. В продолжен ие нескольки х месяцев он регулярно занимался с Шёнбергом . Занятия вскоре перешли в тесную дружбу. Учитель и ученик были не одиноки: Цемлински й ввел Шёнберга в круг юных музыканто в. Это была эпоха страстног о увлечения Вагнером и особенно его «Тристаном и Изольдой».

В сезон 1898–1899 годов в Вене одним из местных камерных ансамблей был исполнен юношеский квартет Шёнберга, явившийся как бы итогом его серьезных занятий. Квартет имел успех, но зато в том же 1898 году исполненн ые первые песни (Lieder) Шёнберга вызвали большое недоумени е и даже скандал. Сейчас это кажется странным, потому что песни звучат теперь как изысканно и утонченно сотканные лирически е настроени я, не заключая в себе ничего дерзкого. Осенью 1899 года Шёнберг сочинил прекрасны й по своей фактуре и музыкальн о выразител ьный струнный секстет «Ночь просветле ния», проявив себя здесь уже зрелым мастером формы. Это произведе ние пользуетс я заслуженн ой известнос тью в силу искреннос ти музыки, изысканно й сочности гармониче ской ткани и образно-поэтической манеры выражения, в чем еще сказывалс я романтик.

Вопрос о заработке стоял в то время на первом плане и часто служил помехой творчеств у. Шёнберг дирижиров ал хорами и мелкими оркестрам и, пытался, но неудачно, сочинять легкую музыку. Из нужды Шёнберг брал работу по оркестров ке чужой театральн ой музыки, причем его соавторст во не раскрывал ось, занимался переложен иями — словом, рад был всякой работе.

После женитьбы на сестре Цемлинско го, с декабря 1901 года Шёнберг жил в Берлине. По 1903 год он являлся дирижером и преподава телем консерват ории Штерна в Берлине. Там в течение 1902 года композито р сочинил симфониче скую поэму «Пеллеас и Мелисанда», которая волнует своей выразител ьност ью, пластично стью и образност ью, своим чудесным колоритом и сочетание м томной нежности с мужествен ной сдержанно стью.

Летом 1903 года Шёнберг вернулся в Вену. Мало-помалу его песни стали получать признание . Был исполнен секстет. Знакомств о с Густавом Малером также имело большое значение для Шёнберга. С зимы 1903 года начинает расти известнос ть Шёнберга как педагога. Вокруг него группируе тся чуждающая ся консерват орско й рутины молодежь: среди первых его учеников были Антон Веберн, Эрвин Штейн и Альбан Берг. Творческа я работа шла, однако, своей чередой. Летом 1904 года Шёнберг принялся за сочинение струнного Квартета и летом 1905 года окончил его.

Весной и летом 1906 года он сочинил свое переходно е произведе ние — Камерную симфонию, в которой едва ли не впервые в современн ой музыке был резко выдвинут принцип экономии инструмен тальн ых средств выражения, и оркестр был сведен к 14 солирующи м инструмен там. Струнный Квартет был в первый раз исполнен в Вене квартетом Розе 5 февраля 1907 года. В том же году Шёнберг принялся за сочинение Второго струнного квартета и окончил его летом 1908 года.

В 1909 году были написаны фортепиан ные пьесы и «Пять пьес для оркестра». «Пять пьес для оркестра» — инструмен тальн ая фантасмаг ория. Им присуще множество новых тембровых сочетаний, изумитель ные колористи чески е находки, неисчерпа емост ь изобретен ия, остроумне йшие комбинаци и ритмов и орнаменто в, сжатость мотивов и вместе с тем характерн ость их в смысле выявления индивидуа льных особеннос тей языка каждого инструмен та. Пять пьес — пять «чередований» быстрых и сдержанны х движений. Бег ломких и капризных линий первой пьесы сменяется ясно очерченны ми, нежно выразител ьными мотивами, их поглощает своеобраз но мерцающая звучность третьей пьесы, дикий романтиче ский порыв сметает ее заворажив ающее очаровани е.

Осенью 1909 года в течение трех недель Шёнберг сочинил монодраму «Ожидание». Параллель но в эти же годы создавали сь песни, и в числе их исключите льно интересны й цикл мелодий на слова Стефана Георге. Это был исключите льно плодотвор ный и напряженн ый период в творчеств е Шёнберга. Каждое его новое произведе ние, вызывая ожесточен ные споры, было новым смелым завоевани ем и вместе с тем новым претворен ием строго классичес ких принципов музыкальн ой композици и, ибо Шёнберг никогда не был безрассуд ным новатором из любви к новаторст ву. Он шел вперед, подчиняяс ь внутренне му влечению, но отдавая себе отчет в каждой техническ ой детали.

С 1911 по 1915 год Шёнберг снова жил в Берлине, совершая концертны е турне в качестве дирижера. Так, в 1912 году Шёнберг приехал в Петербург и в одном из концертов дирижиров ал своей симфониче ской поэмой «Пеллеас и Мелисанда». В передовых музыкальн ых кругах его горячо приветств овали, но скорее «вкушали», как пряность, детали его сочинений, чем охватывал и в целом его творчеств о как глубокое и сильное явление. Впрочем, конечно, трудно было тогда почувство вать, что Шёнберг — больше чем «странный модернист» и что в его музыке старое давало новые свежие ростки, до неузнавае мости изменяясь . Музыка его казалась парадокса льной, бесформен ной и не имеющей корней.

В 1911 году Шенберг закончил инструмен товку «Песен Гурре» и свою книгу о гармонии, посвятив ее памяти Густава Малера.

Поэтическ ий текст «Песен Гурре» принадлеж ит датскому поэту Иенсу Петеру Якобсену. В основу песен положено датское сказание о том, как король Вальдемар IV Аттердат тайно любил прекрасну ю девушку — маленькую Тове, и как королева Гедвига из ревности повелела ее убить. Гурре — замок возле одного из озер северной Исландии. В Гурре умер Аттердат, и, по народному преданию, он каждую ночь охотится в окрестнос тях этого замка.

Шёнберг начал сочинять «Песни Гурре» в марте 1900 года в Вене. О ходе работы Шёнберга над циклом лучше всего повествуе т его собственн ое письмо, помещенно е Альбаном Бергом в «Путеводителе», содержаще м тематичес кий анализ песен.

«В марте 1900 года, — пишет Шёнберг, — я сочинил 1 и 2 часть и многое из 3 части. После этого наступил длительны й перерыв, заполненн ый инструмен товко й опереток! В марте 1901 года все сочинение было закончено! В августе 1901 года я начал инструмен товат ь (опять с перерывам и, среди других работ, как это обычно происходи ло с моим сочинител ьство м). В Берлине в 1902 году — посреди года — инструмен товка была продолжен а. Затем опять последова л большой перерыв из-за оркестров ки опереток. В 1903 году работа возобнови лась, и инструмен товка была доведена до 118 страницы партитуры, после чего я отложил ее в сторону, и работа совсем приостано вилас ь! В июле 1910 года (в Вене) последова ло возобновл ение работы. Инструмен товка дошла вплоть до заключите льног о хора; окончание его последова ло в Целендорф е (около Берлина) в 1911 году… При окончател ьной отделке партитуры я переработ ал лишь немногие места… Эти исправлен ия стоили мне большего труда, чем в свое время все сочинение».

Последним и словами своего письма Шёнберг, по-видимому, хотел сказать, что благодаря непрерывн ой творческо й эволюции ему трудно было закончить десять лет ранее начатое сочинение в том виде, как оно было задумано, но что он все-таки предпочел добиться этого и добился за очень немногими исключени ями. Судьба сыграла с Шёнбергом злую шутку в том отношении, что, когда создавали сь «Песни Гурре», он был гоним и непризнан, голодал и должен был бросить работу. А когда в 1913 году в Вене состоялос ь первое исполнени е цикла оркестром под управлени ем Франца Шрекера и принесло композито ру первый большой успех, он сам уже далеко отошел от этого произведе ния и не мог уже получить от восприяти я тех впечатлен ий и живых стимулов, какие, несомненн о, получил бы, если бы мог закончить и услышать «Песни Гурре» значитель но раньше.

Тем не менее успех «Песен Гурре» был вполне заслуженн ым, и сочинение это продолжае т вызывать интерес к себе волнующей, глубоко искренней лирикой и напряженн остью эмоционал ьного тона. Волны музыки «Песен Гурре» охватываю т и ритмическ и влекут слушателя с первых страниц вступлени я. Цикл всегда вызывает к себе симпатию благодаря своей эмоционал ьной насыщенно сти и мелодичес кой щедрости, причем в характере музыки дает себя знать вагнеровс кий пафос. Каждая из отдельных песен, на которые распадает ся все произведе ние, является ярким эпизодом, но не случайным и не обрывочны м, а тесно спаянным с остальным и. Это достигает ся общностью тем-мелодий и их многообра зными превращен иями, в которых раскрывае тся с необычайн ой полнотой композито рское изображен ие Шёнберга.

Музыка к циклу стихотвор ений «Лунный Пьеро», написанна я весной и летом 1912 года, явилась показател ем совсем новой эры в творчеств е композито ра, как в отношении содержани я, так и фактуры. В чудесном лирическо м цикле «Лунный Пьеро» сочеталис ь в парадокса льном содружест ве расчетлив ый ум с романтиче скими стремлени ями и зовами, и рассудок проницате льно уступил свои права искупающе й и манящей мечте, отдав ей свое мастерств о и свой опыт.

В 1913 году Шёнберг завершил музыкальн ую драму «Счастливая рука». Увы, начинаетс я Первая мировая война. С 1915 по 1917 год Шёнберг служит в армии. Только в 1919 году он вновь возвращае тся к творческо й работе и пытается придать музыке более современн ое звучание: разрушает консонанс ные и диссонанс ные связи и придает функциям аккордов равное значение. Тем самым он приходит к понятию атонально сти вместо известной до того времени тонально-гармонической организац ии музыкальн ого материала, что само по себе явилось великим открытием . В новой технике создаются его Второй квартет для струнных инструмен тов и песенный цикл на 15 стихотвор ений из «Книги висячих садов».

Вторым открытием Шёнберга был так называемы й тематичес кий стиль — рациональ ный способ работы с мелодией, в которой все 12 тонов хроматиче ской гаммы имеют одинаково е значение (тона звучат в сериях — серийная техника — и обычно не повторяют ся раньше, чем звукоряд полностью мелодичес ки исчерпает себя). Эта система получила название додекафон ии. Шенберг использов ал их в уже упомянуты х произведе ниях в монодраме «Ожидание» и в произведе нии для голоса с инструмен тальн ым ансамблем «Лунный Пьеро».

Эти пьесы создали ему авторитет мастера, и он был приглашен в Берлин в качестве профессор а композици и в Прусскую Академию музыки. Но очень скоро его объявили представи телем «большевистского искусства» за еврейское происхожд ение, так что — несмотря на фанатичну ю волю и истощающу ю его работоспо собно сть — он вынужденн о покидает Германию и обосновыв ается в Лос-Анджелесе в США. С 1936 по 1944 год Арнольд Шенберг был профессор ом Калифорни йског о университ ета.

Его целью стало воплотить свои художеств енные принципы в крупной форме; так были созданы «Духовой квинтет», «Сюита для фортепиан о, малого кларнета, бас-кларнета, скрипки и виолончел и», «Вариации для оркестра», Третий и Четвертый струнные квартеты, скрипичны й и фортепиан ный концерты и опера «Моисей и Аарон», написанна я на сюжет из Ветхого завета. В опере противопо ставл ены человечно сть и варварств о, добро и зло. Это самое большое из додекафон ическ их сочинений автора.

В последние годы жизни Шёнберг несколько отошел от принципов, которые сам создал; возможно, на него повлияло стремлени е высказать ся по поводу важных событий в обществен ной жизни и стремлени е выразить гуманисти чески е идеалы наиболее убедитель но. В духе этой тенденции написаны произведе ния, ставшие вершиной его творчеств а, такие как Вторая камерная симфония, «Уцелевший из Варшавы» и памфлет против тирании «Ода Наполеону».

Умер Шенберг 13 июля 1951 года в Лос-Анджелесе.
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:16:35 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39