* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Дмитрий Самин Сто великих композиторов Введение  (Прочитано 30 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63


Дмитрий Самин
Сто великих композито ров
Введение

Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающ ий столь большое эмоционал ьное воздейств ие на человека Сила музыки, по словам русского композито ра А. Н. Серова, в том, что она «дополняет поэзию, досказыва ет то, что словами нельзя или почти нельзя выразить Это свойство музыки составляе т и главную прелесть, главную чарующую
{alt}
силу. Она — непосредс твенн [/size]ый язык души». Изобретен ие музыки нельзя приписать никому, также как нельзя приписать кому-либо изобретен ие речи. С древнейши х времен человеку была присуща потребнос ть выражать свои чувства в песне. Еще в Древней Греции музыка сопровожд ала праздники, звучала на театральн ых представл ениях, помогала трудиться . Многие греки умели петь и играть на струнных инструмен тах.
Каждый век рождал замечател ьных музыканто в — кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойней ших из достойных . Ведь восприяти е всякого искусства, даже сложившег ося в отдаленны е эпохи, неотделим о от современн ого образа мышления. Это, безусловн о, относится и к музыке.
Можно привести немало примеров, когда творчеств о того или композито ра оказывало сь не оцененным по достоинст ву при его жизни. Часто случалось и так, что, казалось, навсегда забытая музыка снова являлась к слушателю во всем блеске, заставляя размышлят ь и удивлятьс я, как же могло случиться, что она была предана забвению. На протяжени и двух столетий музыка Палестрин ы оценивала сь как архаизм. И вдруг вагнеровс кое поколение обнаружил о неведомые их предшеств енник ам художеств енные ценности. 11 мая 1829 года Мендельсо н сыграл баховские «Страсти по Матфею» и вдохнул в музыку великого немца вторую жизнь.
Как показали исследова ния, для 9999 слушателе й из 10 000 вся музыка — это как раз сто композито ров и пятьсот произведе ний. Составив рейтинг популярно сти композито ров классичес кой музыки, исследова тели получили интересну ю картину. Им удалось определит ь, что половина всего времени звучания принадлеж ит лишь четырнадц ати композито рам — Моцарту, Бетховену, Баху, Вагнеру, Брамсу, Шуберту, Генделю, Чайковско му, Верди, Гайдну, Шуману, Шопену, Листу, Мендельсо ну-Бартольди. А тридцать пять композито ров — все они вошли в данное издание — занимают три четверти музыки по времени звучания на радио и телевиден ии. Едва не попал в это число и Густав Малер. Его творчеств о — яркое подтвержд ение изменчиво сти музыкальн ого вкуса. Еще в 1958 году можно было прочесть такое «Произведения Малера некогда в полном смысле слова потрясли мир, но теперь, почти через 50 лет после его преждевре менно й смерти, его симфонии, за исключени ем Первой и Второй, можно услышать редко». Сейчас место Малера на музыкальн ом Олимпе не подлежит обсуждени ю. Известно, и популярно сть музыки Моцарта в свое время не могла идти ни в какое сравнение с известнос тью опер Сальери, что сегодня кажется невероятн ым. Однако вряд ли стоит два столетия спустя впадать в другую крайность и не отдать должное таланту последнег о.
Надо отметить и тот факт, что многие произведе ния авторов XV–XVIII веков не дошли до нас, и можно лишь полагатьс я на оценку их современн иков. Так, пропали произведе ния Монтеверд и, Вивальди, Шютца и многих других.
Нет, нельзя лишь опираться единствен но на критерий сегодняшн ей популярно сти музыки композито ра. Музыка развивает ся по своим законам, и нельзя не отдать должное их первооткр ывате лям, тем, кто оказали принципиа льное влияние на прогресс в этом виде искусства, являлись создателя ми новых направлен ий или обобщали определен ный период в его развитии. Пусть сегодня произведе ния того же Шютца звучат не так часто, как музыка Баха, но надо помнить, что без Шютца, его творчеств а, не состоялся бы и великий полифонис т. В свою очередь, и у Шютца есть предшеств енник и, без которых он не мог бы стать «отцом новой немецкой музыки».
Эта книга — мини-энциклопедия, рассказ о музыканта х, обогативш их сокровищн ицу мировой культуры шедеврами, приводящи ми в восторг своей нестареющ ей и неисчерпа емой красотой поколения людей со времени Ренессанс а до наших дней, об их радостях и горестях, творчески х муках, эпохе, в которую они творили. Однако вольно или невольно она стала и своеобраз ным учебником истории музыки. Можно проследит ь, например, пути развития оперы и симфонии. Или увидеть эволюцию русской музыки на протяжени и почти трех веков.
Музыка как многовеко вое могучее дерево с крепкими корнями. На нем постоянно появляютс я новые побеги, но лишь время определяе т, какие из них дадут мощную крону, а какие высохнут и отомрут. Нам остается только гадать, какая музыка будет популярна в новом тысячелет ии, кто из современн ых композито ров станет классиком новой эпохи.
 [/center]
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:37:08 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39