* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Боб Дилан (род. в 1941 году)  (Прочитано 130 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Боб Дилан (род. в 1941 году)
« : Август 27, 2020, 05:44:25 am »
Боб Дилан

(род. в 1941 году)

В анналах популярно й музыки XX века — бесчислен ное множество имен, необозрим ый небосклон истинных звезд и «звездочек на час», сияющих своим светом и светом отраженны м, холодным. На этом небосклон е имя Боба Дилана — одно из самых ярких, весомых, звучных. Его звезда, светившая с самого начала собственн ым светом, взошла в начале
{alt}
1960-х годов, но, вопреки всем законам моды, не сходит с горизонта и поныне; ему посвящены сотни, даже тысячи страниц критическ их, а то и философск их исследова ний, составляю щие целую науку диланолог ию. Почитател и артиста — а их миллионы — награждаю т его такими титулами, как «Шекспир своего поколения», «Робин Гуд XX века»… Что же обусловил о непреходя щий характер славы Дилана?
Роберт Аллан Циммерман, позаимств овавший позднее свой псевдоним от имени знаменито го поэта Дилана Томаса, родился в крошечном городке Дулут в штате Миннесота 24 мая 1941 года. Глава семьи был мелким торговцем, и в юном отпрыске рано проснулся дух протеста против мещанской атмосферы, его окружавше й. Первое бегство из родных пенат он совершил в десятилет нем возрасте, был водворен на место, но вскоре окончател ьно покинул отчий дом. В юные годы он разделил участь бродяг, бездомных, идущих по дорогам Америки в поисках лучшей доли.

Неудивите льно, что музыкальн ые истоки песен Дилана уводят к самым разным типам бытовой и народной музыки США.

Это и блюзы, и старомодн ые вальсы, и элементы популярны х «менестрельных шоу» прошлого века, и протестан тские гимны националь ной традиции, а также эстрадные напевы, восходящи е к раннему джазу.

Возрождаю тся у него и такие фольклорн ые виды Северной Америки, как песни моряков, успевшие исчезнуть на Британски х островах, но живущие у северных янки, песни ковбоев, которые по сей день символизи руют для американс кого народа его мечту, идеал. Весь этот многообра зный материал со временем переплавл яется неповтори мой индивидуа льностью автора в самобытны й стиль.

К девятнадц ати годам, порвав с университ етом уже в первый год обучения, так как академиче ский дух был глубоко чужд его внутренне й настроенн ости, исколесив всю страну с помощью автостопа, он окончател ьно понял, что песня — его судьба. Его профессор ами в суровой школе жизни стали подлинные народные певцы Биг Джо Уильяме, Мади Уотерс, Хенк Уильямс, Би Би Кинг.

В гораздо большей степени, чем упомянуты м выше музыканта м, Дилан обязан Вуди Гатри, расцвет творчеств а которого пришелся на времена великой депрессии . Тогда впервые за всю историю Штатов так мощно возрос интерес к культуре «низов», так ярко проявили себя социальны е течения в американс кой литератур е и музыке. «Гроздья гнева» Стейнбека по сей день восприним аются в США как символ демократи ческих умонастро ений той эпохи. Именно этой атмосферо й было порождено творчеств о Гатри, который в песнях на собственн ые тексты, написанны е от лица типичного американс кого бродячего пролетари я «хобо», колесящег о по стране в товарных поездах и на попутных грузовика х, обнаружил истинное лицо своей родины.

Дух эпохи «Гроздей гнева» сохранялс я и в первые послевоен ные десятилет ия, когда созревало искусство Дилана. Появляютс я первые его баллады, в которых скорбно-лирическая нота соединяет ся с резким протестом против мещанства, обыватель щины, безработи цы и нищеты, отсутстви я идеалов. Подобно Гатри, Дилан воспевает мир, который обходила дотоле «высокая культура». Вместе с тем, он не «певец деревни» и не «хобо». Его мироощуще ние пронизано урбанизмо м, и его поэтическ ие средства идут от характерн ых оборотов городской речи. Дилан повествуе т о «маленьких людях», напуганны х мощью современн ого капиталис тического города.

Рождаются знамениты е «Северные блюзы», очень быстро ставшие частью американс кого фольклора . За ними следуют актуальны е песни — «Слушай напевы ветра», «Хозяева войны», «Страшный дождь пойдет», «Времена меняются» и другие, определив шие место Дилана в том бурном обществен ном движении, что захватило Америку в шестидеся тые годы нашего века.

Первые появления на публике «странствующего рыцаря фолка» были встречены отнюдь не однозначн о. Выступал он поначалу за 2–3 доллара в вечер в маленьких ресторанч иках родного штата, приобрел определен ный круг почитател ей, но многих и раздражал его грубоваты й голос, слегка дребезжащ ий и вовсе не похожий на сладкозву чные голоса тогдашних идолов публики. Да и в Нью-Йорке, куда он затем приехал, не сразу удалось пробить лед недоверия: его упрекали, что он плохо владеет гитарой, что поет ковбойски е песни с деревенск им акцентом, пренебрег ает канонами фолкмузык и, «путая» их с элементам и популярно й песни и негритянс кой музыки. Как только ни называли его — и мистифика тором, и немузыкал ьным певцом, и поденщико м. Но уже в середине шестидеся тых годов слава его начинает нарастать, как снежный ком.

Это было время подъема движения за гражданск ие права, протеста против вьетнамск ой войны, и страстные, суровые и мужествен ные песни Дилана пришлись впору этому времени. Дилан поет, маршируя плечом к плечу с Мартином Лютером Кингом в рядах демонстра нтов во время Похода свободы на Вашингтон . Его выступлен ия встречают восторжен ный отклик в молодежно й среде. Не остались они незамечен ными и дельцами индустрии развлечен ий, и, буквально как в голливудс ком кинофильм е, неимущий паренек из западного захолусть я стремител ьно вознесся на пьедестал эстрадной звезды первой величины. Он вносит сумятицу в традицион ные хит-парады, занимая место на самом верху, уготованн ом лишь баловням публики.

Казалось, облик певца определил ся, путь найден раз и навсегда. Но тут-то все и переменил ось. Словно предчувст вуя «всемирный потоп» рок-музыки, Дилан резко меняет курс. Он быстро овладевае т ритмом и стилем рока, но при этом остается непохожим на других. Восторжен ная публика с удивление м и трепетом вслушивае тся в его сентимент ально-мистические, мрачноват ые откровени я, несущие смутное чувство тревоги, разочаров ания в жизни, неудовлет воренност и собой…

Трудно сказать, чем бы все кончилось, но вмешался случай: в 1966 году Дилан попал в мотоцикле тную аварию, много месяцев лечился, а после выздоровл ения почти не выступал. Лишь изредка появлялся он на эстраде: в 1968 году на концерте памяти Вуди Гатри в «Карнеги-холле», через год — на фестивале на острове Уайт, в 1971-м — участвует в концерте в пользу народа Бангладеш . Критики говорили об «окончательном закате» Дилана, его «творческой гибели». И вдруг в печати появилось сообщение о его согласии сняться в эпизодиче ской роли в фильме «Пат Гаррит и Билли Кинг». А потом он вновь, в который уже раз, возвратил ся на эстраду, обновленн ый, мало похожий на себя прежнего. Свое первое большое турне по США он начал не с богатых клубов Лас-Вегаса, а со стадиона в Чикаго, где его слушало почти 20 тысяч человек. Интерес к возвращен ию певца был столь велик, что по подсчетам журнала «Тайм» 7,5 процента населения США прислало заявки на билеты! «Времена меняются!» — пел Дилан, — и действите льно, этот старт стал новым этапом его творческо й жизни.

Впрочем, постоянно меняясь, Дилан теперь не отбрасыва ет своего прошлого, не отказывае тся от созданног о. В его программа х находится место ранним балладам и политичес ким песням 1960-х и новым песням, сочиненны м им в стиле госпел, и фолк-композиции, и вообще, произведе ниям самых различных стилей. Артист теперь много гастролир ует, не раз объездил и Соединенн ые Штаты, и всю Европу, записал более тридцати больших пластинок . И каждое его выступлен ие, каждая премьера таят в себе неожиданн ости для слушателе й. «Предел?» — с изумление м задавал себе риторичес кий вопрос нью-йоркский критик Джей Кокс несколько лет назад и сам же отвечал: «Боб Дилан продолжае т перемещат ь его, чтобы преодолет ь, подобно летчику-испытателю, который всегда пробует выносливо сть своего самолета на себе самом. Дилан поднимает рок-н-ролл до высоты, где воздух так разряжен, что кружится голова. Рок-н-ролл не возвращае тся, Дилан больше не возвращае тся на землю. Боб Дилан не только живет на пределе, он сам — предел».

Самая поразител ьная черта творчеств а музыканта — высокое качество поэзии. Подобно блюзам, песни Дилана можно назвать «спетой речью», настолько нераздель ны в них эти элементы, настолько точно музыкальн ые кульминац ии отражают текстовые, а неожиданн ые повороты в повествов ании и тончайшие эмоционал ьные акценты влекут за собой столь же неожиданн ые музыкальн ые приемы и гибкую изменчиво сть интониров ания. Такая тенденция к подобному типу музициров ания — музыкальн о интониров анному слову вообще — характерн а для второй половины XX века.

Но главное, что у Дилана высокому качеству поэтическ ого слова соответст вует отнюдь не «нейтральный» музыкальн ый фон, не «подсобный элемент» речевого интониров ания, сводимый к хорошо знакомым оборотам бытовой музыки. Разумеетс я, певец не свободен от влияния американс кой манеры: следы представи телей «новейшей популярно й музыки» (Элвиса Пресли, Чака Берри, Фэтса Домино и других) ощутимы в его искусстве . И все же Дилан бесконечн о возвышает ся над ними: во-первых, благодаря поэзии, затрагива ющей серьезные вопросы современн ой жизни, отвечающе й духовным исканиям поколения, а во-вторых, благодаря музыке — яркой, оригиналь ной, обобщающе й многогран ные истоки, о которых шла речь выше.

«Дилан смотрит на окружающи й мир (и в этом причина привлекат ельности его искусства для молодежи) как на мир, подчиненн ой громадной машине и бессердеч ным людям, которые сами являются частями машины, — пишет один из исследова телей его творчеств а. — Он видит жизненные сцены глазами сюрреалис та и создает свое искусство, собирая цельную мозаику из отдельных образов. Он поет о разделенн ости и пустоте общества взрослых; он насмехает ся над замкнутос тью ограничен ной академиче ской среды, над религией в предписан ных формах, над военной машиной, над законодат елями».

Однако сила его творческо го метода — не столько в сюрреалис тической образност и, сколько в своеобраз ных эффектах, возникающ их из остро выразител ьного сочетания смеха и серьезнос ти, цинизма и веры, равнодуши я и взволнова нности.

«Все в порядке, ма, я просто истекаю кровью», — говорит он в одной из самых своих известных песен, где ужас смерти передан ироническ ими интонация ми, а безысходн ость ситуации — обращение м к матери как к символу надежды и любви.

В песне «Бог на нашей стороне» Дилан с ожесточен ным юмором разоблача ет имперскую военную историю США; в песне «Мой дорогой хозяин» высмеивае тся сама возможнос ть гармониче ского единства «маленького человека» и его хозяина. Баллада «Мой отец был пожарным» отличаетс я острым фарсовым эффектом: он вызван не только неожиданн ым комически м поворотом сюжета, но и внезапным переходом от спокойной манеры повествов ания в духе старинной английско й народной поэзии к современн ому бытовому лексикону горожанин а-американца.

В середине 1980-х годов артист, словно подводя промежуто чные итоги пути, выпустил альбом из пяти пластинок, так и названный — «Биограф». В нем 53 песни, многие из которых давно уже снискали мировую известнос ть, такие, как «Господин с бубном», «Избавление», «Подобно падающему камню», «Нужно служить кому-то», «Я верю в тебя», «Новая вера»… Тогда, откликаяс ь на это издание, журнал «Тайм» заметил, что «и многолетн ий поклонник, и слушатель, впервые встречающ иеся с Диланом, наверняка будут поражены тем, как жизненно звучат его старые песни. „Мастера войны“ — уместна и актуальна в эру возможнос ти космическ их войн, а классичес кий статус не притупил хирургиче ского острия „Подземного ностальги ческого блюза“… „Биограф“ — это туннель времени, место для размышлен ий и возможнос ть возрожден ия, возможнос ть задать певцу новые вопросы».

В 1991 году Дилан выпустил новый альбом «Времена бутлегеро в» из 58 ранее написанны х, но не исполнявш ихся песен прошлых лет, ставший сразу популярны м. В 1992 году появился альбом «Good as I been to you». Это был второй сольный альбом музыканта после «Другой стороны Боба Дилана» (1964).

Искусство Боба Дилана по-прежнему современн о, актуально потому, что и сам он — дитя своего времени — живет и развивает ся по законам этого времени, а не только по законам шоу-бизнеса, которые он и вправду изучил до совершенс тва.

Все также Боб Дилан, своим грубым, хриплым, «блюзовым» голосом, в интонации нарочито внешне равнодушн ой, доносит до слушателя тревоги, горести и радости «маленьких людей» своего мира и своего поколения .

« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 08:23:05 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39