* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Леонард Бернстайн умер в (1932-1990)  (Прочитано 26 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Леонард Бернстайн умер в (1932-1990)
« : Август 27, 2020, 05:48:15 am »
Леонард Бернстайн умер

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Его отец был музыканто м. В довоенном детстве Родион часто слышал, как отец музициров ал с двумя братьями: для собственн ого удовольст вия они переиграл и множество фортепиан ных трио. Словом, можно сказать, что он рос в музыкальн ой среде. Тем не менее, особого интереса к музыке не проявлял. Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальн ых занятиях Родиона возник только после возвращен ия в Москву. Щедрин стал учеником Центральн ой музыкальн ой школы при Московско й консерват ории. В 1943 году мальчик удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадт а. Такие «акции» наконец переполни ли чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатс кая дисциплин а может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовск ое училище.

Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московско е хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильеви ч Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласилс я, но попросил Александр а Васильеви ча зачислить сына воспитанн иком — это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщени е к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренни е струны. И первые композито рские опыты были связаны с хором.

По вечерам к учащимся неоднокра тно приезжали крупнейши е композито ры и исполните ли — Шостакови ч, Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловски й, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводилс я композито рский конкурс, жюри которого возглавля л Арам Ильич Хачатурян . Щедрин оказался победител ем соревнова ния — это был, пожалуй, его первый успех в композици и.

В 1950 году Щедрин стал студентом Московско й консерват ории. В консерват ории Щедрин занимался сразу на двух факультет ах — фортепиан ном и композито рском. Класс фортепиан о вел Яков Владимиро вич Флиер, что сам композито р расценива л как одну из главных удач его жизни. Учеба у Флиера открывала ему не просто приемы владения фортепиан о, но во многом смысл и закономер ности музыкальн ого искусства .

Композици ей Родион занимался у другого замечател ьного музыкальн ого педагога — Юрия Александр овича Шапорина.

С самого начала своего творчеств а Щедрин предпочит ает выход на все новые и новые «орбиты» — чаще побеждая, иногда проигрыва я, в том числе самому себе, своим прошлым достижени ям. Экспериме нтатор и «рисковый человек» по натуре, Родион Щедрин, в отличие от многих сверстник ов по искусству, начал с самого главного: с постижени я художеств енного мышления своего народа. 20-25-летнего композито ра меньше всего волновали техническ ие кунштюки (как это часто бывает в молодости). Русский мелос — кантилена, частушка — одним словом, «волшебная гора» фольклора, открывающ ая все новые богатства пытливым рудокопам, — сюда были направлен ы поиски начинающе го автора. Это был не экзотичес кий интерес. Не к нарядному «славянству», изысканно инкрустир ующему некую условно современн ую партитуру, стремился Щедрин. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальн ом языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчив ость.

Впервые все это с особой силой проявилос ь в Фортепиан ном концерте и в балете «Конек-Горбунок», созданных в середине 1950-х годов. Оба произведе ния сразу обратили на себя внимание слушателе й и были оценены по достоинст ву: Первый концерт, прозвучав на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, был отмечен премией, а балет поставлен в Большом театре.

«Как раз перед написание м этого концерта, — вспоминае т сам композито р, — я все лето провел в Белорусси и, в сорока километра х от железной дороги, в совершенн ой глуши — охотился, рыбачил. Много чего я там навидался и наслышалс я. И, наверное, больше всего самых разнообра зных частушек. Да и сам подпевал местным красавица м, стараясь подладить ся под их исполните льский стиль. Так вот эти впечатлен ия, в том числе и чисто акустичес кие, по-видимому, как-то аккумулир овались во мне. Подобные ощущения, полные зябких намеков, полутонов, недосказа нности, невозможн о облечь в четкие словесные формулиро вки. Да и есть ли в этом нужда?..

Во всяком случае, и сейчас, по прошестви и двадцати с лишним лет, я помню, что впечатлен ия того белорусск ого лета пронизали всю мою сущность — и душу, и мозг, и темпераме нт, и руку… И я уже просто не мог обойтись без частушки в моем первом крупном сочинении .

Теперь иной раз услышишь про фольклор: все открыто, все исчерпано . Чушь! Как Волгу кружкой не испить. Несмотря ни на какие разговоры, каждое новое поколение будет находить в фольклоре неповтори мые красоты».

Балет «Конек-Горбунок» был создан по заказу Большого театра. В двадцать с небольшим лет, начинающи й, еще не окончивши й консерват орию композито р осуществл яет крупный замысел, в котором ярко выявились черты его творческо й натуры. Все эти черты остались свойствен ными Щедрину и в дальнейше м: яркие, рельефные интонации, особая выразител ьность отдельных музыкальн ых фраз, близких к речевым интонация м, изобразит ельность музыки, подчеркив ающей определен ный жест, мимику, пластику движения, которое в свою очередь выражает движение души.

Конечно, не только Щедрин пользуетс я теми или иными приемами выразител ьности, которые помогают созданию образов конкретны х, зримых. Но особое щедринско е начало проявилос ь в «Коньке-Горбунке» столь ярко, что позволило уже тогда говорить о новой своеобраз ной творческо й личности.

В начале 1960-х годов Щедрин создает два крупных произведе ния, которые в полной мере позволяют говорить о зрелости его таланта. Первое из них — опера «Не только любовь» (1961), второе — концерт для симфониче ского оркестра «Озорные частушки» (1963). Музыкальн ую основу обоих этих произведе ний составляю т русские частушки, в которых отражаютс я самые различные черты националь ного характера: озорства, удали, широкой открытост и души — и тихой печали, скромной застенчив ости, неприметн ой неяркости чувств.

В русской частушке, как и в русской душе, непостижи мо сплелись бесшабашн ый, неудержим ый надрыв и целомудре нная сдержанно сть, злая насмешка, беспощадн ость суждений и горячее участие, способнос ть сострадан ия чужой беде — «подружки» или «миленочка».

Говоря о достоинст вах этого народно-песенного жанра, помимо лаконично сти, остроты ритма, Р. Щедрин как особое достоинст во отмечает в ней «непременное чувство юмора, как в тексте, так и в музыке», что оказывает ся очень близким его творческо й манере.

В опере «Не только любовь» частушка звучит так, как бытует в народе — на деревенск ой улице и в клубах, в будни и в праздники: на сцене та же обстановк а, в которой «живет» частушка. И самое существен ное — в опере, как и в жизни, частушка тонко реагирует на все происходя щие события. С ее помощью герои оперы выражают свои чувства, свое отношение друг к другу; ею, частушкой, выносят приговор тому или иному поступку, комментир уют происходя щее. Порожденн ая каким-то определен ным настроени ем, частушка и сама создает его, подчас раскрывая внутренню ю суть событий, разъясняя их подтекст, дает им нравствен ную оценку. Причем частушка не является «инкрустацией», то есть вкраплени ем в инородную и даже чужую ей музыкальн ую ткань. Нет, частушечн ые интонации пронизыва ют собой всю музыкальн ую ткань оперы.

Очень близок к этой опере по стилю концерт для оркестра «Озорные частушки». На первый взгляд может показатьс я, что «Озорные частушки» всего лишь блестящая пьеса для оркестра, в которой мастерски использов аны незатейли вые частушечн ые мотивы. Но даже при первом знакомств е поражает необычная манера, в какой эти мотивы поданы, необычайн ое их сочетание, противопо ставление , благодаря чему эти мелодии живут, активно действуют, как бы дополняя друг друга.

Небольшая симфониче ская пьеса виртуозно го характера представл яет собой жанровые зарисовки сельского праздника . Наряду с задорным весельем, неподдель ным юмором и блеском, здесь присутств ует и проникнов енная лирика, мягкая и задумчива я. Но господств уют, конечно, настроени я веселья. По сути дела, произведе ние состоит из ряда танцеваль ных эпизодов, каждый из которых решается особым приемом. Щедрина не интересуе т фольклорн ая архаика. Он ищет источник вдохновен ия в современн ом творчеств е народа. В этом эффектном музыкальн ом хороводе композито р с редкой изобретат ельностью обыгрывае т частушечн ые попевки, их интонацио нные и ритмическ ие особеннос ти.

Главное же в том, что непостижи мым образом из этих непритяза тельных мелодий создается образ завершенн ый, зримый, конкретны й — то юношески озорной, даже задиристы й, то лиричный. Все эти музыкальн ые темы, мотивы представл яют сразу множество различных образов. Кажется, целое общество молодых людей, певцы и певуньи, сойдясь на деревенск ой околице или в клубе, где царит атмосфера живого состязани я, соревнуют ся в импровиза циях.

В 1965 году Щедрин завершает Вторую симфонию, написанну ю в форме 25 прелюдий для оркестра. Это острое публицист ическое сочинение, навеянное образами минувшей войны, с эпиграфом из гражданск их стихов А. Твардовск ого.

Через год Щедрин сочиняет Второй фортепиан ный концерт. Три части концерта — неравноце нны. Первая («Диалоги») — несколько суховата. Зато во второй части («Импровизации») и особенно в финале (воистину «Контрасты»!) — музыка живая и острая, не лишенная бутафорск ой броскости и, однако же, серьезная . Стиль концерта проще и аскетичне й стиля Второй симфонии. Все линии четче и графичней . О том, что эта тяга к графичнос ти и прозрачно сти не была случайной, свидетель ствует блистател ьная обработка «Кармен» для струнных и ударных, сделанная в 1967 году.

1970-е годы явили собой новый период в творчеств е композито ра. Теперь он не столько ищет новые формы, стилевые истоки, сколько углубляет ся в психологи ческие проблемы. Для этого необходим о воплощени е в музыке значитель ной драматиче ской темы, которая показывал а бы значитель ную человечес кую личность.

Если ранее композито р, стремясь испробова ть себя в различных областях искусства, обнаружив ал особое пристраст ие к виртуозно му стилю, то теперь его главный интерес вызывает психологи я героев, глубинный смысл их поступков .

Балет «Анна Каренина» стал знаменате льной вехой на новом пути. В этом балете Щедрин показал себя как художник, блестяще владеющий различным и, фольклорн ыми и современн ыми, стилями, способный в своих произведе ниях поднимать «вечные» проблемы человечес кого бытия, показыват ь мятежную и страстную жизнь человечес кого духа, представл ять яркие, многомерн ые характеры . Музыка балета взывает к сердцу слушателя-зрителя, передавая содержани е гениально го романа Льва Толстого.

На основе музыки этого балета было создано впоследст вии концертно е произведе ние для симфониче ского оркестра «Романтическая музыка».

В 1979 году в Большом театре состоялас ь премьера оперы Щедрина «Мертвые души». В основу ее сюжета положена бессмертн ая поэма Гоголя, по которой композито р сам писал либретто. Свое произведе ние Щедрин назвал «оперными сценами по поэме Н. В. Гоголя», что в большой мере определил о его структуру . В трех действиях последова тельно развивает ся основная, повествов ательная линия сюжета, раскрываю тся в своих психологи ческих особеннос тях характеры .

Щедрин обратился к самому сложному, самому поэтичном у произведе нию Гоголя, одному из самых сложных во всей мировой литератур е. Сегодня опера «Мертвые души» признана интересне йшим музыкальн ым произведе нием современн ости и поставлен а в нескольки х театрах в нашей стране и за рубежом.

В ней соединило сь все лучшее, что свойствен но этому композито ру — связь с русским фольклоро м, с традициям и русской классичес кой музыки XIX века, а также неустанны е поиски новых музыкальн ых форм, новых приемов музыкальн ой выразител ьности. Все это особенно заметно в речитатив ах, в портретно й характерн ости музыкальн ых образов, в красочной речевой выразител ьности оркестра…

Есть в этой опере и нечто принципиа льно новое, небывалое для оперной сцены. Это небывалое, щедринско е, проявилос ь в оригиналь ном приеме — разделени и содержани я оперы как бы на два пласта, два плана, которые противост оят один другому и одновреме нно один другого дополняют . Один представл яет нам основных персонаже й гоголевск ой поэмы, через него подается сюжетная линия. Другой — особый мир гоголевск ой лирики, в нем ярко, точно развивает ся тема России, которая выражена посредств ом музыки, очень близкой к народной. Этот план, подобно лирически м отступлен иям, которыми изобилует поэма Гоголя, периодиче ски вторгаетс я в действие, неотступн о напоминая о России, о народе; образ народа воплощен в вокальных номерах — сольных и хоровых.

Интересны м творчески м решением композито ра явилось и то, что скрипки в оркестре заменены малым хором. Щедрин объяснил эту замену своей особой любовью к человечес кому голосу, который, являясь самым тонким, самым совершенн ым инструмен том, способен точнее и тоньше выразить «мельчайшие нюансы душевных состояний».

Щедрин и в дальнейше м продолжае т радовать слушателе й проявлени ем своего многогран ного таланта. Одно за другим появляютс я крупные произведе ния, каждое из которых становитс я событием в культурно й жизни страны. В 1980 году на сцене Большого театра был поставлен балет «Чайка» по пьесе А. П. Чехова, музыку которого отличает драматург ическая цельность, глубокий психологи зм. В 1982 году состоялос ь первое исполнени е хоровой поэмы «Казнь Пугачева» на тексты А. С. Пушкина. Наиболее крупными произведе ниями последних лет являются «Музыкальное приношени е» — произведе ние для органа и духовых инструмен тов, созданное к 300-летнему юбилею И. С. Баха, и балет «Дама с собачкой».

Путь Щедрина-композитора — всегда преодолен ие; каждоднев ное, упорное преодолен ие материала, в твердых руках мастера превращаю щегося в нотные строки; преодолен ие инерции, а то и предвзято сти слушатель ского восприяти я; наконец, преодолен ие самого себя, точнее, повторени я уже открытого, найденног о, опробован ного.

Когда московска я публика впервые познакоми лась с «Музыкальным приношени ем» (1983), реакция на новую музыку Щедрина была подобна разорвавш ейся бомбе. Споры долго не утихали. Композито р, в своем творчеств е стремивши йся к предельно й сжатости, афористич ности высказыва ния (телеграфн ый стиль), вдруг словно перешел в иное художеств енное измерение . Его одночастн ая композици я для органа, 3 флейт, 3 фаготов и 3 тромбонов длится… более 2 часов. Она, по замыслу автора, не что иное, как беседа. Причем не хаотичная беседа, которую мы ведем порой, не слушая друг друга, торопясь высказать свое личное суждение, а разговор, когда каждый мог бы поведать о своих горестях, радостях, бедах, откровени ях… «Я считаю, что при торопливо сти нашей жизни это крайне важно. Остановит ься, задуматьс я». «Музыкальное приношени е» написано в преддвери и трехсотле тия со дня рождения И. С. Баха. Этой дате посвящена и Эхо-соната для скрипки соло (1984).

Новая удача композито ра — «Запечатленный ангел» — хоровая музыка в девяти частях по Н. Лескову (1988). Как отмечает в аннотации композито р, его привлекла в рассказе об иконописц е Севастьян е, расписавш ем осквернен ную сильными мира сего древнюю чудотворн ую икону, прежде всего, идея нетленнос ти художеств енной красоты, магическо й, возвышающ ей силы искусства .

Запечатле нный ангел, как и годом ранее созданная для симфониче ского оркестра «Стихира» (1987), в основу которой положен знаменный распев, посвящены тысячелет ию крещения Руси.

Продолжаю щейся напряженн ой композито рской работе неизменно сопутству ют выступлен ия Щедрина на концертно й эстраде как исполните ля своих сочинений — пианиста, а с начала восьмидес ятых годов и как органиста .
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2020, 02:53:57 pm от djjaz63 »
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39