Леонард Бернстайн
(1918–1990)
Один из самых выдающихс
я музыкальн
ых деятелей США — профессор Леонард Бернстайн
. Композито
р-экспериментатор в области как джазовой, так и серьезной музыки, он стал ведущим теоретико
м и практиком мюзикла.
Родители Бернстайн
а до эмиграции в США жили на Украине, неподалек
у от Ровно Леонард родился 25 августа 1918 года в городе Лоренс, штат Массачусе
тс, а вырос в Бостоне. Стать музыканто
м Бернстайн
у было предначер
тано судьбой, и он упорно шел по избранном
у пути, невзирая на препятств
ия, порой очень значитель
ные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыканто
м. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачиват
ь уроки, и мальчик стал сам зарабатыв
ать деньги на учение.
Учился он в знаменито
й Бостонско
й Латинской школе. Здесь Бернстайн выступал солистом и дирижером школьного оркестра, поставил силами учащихся школы оперу «Кармен». В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардск
ий университ
ет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиан
о, слушал лекции по истории музыки, филологии и философии
. В 1939–1941 годах Леонард поступил учиться в Музыкальн
ый институт Кертис в Филадельф
ии. Дирижиров
ание вел Ф. Рейнер, инструмен
товку — Р. Томпсон, фортепиан
о — И.А Венгерова
.
В 1942 году Берстайн отправилс
я совершенс
твоваться
в Беркширск
ий музыкальн
ый центр (Танглвуд). В это время появляютс
я первые серьезные сочинения композито
ра — соната для кларнета и фортепиан
о (1942), вокальный цикл «Ненавижу музыку» (1943). Но главным событием в жизни Бернстайн
а стала встреча с крупнейши
м дирижером, выходцем из России, С. Кусевицки
м. Стажировк
а под его руководст
вом в Танглвуде положила начало теплым дружеским отношения
м между ними. Бернстайн стал ассистент
ом Кусевицко
го, а вскоре — помощнико
м дирижера Нью-Йоркского филармони
ческого оркестра (1943–1944). До этого, не имея постоянно
го заработка, он жил на средства от уроков, концертны
х выступлен
ий, таперской работы. Счастливы
й случай положил начало блистател
ьной дирижерск
ой карьере Бернстайн
а. Всемирно известный Б Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянны
й дирижер оркестра А. Родзински
й отдыхал за городом (было воскресен
ье), и ничего не оставалос
ь, как поручить концерт начинающе
му ассистент
у. Всю ночь проведя за изучением сложнейши
х партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, выступил перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальн
ом мире.
Один из крупнейши
х современн
ых дирижеров, он принадлеж
ал к художника
м романтиче
ского направлен
ия; обладал ярко выраженно
й творческо
й индивидуа
льностью: стихийный темпераме
нт, стремлени
е к красочнос
ти, изобразит
ельности и динамично
сти сочеталис
ь у Бернстайн
а с глубиной и масштабно
стью интерпрет
аторской концепции
. Ему в равной степени удавалось истолкова
ние классичес
кой и современн
ой музыки, в частности, он один из выдающихс
я истолкова
телей произведе
ний Шостакови
ча. Артистизм музыканта поистине не знал предела, одним своим шуточным произведе
нием он дирижиров
ал без рук, управляя оркестром только мимикой лица и взглядами
.
Его успехи на дирижерск
ом поприще были оценены по заслугам. В 1945–1949 годах Бернстайн — уже главный дирижер оркестра «Нью-Йорк сити сентр», где стал преемнико
м знаменито
го дирижера Л. Стоковско
го. В 1957–1958 годах — дирижер Нью-Йоркского филармони
ческого оркестра, а с 1958 по 1969 год — главный дирижер.
С 1951 года, когда умер Кусевицки
й, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподава
ть в университ
ете города Вельтем (штат Массачусе
тс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевиден
ия аудитория Бернстайн
а — педагога и просветит
еля — превзошла аудиторию любого университ
ета. В то же время Бернстайн преподава
л в университ
ете чехослова
цкого города Брандис.
Бернстайн зарекомен
довал себя и как разностор
онне одаренный музыкант. Как пианист он выступал с фортепиан
ными партиями и собственн
ыми оркестров
ыми сочинения
ми, а также классичес
ким репертуар
ом. С 1944 года Бернстайн гастролир
овал во многих странах мира. Побывал он и в СССР.
Публичное исполнени
е первого произведе
ния Л. Бернстайн
а — симфонии «Иеремия» на библейску
ю тему, состоялос
ь в 1944 году в Питсбурге под управлени
ем самого автора. Позднее такой же насыщенно
й экспресси
ей отличалос
ь и другое монумента
льное вокально-инструментальное сочинение Бернстайн
а, в котором он разрабаты
вал древнеевр
ейские музыкальн
ые мотивы — оратория «Кадиш».
По предложен
ию хореограф
а Дж. Роббинса в том же году композито
р сочинил музыку балета «Свободная фантазия», постановк
а которого под управлени
ем автора была осуществл
ена на сцене «Метрополитен Опера». Вскоре совместно с Дж Роббинсом, Б. Комден и А. Грином он переработ
ал этот балет для мюзикла «Там, в городе», который прошел 463 раза.
Превращен
ие балета в мюзикл не стало для Бернстайн
а случайным эпизодом. Во всех его мюзиклах балет занимает важное место. Такое тесное сотруднич
ество, какое установил
ось между Бернстайн
ом и Роббинсом, больше характерн
о для взаимоотн
ошений композито
ра с либреттис
том. Уже в мюзикле «Свободная фантазия» Роббинс поразил публику сценой драки между тремя матросами
. Танцеваль
ный вихрь движений рук, ног, тел давал уже тогда представл
ение о возможнос
тях балета в мюзикле. Тринадцат
ь лет спустя в танцах и пластике «Вестсайдской истории» Роббинсу удалось добиться такой смысловой выразител
ьности и образност
и, которой до этого мюзикл не знал.
Следующий балет Бернстайн
а — «Факсимиле», поставлен
ный в 1946 году, относится уже к области серьезной музыки. За ним в 1949 году последова
ла Вторая симфония, которая позже в хореограф
ии Дж. Роббинса получила свое сценическ
ое воплощени
е. В 1953 году Бернстайн
у предложил
и написать несколько песен для одного мюзикла. Поскольку его не прельщала роль соавтора, он сочинил всю музыку сам. Так возник мюзикл «Удивительный город». В нем настолько мастерски, с проникнов
ением в стиль пародирую
тся сентимент
альные баллады 1930-х годов, что публика чистосерд
ечно приняла их за оригиналь
ные.
Третий мюзикл Бернстайн
а «Кандид» (1956) на либретто Л. Хелман, написанно
е по одноименн
ому роману Ф. Вольтера, успехом не пользовал
ся. Хотя художеств
енные достоинст
ва партитуры были высоки, сам сюжет. показался публике непривычн
о желчным и циничным.
Интересно, что позднее — в начале 1970-х, когда средняя стоимость бродвейск
ой постановк
и достигла полмиллио
на долларов, продюсеры предпочли обратитьс
я к проверенн
ым именам и проверенн
ым названиям
. Следствие
м такого положения явилось, в частности, возобновл
ение многих классичес
ких произведе
ний американс
кого музыкальн
ого театра. Среди них оказался и «Кандид» Бернстайн
а. Успех такого возобновл
ения во много раз превзошел первую постановк
у. «Кандид» в сезоне 1973–1974 года выдержал 740 представл
ений, тогда как первая постановк
а 1956 года прошла на сцене лишь 73 раза.
Неуспех «Кандида» полностью компенсир
овался Бернстайн
ом и Роббинсом уже в следующем году, когда, согласно их замыслу, А. Лоренц написал либретто нового мюзикла «Вестсайдская история» (1957).
Еще в 1955 году Л. Бернстайн написал симфониче
скую сюиту из музыки к суровому и серьезном
у кинофильм
у «В портовом районе», изображав
шему жизнь каменных джунглей больших городов. В фильме рассказыв
алось о положении нью-йоркских портовых рабочих, находящих
ся в сетях разных гангстерс
ких организац
ий. В «Вестсайдской истории» Л. Бернстайн пошел еще дальше и выявил другие грани социально
й действите
льности — преступно
сть среди молодежи и расовые проблемы.
По «Вестсайдской истории» можно судить обо всех признаках мюзикла — молодого музыкальн
о-драматического жанра. Этот классичес
кий мюзикл дает возможнос
ть сделать и некоторые выводы о тенденция
х развития жанра.
«Вестсайдская история» создана Л. Бернстайн
ом по пьесе Л. Лоуренса «История западной окраины». Действие ее происходи
т в Америке в начале пятидесят
ых годов двадцатог
о века на фоне обостривш
ейся расовой вражды.
«Вестсайдская история» остро современн
а. Это прослежив
ается и в выборе проблемы и героев, которые взяты прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка, и в выборе выразител
ьных средств: современн
ая живая разговорн
ая речь, почти жаргон; привычные, звучащие сегодня музыкальн
ые ритмы.
Развиваяс
ь, мюзикл включает в себя элементы и оперетты, и ревю, и достижени
я джаза. «Вестсайдская история», например, живо откликает
ся на новый джазовый стиль cool, где конструкт
ивная четкость и графичнос
ть становятс
я качествам
и, отчуждающ
имися от эмоционал
ьного. В «экстравагантно-творческом» устремлен
ии мюзикла таится, по мнению Бернстайн
а, условие его успеха. Каждый мюзикл готовит сюрприз, и «никто никогда не знает, какого рода повороты, обработки и стили стоят на очереди».
В «Вестсайдской истории» симфониче
ское начало сочетаетс
я с балладным
.
Мюзиклу с самого начала сопутство
вал успех. Постановк
а выдержала 734 представл
ения, после чего началось триумфаль
ное шествие «Вестсайдской истории». Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 году он был включен в репертуар Линкольно
вского культурно
го центра. В 1961 году по «Вестсайдской истории» был снят одноименн
ый фильм, который завоевал самую большую популярно
сть среди американс
ких музыкальн
ых фильмов.
Последняя же работа композито
ра для Бродвея — поставлен
ный к двухсотле
тию США мюзикл «Пенсильвания-авеню, 1600» на либретто А. Дж. Лернера — успеха не имела.
В 1971 году к торжестве
нному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтон
е Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречи
вые отклики критиков. Многих смущало совмещени
е традицион
ных религиозн
ых песнопени
й с элементам
и эффектных бродвейск
их шоу (в исполнени
и Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилас
ь широта музыкальн
ых интересов Бернстайн
а, его всеядност
ь и полное отсутстви
е догматизм
а. Следует отметить, что Бернстайн никогда не проводил резкую границу между развлекат
ельной и серьезной музыкой Он писал и дирижиров
ал как ту, так и другую музыку. В своей книге «Радость в музыке», переведен
ной на девять языков, Бернстайн охарактер
изовал Пятую симфонию Бетховена как джаз, американс
кий мюзикл как большую оперу, сравнив его с музыкой Иоганна Себастьян
а Баха Другими словами, для Бернстайн
а существов
ала только хорошая или не очень хорошая музыка, независим
о от того, является она серьезной или развлекат
ельной.