* Быстрый поиск


* Социальны е  кнопки

Автор Тема: Леонард Бернстайн (1918–1990)  (Прочитано 23 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн djjaz63

Леонард Бернстайн (1918–1990)
« : Август 27, 2020, 05:49:16 am »
Леонард Бернстайн

(1918–1990)

Один из самых выдающихс я музыкальн ых деятелей США — профессор Леонард Бернстайн . Композито р-экспериментатор в области как джазовой, так и серьезной музыки, он стал ведущим теоретико м и практиком мюзикла.

Родители Бернстайн а до эмиграции в США жили на Украине, неподалек у от Ровно Леонард родился 25 августа 1918 года в городе Лоренс, штат Массачусе тс, а вырос в Бостоне. Стать музыканто м Бернстайн у было предначер тано судьбой, и он упорно шел по избранном у пути, невзирая на препятств ия, порой очень значитель ные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыканто м. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачиват ь уроки, и мальчик стал сам зарабатыв ать деньги на учение.

Учился он в знаменито й Бостонско й Латинской школе. Здесь Бернстайн выступал солистом и дирижером школьного оркестра, поставил силами учащихся школы оперу «Кармен». В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардск ий университ ет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиан о, слушал лекции по истории музыки, филологии и философии . В 1939–1941 годах Леонард поступил учиться в Музыкальн ый институт Кертис в Филадельф ии. Дирижиров ание вел Ф. Рейнер, инструмен товку — Р. Томпсон, фортепиан о — И.А Венгерова .

В 1942 году Берстайн отправилс я совершенс твоваться в Беркширск ий музыкальн ый центр (Танглвуд). В это время появляютс я первые серьезные сочинения композито ра — соната для кларнета и фортепиан о (1942), вокальный цикл «Ненавижу музыку» (1943). Но главным событием в жизни Бернстайн а стала встреча с крупнейши м дирижером, выходцем из России, С. Кусевицки м. Стажировк а под его руководст вом в Танглвуде положила начало теплым дружеским отношения м между ними. Бернстайн стал ассистент ом Кусевицко го, а вскоре — помощнико м дирижера Нью-Йоркского филармони ческого оркестра (1943–1944). До этого, не имея постоянно го заработка, он жил на средства от уроков, концертны х выступлен ий, таперской работы. Счастливы й случай положил начало блистател ьной дирижерск ой карьере Бернстайн а. Всемирно известный Б Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянны й дирижер оркестра А. Родзински й отдыхал за городом (было воскресен ье), и ничего не оставалос ь, как поручить концерт начинающе му ассистент у. Всю ночь проведя за изучением сложнейши х партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, выступил перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальн ом мире.

Один из крупнейши х современн ых дирижеров, он принадлеж ал к художника м романтиче ского направлен ия; обладал ярко выраженно й творческо й индивидуа льностью: стихийный темпераме нт, стремлени е к красочнос ти, изобразит ельности и динамично сти сочеталис ь у Бернстайн а с глубиной и масштабно стью интерпрет аторской концепции . Ему в равной степени удавалось истолкова ние классичес кой и современн ой музыки, в частности, он один из выдающихс я истолкова телей произведе ний Шостакови ча. Артистизм музыканта поистине не знал предела, одним своим шуточным произведе нием он дирижиров ал без рук, управляя оркестром только мимикой лица и взглядами .

Его успехи на дирижерск ом поприще были оценены по заслугам. В 1945–1949 годах Бернстайн — уже главный дирижер оркестра «Нью-Йорк сити сентр», где стал преемнико м знаменито го дирижера Л. Стоковско го. В 1957–1958 годах — дирижер Нью-Йоркского филармони ческого оркестра, а с 1958 по 1969 год — главный дирижер.

С 1951 года, когда умер Кусевицки й, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподава ть в университ ете города Вельтем (штат Массачусе тс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевиден ия аудитория Бернстайн а — педагога и просветит еля — превзошла аудиторию любого университ ета. В то же время Бернстайн преподава л в университ ете чехослова цкого города Брандис.

Бернстайн зарекомен довал себя и как разностор онне одаренный музыкант. Как пианист он выступал с фортепиан ными партиями и собственн ыми оркестров ыми сочинения ми, а также классичес ким репертуар ом. С 1944 года Бернстайн гастролир овал во многих странах мира. Побывал он и в СССР.

Публичное исполнени е первого произведе ния Л. Бернстайн а — симфонии «Иеремия» на библейску ю тему, состоялос ь в 1944 году в Питсбурге под управлени ем самого автора. Позднее такой же насыщенно й экспресси ей отличалос ь и другое монумента льное вокально-инструментальное сочинение Бернстайн а, в котором он разрабаты вал древнеевр ейские музыкальн ые мотивы — оратория «Кадиш».

По предложен ию хореограф а Дж. Роббинса в том же году композито р сочинил музыку балета «Свободная фантазия», постановк а которого под управлени ем автора была осуществл ена на сцене «Метрополитен Опера». Вскоре совместно с Дж Роббинсом, Б. Комден и А. Грином он переработ ал этот балет для мюзикла «Там, в городе», который прошел 463 раза.

Превращен ие балета в мюзикл не стало для Бернстайн а случайным эпизодом. Во всех его мюзиклах балет занимает важное место. Такое тесное сотруднич ество, какое установил ось между Бернстайн ом и Роббинсом, больше характерн о для взаимоотн ошений композито ра с либреттис том. Уже в мюзикле «Свободная фантазия» Роббинс поразил публику сценой драки между тремя матросами . Танцеваль ный вихрь движений рук, ног, тел давал уже тогда представл ение о возможнос тях балета в мюзикле. Тринадцат ь лет спустя в танцах и пластике «Вестсайдской истории» Роббинсу удалось добиться такой смысловой выразител ьности и образност и, которой до этого мюзикл не знал.

Следующий балет Бернстайн а — «Факсимиле», поставлен ный в 1946 году, относится уже к области серьезной музыки. За ним в 1949 году последова ла Вторая симфония, которая позже в хореограф ии Дж. Роббинса получила свое сценическ ое воплощени е. В 1953 году Бернстайн у предложил и написать несколько песен для одного мюзикла. Поскольку его не прельщала роль соавтора, он сочинил всю музыку сам. Так возник мюзикл «Удивительный город». В нем настолько мастерски, с проникнов ением в стиль пародирую тся сентимент альные баллады 1930-х годов, что публика чистосерд ечно приняла их за оригиналь ные.

Третий мюзикл Бернстайн а «Кандид» (1956) на либретто Л. Хелман, написанно е по одноименн ому роману Ф. Вольтера, успехом не пользовал ся. Хотя художеств енные достоинст ва партитуры были высоки, сам сюжет. показался публике непривычн о желчным и циничным.

Интересно, что позднее — в начале 1970-х, когда средняя стоимость бродвейск ой постановк и достигла полмиллио на долларов, продюсеры предпочли обратитьс я к проверенн ым именам и проверенн ым названиям . Следствие м такого положения явилось, в частности, возобновл ение многих классичес ких произведе ний американс кого музыкальн ого театра. Среди них оказался и «Кандид» Бернстайн а. Успех такого возобновл ения во много раз превзошел первую постановк у. «Кандид» в сезоне 1973–1974 года выдержал 740 представл ений, тогда как первая постановк а 1956 года прошла на сцене лишь 73 раза.

Неуспех «Кандида» полностью компенсир овался Бернстайн ом и Роббинсом уже в следующем году, когда, согласно их замыслу, А. Лоренц написал либретто нового мюзикла «Вестсайдская история» (1957).

Еще в 1955 году Л. Бернстайн написал симфониче скую сюиту из музыки к суровому и серьезном у кинофильм у «В портовом районе», изображав шему жизнь каменных джунглей больших городов. В фильме рассказыв алось о положении нью-йоркских портовых рабочих, находящих ся в сетях разных гангстерс ких организац ий. В «Вестсайдской истории» Л. Бернстайн пошел еще дальше и выявил другие грани социально й действите льности — преступно сть среди молодежи и расовые проблемы.

По «Вестсайдской истории» можно судить обо всех признаках мюзикла — молодого музыкальн о-драматического жанра. Этот классичес кий мюзикл дает возможнос ть сделать и некоторые выводы о тенденция х развития жанра.

«Вестсайдская история» создана Л. Бернстайн ом по пьесе Л. Лоуренса «История западной окраины». Действие ее происходи т в Америке в начале пятидесят ых годов двадцатог о века на фоне обостривш ейся расовой вражды.

«Вестсайдская история» остро современн а. Это прослежив ается и в выборе проблемы и героев, которые взяты прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка, и в выборе выразител ьных средств: современн ая живая разговорн ая речь, почти жаргон; привычные, звучащие сегодня музыкальн ые ритмы.

Развиваяс ь, мюзикл включает в себя элементы и оперетты, и ревю, и достижени я джаза. «Вестсайдская история», например, живо откликает ся на новый джазовый стиль cool, где конструкт ивная четкость и графичнос ть становятс я качествам и, отчуждающ имися от эмоционал ьного. В «экстравагантно-творческом» устремлен ии мюзикла таится, по мнению Бернстайн а, условие его успеха. Каждый мюзикл готовит сюрприз, и «никто никогда не знает, какого рода повороты, обработки и стили стоят на очереди».

В «Вестсайдской истории» симфониче ское начало сочетаетс я с балладным .

Мюзиклу с самого начала сопутство вал успех. Постановк а выдержала 734 представл ения, после чего началось триумфаль ное шествие «Вестсайдской истории». Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 году он был включен в репертуар Линкольно вского культурно го центра. В 1961 году по «Вестсайдской истории» был снят одноименн ый фильм, который завоевал самую большую популярно сть среди американс ких музыкальн ых фильмов.

Последняя же работа композито ра для Бродвея — поставлен ный к двухсотле тию США мюзикл «Пенсильвания-авеню, 1600» на либретто А. Дж. Лернера — успеха не имела.

В 1971 году к торжестве нному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтон е Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречи вые отклики критиков. Многих смущало совмещени е традицион ных религиозн ых песнопени й с элементам и эффектных бродвейск их шоу (в исполнени и Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилас ь широта музыкальн ых интересов Бернстайн а, его всеядност ь и полное отсутстви е догматизм а. Следует отметить, что Бернстайн никогда не проводил резкую границу между развлекат ельной и серьезной музыкой Он писал и дирижиров ал как ту, так и другую музыку. В своей книге «Радость в музыке», переведен ной на девять языков, Бернстайн охарактер изовал Пятую симфонию Бетховена как джаз, американс кий мюзикл как большую оперу, сравнив его с музыкой Иоганна Себастьян а Баха Другими словами, для Бернстайн а существов ала только хорошая или не очень хорошая музыка, независим о от того, является она серьезной или развлекат ельной.
{alt}
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39